ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ СЕРИИ этзи
Серийно освоен реверсивный тиристорный электропривод ЭТЗИ (электропривод тиристорный трехфазный с'интегральными микросхемами) [6]. В нем используются 11 микросхем. Схема силовой части содержит силовой трансформатор и шесть тиристоров, собранных по трехфазной нулевой схеме. С целью получения непрерывных токов в цепи якоря (прерывистые токи ухудшают коэффициент использования двигателя по моменту и усложняют систему управления тиристорами) выбрана схема согласованного управления тиристорами.
Структурная схема электропривода приведена на рис. 40, а.
Электродвигатель постоянного тока питается от блока силовых выпрямителей (БСВ). Он содержит две группы тиристоров — анодную ТА и катодную Тк. Для управления углом зажигания тиристоров имеется блок управления БУ, формирующий требуемый
RtORU
угол а. Блок регулирования БР является одноконтурным с регулятором частоты вращения. На его вход подается разность напряжений задатчика скорости ЗС и тахогенератора G. В цепи последнего предусмотрено дифференцирующее звено ДЗ, служащее для улучшения формы пусковых процессов привода. Блок токоограни - чения имеет индекс Б ТО. С целью ограничения величины уравнительных токов включены дроссели L1 и L2.
©снйвные данные электропривода серии ЭТЗИ:
Диапазон регулирования............................................... 1:1000
Число типоисполнений................................................... 25
Диапазон мощностей, кВт.............................................. 0,025—2
ьерии электродвигателей................................................... ПСТ, ПБСТ, ДК1.
ПБВ, 2П, 2ПБВ и др. юсло исполнений преобразователей 2
Принципиальная схема привода дана на рис. 40,6. Силовая часть привода состоит'из тиристоров катодной и анодной групп; соединенных встречно-параллельно по трехфазной нулевой схеме.: Для получения на якоре двигателя выпрямленного напряжения] определенной полярности одна из групп переводится в ВЫПрЯМИ-j тельный режим, другая — в инверторный. Тиристоры управляют-] ся согласованным способом, который характеризуется наличием] уравнительных токов.
На вход УП поступает два напряжения, разность которых пода-і ется через резисторы R53 и R54 на вход первого операционнощ усилителя All. Вход усилителя шунтирован защитными диодач ми V76 и V77. Цепи R46, С28 и R44, С25 служат для предотвращу ния самовозбуждения усилителей, цепь R45, С27 — для коррекций системы регулирования.
Операционный усилитель А11 балансируется потенциометром! R51 через делитель напряжения. Рабочая точка усилителя Alii определяется резистором R48. Для улучшения качества переходных процессов резистор R53 шунтирован цепью R52, С29, Опера* ционные усилители питаются от БП через цепи двойной стабили-3 зации питающего напряжения. УП содержит цепь упреждающее го токоограничения, состоящую из резисторов R55, R56 и диодоя V70 ... V75. Резисторы R55 и R56 образуют делитель напряжения тахогенератора G. К диодам V70 ... V75 приложено выходное на-< пряжение усилителя А10 и напряжение, идущее от тахогенерато-а ра. При пуске и торможении двигателя разность приложенных на-з пряжений превышает пороговое напряжение диодов. Одна из вет-* вей диодов открывается, шунтируя вход БУ. Силовые тиристорі прикрываются, уменьшая ток нагрузки.
Диоды V68 и V69 и делители напряжения, образованные ре-> зисторами R40, R41 и R59, R62, предназначены для ограничения! выходного напряжения усилителя А10 до величины, допускающей смещение управляющего импульса не более чем на 60°. Если вьн ходное напряжение превышает норму, то диод У68 или V69 от-] крывается,.шунтируя выход усилителя А10.
В БСВ катодную группу представляют тиристоры V32, V36, V40, анодную — V44, V48 и V52. Тиристоры отпираются импульсами положительной полярности, подаваемыми на управляющие электроды со вторичных обмоток импульсных трансформато-1 ров Т2..,Т7. Первичные обмотки импульсных трансформаторов питаются от БУ. Вентили V34, V38, V42, V46, V50, V54 предназначены для защиты управляющих электродов тиристоров от отрицательных импульсов. Конденсаторы С7 ... С12 шунтируют входы тиристоров по высокочастотным составляющим помех.
