Эффективное руководство
Некоторые команды менеджеров отошли от традиционного стиля управления, совершив своеобразный «прорыв в менеджменте». Их подход позволил организациям далеко опередить конкурентов по объемам темпов роста продаж, прибылей, по эффективности потребления ресурсов, по оптимизации финансирования и кадровой политики. Многие организации сферы услуг начали двигаться в том же направлении, и стратегии успеха, базирующиеся на качестве, которые они применяют, во многом определяются эффективностью управления.
Эффективное управление берет свое начало с видения исполнительного директора, основывается на учете рыночных возможностей, воплощается в стратегии, которая даст компании конкурентные преимущества и приведет к успеху в бизнесе. Оно распространяется дальше, охватывая все убеждения и оценки, отражаясь на решениях и планах, принятых и подготовленных любым членом организации. Оно ориентирует всех работников на выполнение эффективных действий, направленных на увеличение ценности продукции.
Эффективное руководство и TQM вместе приводят к тому, что организация начинает «делать правильные вещи», причем «с первой попытки». Чтобы быть эффективными лидерами, руководители компании должны обращать особое внимание на пять ключевых моментов.
Пять ключевых принципов управления
Формулирование миссии
Необходимо разработать и опубликовать четко выраженные корпоративные убеждения — в этом состоит формулирование миссии. Исполнительные директора должны выразить цели и убеждения через ясное видение того, какой они хотят видеть организацию в будущем, чего конкретно они хотят достичь в соответствии с основными убеждениями. Все это вместе взятое и определяет то, для чего существует организация. Команда руководителей компании должна будет потратить много времени, чтобы проделать эту работу и составить программу реализации намеченных целей.
Четко определенные и правильно переданные сотрудникам убеждения и цели, которые могут быть кратко изложены в официальной формулировке миссии, особенно важны, если все сотрудники должны работать вместе, как одна команда. Эти убеждения и цели должны затрагивать следующее:
♦ Определение бизнеса — например, потребностей, которые бизнес призван удовлетворить, или пользы, которую он приносит.
♦ Лояльность эффективному управлению и качеству.
♦ Целевые сегменты и взаимоотношения с покупателями, а также положение на рынке товара или услуги.
♦ Роль или вклад организации в целом или отдельной ее единицы — например основного производства, ремонтного отдела или подразделения, работающего над поиском новых возможностей.
♦ Конкурентное преимущество: краткое определение умения или способности, характерной только для данной конкретной организации или бизнес - единицы.
♦ Индикаторы развития в будущем: краткое изложение основных планов, которые должны приниматься во внимание.
Формулировка миссии и более развернутые убеждения и цели могут затем использоваться для сообщения и внушения видения организации сотрудникам, осуществления ее развития в нужном направлении. Кроме того, руководители компании должны демонстрировать свою полную лояльность этим убеждениям и целям.
Разработка ясных и эффективных стратегий и поддерживающих их планов для выполнения миссии и целей
Достижение целей фирмы или ее подразделения требует разработки стратегии бизнеса или данного подразделения, включая стратегическое позиционирование на рынке. Затем для внедрения стратегии могут быть разработаны специальные планы. Такие стратегии и планы могут разрабатываться только руководителями высшего звена, но, скорее всего, если в их разработке будут участвовать рядовые сотрудники, то они станут более лояльны этим планам и стратегиям и их внедрение будет активнее поддерживаться.
Установление ключевых факторов успеха и основных процессов Следующий шаг заключается в определении ключевых факторов успеха (КФУ). Этот термин используется для обозначения наиболее важных промежуточных целей организации. КФУ — это то, что необходимо для выполнения миссии организации. За КФУ следуют основные процессы, или бизнес-процессы — виды деятельности, которые должны выполняться особенно качественно, чтобы обеспечить КФУ (этот процесс описан более подробно в: Oakland, 1998).
