Альянсы: причины возникновения, мотивы и преимущества факторы формирования альянсов
Стремительные изменения технологий, сокращение жизненного цикла продукции и возрастающая конкуренция, являющаяся одним из следствий снижения барьеров в международной торговле (Ohmae, 1985), вносят свой вклад в увеличение потребности обладания определенными возможностями. Можно сказать, что фирма обладает конкурентными преимуществами, если ее товары и услуги предоставляют покупателю ценность, превосходящую все, что могут предложить другие фирмы-конкуренты. Отличительные возможности, или основная компетенция, успешно используемая фирмой на рынке, становится конкурентным преимуществом (Кау, 1993). Если создание конкурентных преимуществ само по себе является достаточно сложной задачей, то поддержание этих преимуществ в любом случае сопряжено с еще большими трудностями. Считается, что большинство инновационных продуктов и даже процессов копируется конкурентами в течение примерно года после их выведения на рынок (Slater, 1996). Конкурентные преимущества различаются по своему уровню и по сложности их копирования. Перечень конкурентных преимуществ варьируется от тех, которые легко воспроизвести в точности, до тех, которые сложно скопировать. Чем более «встроенной» является основная компетенция компании, тем сложнее другим фирмам ее имитировать. Ряд параметров, по которым сейчас конкурируют фирмы, достаточно велик и разнообразен. Изначально список, предложенный М. Портером (М. Porter), насчитывал три основных преимущества: стоимость, дифференциация и концентрация (Porter, 1980). В последние годы количественные и качественные изменения конкурирующих фирм заставляют интерпретировать такие традиционные преимущества, как цена, качество, скорость доставки и сервис как плату за вход на рынок или как обязательное условие для конкурирующих фирм.
Поскольку обладание этими традиционными сильными сторонами становится для фирм необходимым условием конкуренции на рынке (и большинство фирм действительно обладают необходимыми качествами), успех в конечном итоге зависит то того, обладает ли фирма другими конкурентными преимуществами, которые являются уникальными и эксклюзивными. Потребители уже воспринимают традиционные отличительные черты как нечто само собой разумеющееся, и, следовательно, фирмам становится сложно дифференцировать себя и постоянно пытаться обойти конкурентов на основе только этих параметров. Основные умения более высокого порядка, такие как партнерство, обучаемость и инновационность, более сложно имитировать. Уникальность и эксклюзивность компетенции заключается в том, насколько сложно ее скопировать, что позволяет фирме использовать ее на конкретных рынках и положить эту компетенцию в основу следующего этапа развития конкурентного преимущества. Процесс развития и поддержания конкурентных преимуществ лучше всего рассматривать как динамический процесс, подверженный постоянному усовершенствованию и обновлению. Действительно, скорее всего, рост и процветание фирм в будущем будет зависеть от их способности строить бизнес в неких новых областях, нежели от их способности поддерживать старый бизнес на жизнеспособном уровне (Hamel and Prahalad, 1994).
Технологическое развитие в сфере коммуникаций и транспорта значительно изменяет наш взгляд на расстояние и время (McKenna, 1997) и постоянно ослабляет те силы, которые заставляют удерживать бизнес на местном уровне. Интеграция экономик разных стран и регионов, региональные соглашения, валютные союзы и все более тонкое и четкое определение вкусов потребителей и стандартов их уровня жизни заставляют фирмы все меньше придерживаться географических границ, конкретных рынков, продуктов и излишних удобств. Азиатский финансовый кризис в 1997 г. послужил началом шоковых волн по всему миру, подтверждая тем самым глобальную связанность бизнеса в его сути. Введение с 1999 г. евро, единой валюты для ряда европейских стран, стало еще одним значительным шагом вперед. Это шаг, который позволяет обычному рынку двигаться вперед после образования Европейского Союза. Фирмы, которые работают с поставщиками, покупателями и даже с конкурентами на условиях партнерства внутри и вовне своих регионов, подготавливают почву для такой конкурентной позиции в будущем, с которой будет трудно соперничать.
Создание и успешное поддержание конкурентных преимуществ как самоцель может быть нежизнеспособно, а в некоторых случаях вообще недопустимо. Продукты и инновации, которые выходят на рынок позднее, чем это планировалось, могут уже не принести ожидаемой прибыли, и даже могут принести убытки, если конкурирующие продукты запущены на рынок достаточно агрессивно. Некоторые высокотехнологичные отрасли известны как чрезвычайно неустойчивые и подверженные устареванию. В таких отраслях даже те усилия, которые направлены на простое поддержание компании на общерыночном уровне, требуют огромных затрат ресурсов. Затраты на исследования и разработки могут подняться до невероятных высот, а сроки окупаемости инвестиций — оказаться значительно меньше, чем когда-либо раньше. На рис. 1 показаны различные варианты реакции фирмы в условиях возрастающей конкуренциии и увеличивающейся сложности бизнеса — выбор соответствующей альтернативы действия для организации будет иметь здесь большую важность со стратегической точки зрения.
