ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
СИСТЕМА МАГНИТНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ—ДВИГАТЕЛЬ
В основе этой системы привода находится регулируемый преобразователь переменного тока в постоянный. Одним из широкоизвестных способов получения регулируемого напряжения постоянного тока является сочетание неуправляемых диодов — селеновых выпрямителей с магнитными усилителями. Последние обеспе-
Рис. 31. Принцип действия магнитного усилителя |
чивали изменение выпрямленного напряжения в широких пределах. С этой целью в цепи диодных выпрямителей включаются катушки с железным сердечником.
Рассмотрим последовательно, как работает такая цепь. Вспомним, что катушка с железным сердечником (рис. 31, а), включенная в цепь переменного тока, имеет большое индуктивное сопротивление. Это связано с тем, что возникающее при прохождении TQKa переменное магнитцое поле наводит в катушке токи, направленные навстречу основному току (вспомните закон электромагнитной индукции). Результирующий ток становится малым, что равносильно включению в цепь переменного тока большого сопротивления. Амперметр покажет малый ток (рис. 31, а). Если железный сердечник убрать (рис. 31,6), амперметр покажет большой ток. Это произошло из-за отсутствия сильного магнитного поля, источником которого был железный сердечник, намагничиваемый током катушки.
Включаем в цепь катушки с железным сердечником диод (рис. 31, в). Амперметр вновь показывает большой ток. Вы, наверно, догадались, что диод начал выпрямлять переменный ток и постоянная составляющая выпрямленного тока намагнитила сердечник. Переменная часть магнитного поля стала малой, сопротивление уменьшилось, ток увеличился. От этого выпрямленное напряжение плавно не меняется. Пойдем дальше. Мы убедились, что включение диода как бы ликвидировало железный сердечник, что соответствует наличию в цепи только одной катушки без сердечника (рис. 31,6). Напряжение на выходе выпрямителя максимально. Как же «вернуть» катушке сердечник и тем самым уменьшить, выпрямленное напряжение? С этой целью на тот же сердечник наматывается новая обмотка — обмотка управления (рис. 31,г), в которую плавно подается напряжение постоянного тока в направлении, противоположном току, возникшему от включения диода. По мере увеличения напряжения управления напряжение на выходе выпрямителя начинает уменьшаться и наконец становится близким к нулю. Таким образом цель достигнута — напряжение на выходе выпрямителя может плавно изменяться в широких пределах. Такое устройство получило название магнит
б) |
Рис. 32. Однофазная (а) и трехфазная (б) схемы приводов с магнитными усилителями |
ного усилителя. Усилителем он называется потому, что мощность, затрачиваемая на изменение индуктивного сопротивления катушки с железным сердечником, в сотни раз меньше мощности на выходе выпрямителя: Электропромышленностью выпускались три серии приводов: ПМУ, ПМУ-М, ПМУ-П. Буква М была присвоена серии после ее модернизации новыми типами магнитных усилителей, буква П — серии, которая дополнительно комплектовалась полупроводниковым (транзисторным) промежуточным усилителем, в результате чего диапазон регулирования вместо 1 : 10 достиг величины 1: 100.
В зависимости от номинальной мощности привода серия была разбита на 11 исполнений преобразователей: 1 — до 100 Вт, 2 — до 200 Вт, 3 — до 500 Вт, 5 — до 1 кВт, 6 — до 1,5 кВт, 7 — до 2 кВт, 8 — до 3,2 кВт, 9 — до 4,5 кВт, 10 — до 6 кВт и 11 — до 8 кВт.
Каждое исполнение привода имёло в зависимости от типа двигателя несколько типоразмеров. Например, ПМУ5М-4 означает: преобразователь пятого габарита с двигателем типа МИ-32, п = = 2500 об/мин, Р — 0,75 кВт. Для приводов небольшой мощности (до 0,5 кВт) применена однофазная схема (рис. 32,а), для приводов мощностью 0,5—8 кВт — трехфазная схема (рис. 32,6).
Рассмотрим работу однофазной схемы [10]. Силовая часть схемы состоит из четырех диодов VI, включенных по схеме однофазного мостового выпрямителя, двух рабочих обмоток магнитного усилителя W1 и якоря двигателя постоянного тока М. Его обмотка возбуждения ОВМ питается через резистор R3 от выпрямителя V2. Сетевое напряжение переменного тока подается в точки а и б. Далее оно при помощи диодов VI выпрямляется и подается на якорь двигателя. Величина выпрямленного напряжения определяется током в обмотках W1. Если их индуктивное сопро
тивление мало, напряжение постоянного тока максимально и двигатель вращается с наибольшей частотой вращения, если оно велико — двигатель вращается с наименьшей частотой вращения. Установка требуемой частоты вращения определяется положением ползунка потенциометра с индексом Р. Если он находится в точке 13, частота вращения минимальна, в точке 14—максимальна. Промежуточное положение ползунка дает промежуточную частоту вращения, которая может плавно изменяться в диапазоне 1 : 10 (например, 300—3000 об/мин или 150—1500 об/мин).
Индуктивное сопротивление катушек с рабочими обмотками магнитного усилителя зависит от величины и направления токов в обмотках управления W2 и W3. Удобнее начать с обмотки смещения W3. Величина и направление тока в этой обмотке выбирается так, чтобы характеристика вход—выход магнитного усилителя стала «нормальной», т. е. при нуле на входе и на выходе тоже был бы нуль. Если не соблюдать этого правила, то в аварийных ситуациях двигатель может раскрутиться до большой скорости.