Реорганизация структуры управления
Определение корпоративных целей и стратегий, КФУ и основных процессов может потребовать пересмотра организационной структуры. Менеджеры и другие работники могут трудиться с полной отдачей лишь тогда, когда существует эффективная структура, базирующаяся на управлении процессами. При этом определяется ответственность как за управление организацией, так и за используемые при этом рабочие процедуры.
Переоценка структуры управления должна также включать в себя создание в рамках организации команд, чья деятельность будет направлена на усовершенствование процессов, протекающих внутри организации.
Делегирование полномочий, — поощрение эффективного участия работников Для существования эффективного управления необходимо, чтобы оно было максимально близко к работникам. Должны быть разработаны эффективные коммуникации по вертикали и горизонтали организации во всех направлениях; относительно затрагиваемых в процессе сообщения вопросов должны предприниматься конкретные действия. Хорошие коммуникации должны поддерживаться также и со всеми поставщиками и потребителями.
Основы модели TQM
Средством достижения эффективного управления является TQM. Мы видели, что оно требует вовлечения в этот процесс всей организации, всех сотрудников и всех подразделений, внешнего окружения, включая внешние организации и поставщиков. Некоторые аспекты TQM мы уже рассмотрели, среди них:
♦ Определение потребителей и выявление их потребностей.
♦ Установление стандартов, которые согласуются с требованиями потребителей.
♦ Контроль над процессами и системами и усовершенствование их потенциальных возможностей.
♦ Ответственность руководства за установление философии и политики качества, обеспечение мотивации посредством лидерства и обеспечение людей всем необходимым для достижения высокого качества.
♦ Передача сотрудникам всех уровней широких полномочий действовать в целях совершенствования качества.
Задача внедрения TQM может несколько обескуражить, а исполнительный директор, который с ней сталкивается, может испытать раздражение и запутаться в многообразии теорий. Здесь необходимы определенные упрощения. Сердцевиной TQM должно быть взаимодействие «поставщик-потребитель», как внешнее, так и внутреннее, а также тот факт, что в каждой зоне взаимодействия существуют процессы, трансформирующие входы в выходы. Очевидно, что управление процессами и входами должно создавать лояльность идее создания «внутреннего» качества.
Как можно помочь руководителям высшего звена в их понимании того, что необходимо сделать для создания лояльности качеству и внедрения замыслов? Некоторые авторитетные специалисты Америки и Японии в вопросах качества определили ряд основополагающих положений, или принципов («мудрых идей» управления и лидерства). Многие организации используют эти принципы для реализации политики качества. Здесь эти принципы изложены в виде несколько модифицированных 10 пунктов, которые следует принять на вооружение руководителям компаний.
10 принципов для руководителей
1. Для постоянного усовершенствования организации требуется долгосрочная лояльность идеям совершенствования.
Необходимо постоянство целей, и лояльное отношение к этим целям должна начинаться с верхних уровней иерархии. Процесс усовершенствования качества должен действительно планироваться в масштабах всей организации (т. е. он должен охватывать все отделы, все подразделения, он должен включать в себя потребителей, поставщиков и субподрядчиков). Он не может ограничиваться одним подразделением в надежде на то, что это начинание затем постепенно распространится по всей организации.
Местом, где начинается процесс создания качества, должен стать зал заседаний совета директоров — начать следует сверху. Затем этот процесс должен постепенно распространиться по организации, охватить все ее части. Разумно будет попытаться избежать кавалерийских наскоков во внедрении TQM, так как это может привести к большой суете при отсутствии каких - либо реальных изменений в поведении.
2. Чтобы прийти к культуре «правильно с первой попытки», примите философию нулевых ошибок/дефектов.
Это должно основываться на всестороннем понимании потребностей и ожиданий потребителя, на работе в команде, развивающейся посредством вовлечения работников и строгого применения цикла Деминга «План-выпол - нение-контроль-действие» (рис. 3).
Рис. 3. Цикл постоянного совершенствования Деминга (Deming, 1982) |
3. Обучите людей в организации пониманию взаимоотношений «поставщик- потребитель».