с О <з о
Изменения во вкусах потребителей Быстро изменяющиеся технологии1 |
Высокие затраты ^ ^ на НИОКР Либерализация |
Возрастающая конкуренция Глобализация промышленности |
D g о §:
ш ш о Q. О о. * Сб 2 |
Интеграция Альянсы Слияния Поглощения J Рис. 1. Факторы формирования альянсов |
ф
ш
о
Q.
>*
О
Q.
Сотрудничество - «единственное» решение
Хотя разнообразие и формы, которые может принимать межфирменная кооперация, весьма многочисленны и предоставляют организации ощутимые выгоды и преимущества, как менеджеры, так и практики склонны прибегать к слияниям и поглощениям как к способу достижения роста и прибыльности компании. Это становится очевидным при взгляде на количество слияний и поглощений, о которых объявляется в ежедневных финансовых изданиях. Все это происходит несмотря на тот факт, что реальность со всей очевидностью убеждает нас в том, что слияния редко, если вообще когда-либо, приводят к долгосрочным прибыльным результатам. Поглощения также редко приводят к полному успеху, поскольку существуют определенные трудности, связанные с поиском подходящего объекта для поглощения по приемлемой цене. В действительности утверждается, что «менеджеры часто чересчур склонны к интеграции в силу того, что они не способны осознать преимущества всей совокупности таких квази-интеграционных стратегий, как долгосрочные контракты, совместные предприятия, стратегические альянсы, партнерства с поставщиками на особых условиях, лицензирование технологий, владение активами и франчайзинг, которые, как правило, характеризуются меньшими капитальными затратами и большей гибкостью, чем вертикальная интеграция» (Stuckey and White, 1993).
Риск, которому подвергается фирма, полагаясь только лишь на внутренний рост и развитие, может быть столь велик, что превзойдет собой все возможные значимые выгоды (Bussel, 1983). Если вложения не дадут ожидаемых результатов, то некоторые особенно активные и рисковые инвесторы могут представлять собой дисгармоничную, чрезмерную угрозу самому существованию фирм-вклад - чиков. В таком случае неудивительно, что «партнерство» предлагается учены
ми, консультантами и практиками в качестве решения, ведущего к успеху в условиях все возрастающей сложности бизнеса. Некоторые авторы замечают, что способность формировать и успешно управлять альянсами с целью увеличения масштаба, объема и результативности преимуществ компании становится все более важной в эпоху глобализации, растущей конкуренции и стремительно изменяющейся технологической среды (Ohmae, 1985). Способность создавать альянсы и управлять ими становится важным умением, которое необходимо развивать в себе каждой фирме, и мало кто может позволить себе игнорировать этот факт. Искусство управления альянсами — характерная компетенция, которую организации должны развивать, чтобы опережать своих конкурентов в условиях постоянно обостряющейся конкуренции, характерной сейчас для большинства отраслей.
Альянсы стремятся к стратегическим целям
Стремительное распространение альянсов и партнерств представляет собой в настоящий момент достаточно часто встречающийся, хотя и малоизученный, феномен. Наши знания о деятельности альянсов до сих пор находятся на стадии зарождения, четкие нормативные указания только начинают появляться, и сам процесс исследования далек от завершения. Все способы кооперации компаний можно разделить на два типа (Кау, 1993; Stafford, 1994). В первом случае компании объединяют свои ресурсы с целью достижения взаимно согласованных целей; во втором случае компании обмениваются ресурсами с тем, чтобы достичь дополнительной мощи. Среди всего прочего цели и задачи могут включать в себя доступ к неизведанным до сих пор рынкам и потребителям, выведение на рынок новых или модифицированных продуктов, доступ к технологиям или к ноу-хау, сокращение затрат и сопутствующих рисков, увеличение эффективности или производительности.
Рост эффективности и совершенствование процессов, хотя и важны сами по себе, действуют только на оперативном уровне, тогда как другие цели, например такие как развитие рынка и приобретение новых навыков, представляются для корпорации стратегически значимыми (Porter, 1996). Чтобы проверить альянс, необходимо ответить на вопрос, достаточно ли он стратегически важен для всех входящих внего партнеров. Кроме того, показателем является сам рынок, и здесь судьями и присяжными будут покупатели или конечные потребители. Соответственно стратегические альянсы и партнерства должны благоприятно влиять на всех вовлеченных в них партнеров и вести к образованию и поддержанию конкурентных преимуществ для всех них.