БУ работает по вертикальному принципу сравнения управляющего напряжения постоянного тока и развертывающего синусоидального напряжения. БУ состоит из трех идентичных каналов, каждый из которых формирует импульсы управления катодной и анодной группами тиристоров.
І Канал управления состоит из узла суммирования, нуль-органа На операционном усилителе А2, инвертора А1 и усилителя мощности D1. На вход каждого канала подаются из БП развертывающие синусоидальные напряжения, сдвинутые по фазе на 120° относительно друг друга. Их амплитуда регулируется переменными резисторами R19, R29, R39, Цепи R16, С15, С16 являются частью фазосдвигающей и помехозащищающей цепи. Они предназначены для установки начального угла управления тиристорами.
На входах ОУ А2, А4, А6 происходит суммирование синусоид с постоянной составляющей, получаемой с выхода У П. Работа каналов идентична: суммарный сигнал, состоящий из напряжения синусоиды и напряжения постоянной составляющей, с выхода УП подается на вход А2. В зависимости от величины и знака постоянной составляющей исходного сигнала А2 будет отпираться положительной и отрицательной полуволной напряжения, и на его выходе ширина прямоугольного импульса будет изменяться.
Через диоды V58...V63 замыканием выключателя S1 может быть подано запирающее напряжение для отключения привода. Чтобы получить достаточную крутизну переднего фронта импульсов, резистор R12 охватывает усилитель А2 положительной обратной связью. Обмотка возбуждения двигателя питается от выпрямителя, образованного диодами V22, V23, обратным диодом V24 и резистором R8. О правильности чередования фаз питающей сети сигнализирует лампа Н, включенная через цепь R2 — R5, С2.
Схема привода представляет собой автоматическую замкнутую систему регулирования частоты вращения с обратной отрицательной связью по частоте вращения двигателя. Система, снабженная корректирующим устройством, создает необходимую жесткость механических характеристик двигателя во всем диапазоне частот вращения и обеспечивает устойчивость1'и требуемое качество переходных процессов.
При увеличении задающего сигнала напряжение ЗС превышает напряжение тахогенератора G, и результирующий ток открывает усилители А10 и А11 (см. рис. 40, б). Усиленный сигнал рассогласования поступает на вход БУ, где перемещает по вертикали синусоиды развертывающих напряжений. Импульсы управления тиристорами сдвигаются так, что уменьшается угол отпирания анодной (катодной) группы и увеличивается выпрямленное напряжение соответствующей группы. Среднее напряжение якоря возрастает, и частота вращения двигателя увеличивается. Напряжение тахогенератора растет, уменьшая сигнал рассогласования, угол зажигания тиристоров анодной (катодной) группы увеличивается, а катодной (анодной) группы уменьшается, двигатель подтормаживается, и все повторяется снова. Таким образом, фактическая частота вращения колеблется около. среднего значения, соответствующего заданному. Для устранения автоколебаний служит цепь коррекции С27, R45, охватывающая усилители А10 и All.
При увеличении нагрузки двигателя частота его вращенияуменьшается. Сигнал рассогласования на входе УП возрастает, приоткрывая УП и увеличивая постоянную составляющую на входе БУ. Углы управления тиристорами изменяются так, что среднее значение напряжения якоря увеличивается.. Частота вращения двигателя возрастает до тех пор, пока сигнал рассогласования на входе системы не достигнет прежней величины. При сбрасывании нагрузки отработка сигнала рассогласования происходит аналогично, но в обратном порядке. Переключатель S2 в режимах реверса переключают в противоположное положение, знак задающего сигнала меняется на обратный. В первый момент напряжения ЗС и G складываются, что приводит к изменению знака и увеличению сигнала рассогласования. Одна группа тиристоров переводится в инверторный режим, и двигатель передает запасенную энергию в сеть. Происходит быстрое рекуперативное торможение двигателя до полной его остановки, затем разгон в противоположном направлении.