Лояльность к запросам потребителя должна выстраиваться с верхних уровней иерархии, с председателя совета или исполнительного директора. Без этого время и усилия будут потрачены впустую. Каждый сотрудник, директор или менеджер должен стремиться достичь ориентации на потребителя. Также должна быть совершенно понятна и используема концепция внутренних потребителей и поставщиков.
4. При покупке товаров или услуг не судите о качестве сделки только по цене — обращайте внимание на общие затраты.
Необходимо требовать постоянного усовершенствования во всем, включая поставщиков. Это приведет к улучшению товаров, услуг и позволит снизить процент брака.
Постоянное усовершенствование товара или услуги обеспечивается извне, так что общие затраты на ведение бизнеса сокращаются.
5. Поймите, что совершенствованием систем необходимо управлять. Определение ожидаемых стандартов деятельности и систем, с помощью которых можно достигнуть этих стандартов, подпадает под ответственность руководства. Должно стать правилом то, что системы соответствуют общим потребностям и ожиданиям и являются частью непрерывного процесса усовершенствования.
6. Усвойте современные методы контроля и обучения — избавьтесь от страха. Критиковать ошибки всегда слишком просто, но часто кажется сложным похвалить успехи и достижения. Признавайте и публично объявляйте о достигнутых успехах и достижениях, предоставьте соответствующую помощь и обеспечьте контроль.
7. Стирайте барьеры между отделами, управляя процессами — налаживайте коммуникации и создавайте командный дух.
Барьеры часто создаются в рамках так называемого «силосного менеджмента», когда к подразделениям относятся как к амбарам для хранения силоса, которые разделены между собой. Потребителя не интересуют отдельные подразделения, со своей позиции он делает как бы «продольный срез» организации и видит результат происходящих процессов. Создавать команды и налаживать коммуникации нужно именно вокруг процессов.
8. Избавляйтесь от:
♦ Случайных целей без соответствующих методов.
♦ Всех стандартов, в основе которых лежат голые цифры.
♦ Барьеров, не позволяющих гордиться своим мастерством.
♦ Фантазий — добывайте факты, используя правильные методы.
Всегда очень важно знать, насколько хорошо идут дела с точки зрения удовлетворения потребностей и ожиданий потребителя. Помогите каждому отдельному работнику понять, каким образом он достигнет целей и насколько хорошо это у него получается.
9. Постоянно обучайте и переобучайте работников: создавайте экспертов своего дела.
Эксперты в любом деле — это люди, которые выполняют свою работу каждый день своей жизни. Заключенная в них потенциальная сила может быть реализована в организации путем обучения, тренировок, поощрений и вовлечения.
10. Развивайте планомерный подход к управлению внедрением TQM.
TQM не должно рассматриваться в качестве некоего смутного, неясного подхода к управлению организацией. Оно требует тщательного планирования и полностью интегрированной стратегии, которая обусловлена миссией организации. С помощью этого TQM будет способствовать реализации видения любой организации.
Краткий вывод из десяти принципов, адресованных руководителям
♦ Определите взаимоотношения «потребитель-поставщик».
♦ Управляйте именно процессами.
♦ Измените культуру.
♦ Улучшите коммуникации.
♦ Проявляйте лояльность.
Все это составляет первую часть модели TQM — так называемые «мягкие» выводы из этой модели (смотри рис. 4). Сердцевина процесса должна быть окружена, однако, и некоторыми «жесткими» требованиями управления:
♦ Системы (основанные на хороших внутренних стандартах).
♦ Средства (для анализа, выявления взаимосвязи и прогноза действий с целью осуществления постоянного усовершенствования).
♦ Команды (советы работников, команды повышения качества, кружки качества, команды корректирующих действий).
Теперь модель дает нам разносторонний образ TQM, согласно которому можно исследовать конкретную организацию и с которым можно сравнивать и выявлять слабые стороны конкретного подхода TQM. Эту модель сложно изобразить только в двух измерениях, но рис. 4 представляет собой попытку отображения основных характеристик модели.