Длительность межфирменных отношений варьируется от разовых коммерческих операций (как в рыночных трансакциях) до полной интеграции (как в случае со слиянием компаний). На рис. 2 ряд возможных межфирменных взаимоотношений изображен в форме пошаговой последовательности. По мере того как цели сотрудничества становятся все более стратегическими и менее операционными, видоизменяются и потребности в инвестициях, связанные риски, и, что более важно, сроки получения результатов отданного объединения. Стратегические альянсы нельзя рассматривать в качестве быстрого и легкого варианта решения неизбежных проблем, с которыми сталкивается фирма, только встающая на путь сотрудничества и кооперации.
Долгосрочные А
Слияния
|рти и блоки
Стратегические альянсы
Партнерства покупателей и поставщиков
Долгосрочные взаимоотношения
Рыночный обмен |
Непосредственные
Операционные |
►
Стратегические
Тип целей сотрудничества
Рис. 2. Лестница межфирменных взаимоотношений
Составлено по: Lorange and Ross, 1992; Webster, 1992.
В отличие от некоторых форм кооперации, лежащих в основании лестницы межфирменных взаимоотношений, показанной на рис. 2, «в стратегических альянсах больший акцент делается на будущих аспектах взаимодействия, и результаты этого взаимодействия имеют сравнительно больший период развития. Как результат, риски и затраты таких ассоциаций гораздо выше» (Baker and Srivastav,
1997) . Чтобы рис. 2 был завершенным, он также содержит более высокие формы партнерства, которые ведут к тотальной интеграции: сети, блоки и слияния. Очевидно, что не все формы кооперации можно классифицировать как стратегические альянсы, и существует значительная разница между различными формами кооперации, которые приводят к различным результатам для фирм-участников. Однако работы по менеджменту в данной области хотя и насыщены разнообразными классификациями межфирменной кооперации, указывают на значительный недостаток единодушия и единообразия.
Классификации, обычно приводимые в литературе, посвященной стратегическим альянсам, как правило, основываются на присутствии или отсутствии инвестиций в акции и вариаций в структурных формах — например, создается ли совместное предприятие или просто заключается лицензионное соглашение (Borys and Jemison, 1989; Contractor and Lorange, 1988; Culpan, 1993; Frear and Metcalf, 1995; Gerlach, 1987; Harrigan, 1988; Houston etal., 1992; KPMG Report, 1996; Lewis, 1990; Rangan andYoshino, 1996; Varadarajan and Cunningham, 1998). И хотя существует множество литературных источников, посвященных стратегическим альянсам, как показали вышеупомянутые работы, чувствуется необходимость в разработке точных соподчиненных моделей, позволяющих схематически изображать различные формы сотрудничества и подчеркивающих различия между этими формами.
И действительно, М. Бейкер (М. Baker) и А. Сривастав (A. Srivastav) заметили, что:
Большинство авторов литературы, посвященной взаимоотношениям и альянсам, представляют эти альтернативы как взаимоисключающие. На наш взгляд, между партнерами должно существовать сотрудничество на всех стадиях взаимоотношений, начиная от торговых ассоциаций и заканчивая стратегическими альянсами. Утверждается, что проблема взаимоотношений между партнерами заключается только в степени близости их взаимодействия, переход осуществляется постепенно от «ассоциаций» к более стратегическим взаимоотношениям в зависимости от успешности использования действующих форм. Поэтому мы считаем, что успешные альянсы должны развиваться постепенно, эволюционно, а ассоциации между партнерами должны стать необходимой предпосылкой к стратегическим альянсам. Это является необходимым условием, так как стратегические альянсы предполагают вовлеченность партнеров в гораздо большей степени, чем просто обмен технологиями, совместная разработка продукта, материальные обязательства по ресурсам и т. д. На наш взгляд, вполне может оказаться так, что причина высокой доли провалов в стратегических альянсах, описываемых в соответствующей литературе, заключается в неспособности партнеров познакомиться друг с другом достаточно близко посредством последовательности все более близких взаимоотношений.
(Baker and Srivastav, 1997)
Партнерства покупателей и поставщиков представляют собой усилия по взаимодействию партнеров, преследующие некие оперативные цели, в то время как альянсы направлены на достижение стратегических целей. На определенном уровне межфирменное партнерство можно определить как соглашение между покупателем и поставщиком, которое подразумевает вовлечение партнеров на долгосрочной контрактной основе и включает в себя разделение информации, рисков и выгод от этих взаимоотношений. Отношения, которые воспринимаются как партнерские, предоставляют вовлеченным сторонам значительные преимущества и способствуют созданию эффекта синергии. Как было показано ранее, с течением времени взаимоотношения партнеров могут эволюционировать в альянсы или даже в слияния фирм-партнеров. Однако как альянсы, так и партнерства требуют значительных инвестиций, и, следовательно, фирмам необходимо максимально благоразумно подходить к выбору инструментов сотрудничества.