Главной обмоткой управления является обмотка W2, ток в которой определяет степень «отпирания» магнитных усилителей. Когда он полностью «открыт», сопротивление рабочих обмоток W1 минимально. Этому состоянию соответствует максимальный ток в обмотке W2, т. е. ползунок задающего потенциометра находится в точке 14 и частота вращения двигателя максимальна. И наоборот, когда ползунок стоит в точке 13, ток в W2 минимален, усилитель «закрыт» и частота вращения минимальна. Если посмотреть внимательней, то окажется, что ток в W2 зависит не только от положения ползунка потенциометра Р, но и от напряжения и тока через якорь двигателя. Задающее напряжение и напряжение на якоре направлены встречно. При уменьшении U* разность между обоими напряжениями увеличивается, что приводит к автоматическому росту напряжения на якоре. Это и есть обратная связь по напряжению. Цель ее — совместно с обратной связью по току обеспечить прибавку к напряжению на якоре для сохранения (в заданных пределах) установленной частоты вращения при увеличении нагрузки на двигатель. При «сбросе» нагрузки прибавка автоматически сбрасывается.
Рассмотрим случай, когда нагрузка на двигатель увеличилась. Так как при этом увеличивается ток через якорь двигателя, падение напряжения на нем увеличивается. Следовательно, напряжение на якоре, а значит и частота 'вращения в момент наброса нагрузки уменьшаются. Это видно из выражения для определения частоты вращения двигателя постоянного тока п = (t/я—/я-Кя)/сеФ. Если член уравнения IrRk растет, то при отсутствии напряжения ия п падает. Для сохранения заданного уровня частоты вращения надо добавить к имеющемуся значению
і)я величину напряжения, равную новому значению URn-
Вы заметили, что в схеме имеются трансформатор тока ТАУ выпрямитель V3 и резистор R5. При росте нагрузки растет ток, потребляемый из сети. Благодаря наличию трансформатора тока на|| выходе выпрямителя напряжение увеличивается и ток, проходящий через обмотку W2 растет. В результате уменьшается индуктивное сопротивление обмоток W1 и напряжение £УЯ автоматически увеличивается. Эта добавка дозируется величиной сопротивления резистора R5. Если оно мало, скорость с увеличением нагрузки резко упадет, т. е. жесткость механических характеристик будет плохая. Если R5 выбрано слишком большим, возникнут автоколебания, что также недопустимо. Чтобы лучше понять основные характеристики привода, рассмотрим пример.
Вы получили с завода, например, привод типа ПМУ5М-4. Соедините между собой ненагруженный двигатель, преобразователь и задающий потенциометр. Включите в цепь якоря амперметр и поставьте задающий потенциометр в положение, соответствующее птin. Включите сетевое напряжение. Если Вы не ошиблись, двигатель начнет вращаться с частотой вращения около 250 об/мин. Плавно поворачивая рукоятку задающего потенциометра, вы увидите медленное нарастание частоты вращения. Когда рукоятка дойдет до упора, значение частоты вращения составит 2500 об/мин. Снизим частоту вращения до 250 об/мин и дадим нагрузку 4 А приводу с помощью ременного тормоза или другого нагрузочного устройства. Частота вращения оказалась равной 230 об/мин. Подсчитаем, на сколько процентов упала частота вращения: Ап= = (250—230)/250 = 8%.
Теперь можно сказать, что изменение частоты вращения привода равно 8%. Если он недогружен, то изменение частоты вращения уменьшается. Например, нагрузка составляет не 4А, а ЗА. При этом частота вращения будет равна 240 об/мин, следовательно: Ап = (250—240) /250 = 4 %.
Далее рассмотрим изменение частоты вращения при колебаниях напряжения сети. Произведем измерения. При нормальном напряжении 380 В « = 250 об/мин, при его снижении на 10% (342 В) п — 200 об/мин, а изменение составит (250—200)/250 = = 20%. Принято это изменение относить к 1% изменения напряжения сети. В этом случае имеем 20/10 = 2% на 1% изменения напряжения сети. Такое изменение частоты вращения можно снизить. Для этого необходимо установить стабилизатор напряжения, питающий задающий потенциометр. С этой целью надо отключить трансформатор TV от сети и питать задатчик от стабилизатора. При этом погрешность снизится более чем вдвое.
Однофазные схемы применяли для приводов мощностью до 0,5 кВт. Для приводов мощностью св. 0,5 кВт применяется трехфазная схема (рис. 32,6), обладающая таким ценным качеством, как минимальная пульсация тока в цепи якоря, что обеспечивает практически полное использование двигателя по моменту. Силовая часть привода содержит шесть рабочих обмоток магнитного усилителя W1, включенных в плечи трехфазного мостового выпрямителя VI. Три обмотки управления W2 соединены последовательно и питаются от задающего потенциометра Р. Сигнал обратной
связи по току формируется трансформатором тока ТА, выпрямляется и подается на резистор R5. Трансформатор и выпрямитель V2 служат для питания ОВМ и питания задающего потенциометра Р. Схема управления ничем не отличается от описанной для однофазных приводов.