Что способствовало развитию франчайзинга?
Франчайзинг распространился за последние сорок лет как предпочтительный по сравнению с другими бизнес-форматами вариант осуществления сбыта и распределения по следующим причинам: он выгоден и франчайзеру, и франчайзи; в социально-экономической среде действовали благоприятные факторы; сыграли роль заинтересованные третьи стороны.
Основным побудительным мотивом для франчайзера является обычно недостаток капитала или нежелание подвергать себя риску, беря в долг. Поскольку франчайзи предоставляет капитал, который вкладывается в новое предприятие, экспансия может осуществляться с меньшими затратами капитала фирмы, и некоторые риски, связанные с коммерческой деятельностью, переходят с фирмы на франчайзи. Также возникает потенциальная возможность более быстрого роста, чем было бы возможно при самостоятельном расширении компании, и франчайзеру требуется меньше сотрудников, чем для собственных подразделений. Относительно небольшие капи - таловложения со стороны франчайзера должны привести к более высокой прибыли от использованного капитала. Более того, франчайзинг позволяет фирмам на уровне своих торговых точек приобретать некоторые из характеристик, присущих малым предприятиям, например знание местных условий, более длительные часы работы, гибкость. Поскольку франчайзи вкладывают собственные средства в бизнес, они обычно являются высокомотивированными, показатели их предприятий будут лучше, чем у тех, которыми руководят менеджеры компании. И наконец, но ни в коем случае не в последнюю очередь, поскольку владение собственным делом дает некоторые преимущества, проще найти хороших франчайзи, чем хороших менеджеров, так что компания, которая не может позволить себе нанять менеджера необходимого уровня или с особыми знаниями для управления своим подразделением, при помощи франчайзинга получает возможность решить проблемы персонала.
Человек решает стать франчайзи, а не независимым владельцем малого предприятия, потому что его может заинтересовать выгодная комбинация малого и большого бизнеса.
Хотя франчайзи и должны быть готовы пожертвовать некоторой независимостью, в обмен на это они получают «возможность и поддержку», которые значительно сокращают риск, присущий созданию своего дела. Это происходит благодаря тому, что они свободно действуют в контролируемой среде, где им предоставляется помощь и поддержка, и в то же время они пользуются преимуществами известной торговой марки, профессионального управления и экономии масштаба более крупной организации. И наконец, франчайзи получают бизнес, который, надо надеяться, можно будет выгодно продать.
Влияние социально-экономических факторов и третьих сторон
Развитию франчайзинга способствовали некоторые факторы среды. В частности, значительную роль сыграл сдвиг, происшедший в экономике в направлении сектора услуг, где как раз и сосредоточен франчайзинг, поскольку работа преданного и высокомотивированного франчайзи должна способствовать высокому качеству обслуживания.
Дальнейшим стимулом развития франчайзинга стало преобладание в экономике начиная с 1980-х гг. «духа предпринимательства», поскольку этот способ организации своего бизнеса более легкий и менее рискованный. За счет высокого уровня безработицы в этот период стали доступны средства в виде выходных пособий на покупку франшиз. Кроме того, франчайзинг выиграл от возрастания интереса, проявленного центральным правительством к развитию малых предприятий. Европейский Союз (ЕС) также признал значение франчайзинга для выживания и благополучия сектора малого бизнеса и как средства стимулирования создания малых предприятий в коммерчески слаборазвитых областях ЕС. Вследствие этого в 1988 г. соглашения о франчайзинге были выведены из-под контроля конкурентного законодательства ЕС (Mendelsohn and Harris, 1992).
Британские банки также очень положительно относятся к франчайзингу, поскольку уровень банкротств среди франчайзи ниже, чем среди других малых предприятий, и, следовательно, они представляют собой меньший риск для кредитования. В результате франчайзи получают льготное финансирование. Банки Великобритании, занимающиеся финансированием франчайзинговых систем, готовы предоставить кредит, покрывающий до 70% потребности будущего франчайзи в инвестировании, и часто более низкую процентную ставку, чем для независимых малых предприятий. Более того, для того чтобы еще больше снизить риск при предоставлении кредита франчайзи, в 1980-х гг. банки организовали специальные подразделения по франчайзингу. Их основной задачей является тщательное изучение и оценка финансового положения, организации и работы франчайзинговой сети. На основании такого исследования подразделение решает вопрос о предоставлении кредита франчайзи данной системы.
И наконец, усилия Британской франчайзинговой ассоциации (BFA) — профессиональной ассоциации франчайзеров — способствовали созданию благоприятного мнения о франчайзинге и его положительного образа, а также повышению стандартов.
Несмотря на то что франчайзинг предоставляет много преимуществ и франчайзеру, и франчайзи, в управлении такой системой возникают некоторые сложности. С одной стороны, франчайзи являются высокомотивированными, преданными и инициативными работниками, а также вкладывают свой капитал в бизнес, с другой — все эти преимущества могут быть в некоторой степени сведены на нет затратами и трудностями, связанными с поддержанием единых стандартов обслуживания и неизменного общественного мнения о компании в условиях такой децентрализованной организации. Франчайзи могут иметь очень высокую мотивацию, но при этом они могут отнимать много времени и сил у верхних эшелонов управления. В некоторой степени это обусловлено тем фактом, что бизнес франчайзи юридически является независимым от франчайзера. Вследствие этого франчайзер не может также свободно отдавать приказы, как в своих собственных подразделениях. По существу, франшиза является партнерством, хотя и неравным, и именно сложности такого соглашения и потенциальная возможность возникновения конфликта приводили к провалу франчайзинговых организаций. Кроме того, тот факт, что франчайзеру приходится убеждать франчайзи, а не просто отдавать приказы, как в ситуации с менеджерами своей компании, привел некоторых наблюдателей к заключению ( Williamson, 1992), что франчайзинговые фирмы менее способны приспосабливаться к переменам, чем полностью интегрированные компании.
Для франчайзера самой большой проблемой является успешное управление всеми аспектами взаимоотношений с франчайзи. Для франчайзи самой главной заботой является качество франчайзера, т. е. насколько хорошо была проверена на практике концепция фирмы и насколько хорошо будет франчайзер исполнять свои постоянные обязанности по отношению к своим франчайзи.