ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКОВ
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ С ДИСКРЕТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ
Системы управления шаговым двигателем (ШД), состоят из нескольких блоков. Функциональная схема (рис. 79) содержит формирователь и распределитель импульсов (ФИ и РИ соответственно), промежуточный усилитель (ПУ), усилитель мощности (УМ) и блок питания (БП). Рассмотрим схему применительно к четырехфазному ШД.
Сигнал управления fy в виде импульсов напряжения поступает на вход ФИ от внешнего управляющего устройства. Блок ФИ видоизменяет входные импульсы, формируя их по длительности и амплитуде. Распределитель РИ преобразует последовательность выходных импульсов ФИ в четырехфазную систему однополярных импульсов напряжения, соответствующую числу фаз (обмоток) ШД. Импульсы с выхода РИ усиливаются в ПУ и УМ, питающие
Рис.. 80. Схема усилителя мощности шагового привода |
обмотки ШД. Усилители мощности бывают тиристорными и транзисторными.
Рассмотрим схему (рис. 80) тиристорного усилителя, управляющего обмотками управления ОУ1... ОУ4 шагового двигателя. Основная часть схемы образована тиристорами VT1...VT4, обеспечивающими парную коммутацию обмоток ШД, при которой в каждый момент времени включены две фазы (обмотки) из четырех. Тиристоры VT1...VT4 образуют схемы, в которых переключение тиристоров производится с помощью колебательных контуров LK—С„ и диодов VI и V2. Принцип действия схемы поясним на примере работы триггера на тиристорах VT1... VT3.
Допустим, что в исходном положении тиристор VT1 открыт и по обмотке ОУІ проходит ток, а тиристор VT3 закрыт. Конденсатор Ск при этом заряжается.
Если подать импульс управления на VT3, он откроется и по обмотке ОУЗ начнет проходить ток. Одновременно по цепи LK—VT3—V2—V1 начнется быстрый перезаряд конденсатора Сн, © процессе которого потенциал катода VT1 становится более положительным, чем потенциал его анода, ток через него будет уменьшаться, и тиристор VT1 закроется. К концу перезаряда конденсатора плюсовой станет его левая обкладка и триггер готов к новому переключению, которое произойдет при снятии щипульса управления с VT3 и его подаче вновь на VT1. Таким образом тиристоры в схеме триггера работают попеременно.
Аналогично работает триггер на тиристорах VT2 и VT4. Для обеспечения вращения ШД в одном направлении тиристоры переключают в последовательности VT1—VT2, VT2—VT3, VT3—VT4, VT4—VT1, VT1—VT2, а для противоположного направления вращения — в последовательности VT1—VT2, VT2—VTl, VT1—VT4, VT4—VT3, VT3—VT2, VT2—VT1 и т. д.
Для снятия перенапряжений с обмоток ШД в период их коммутации параллельно этим обмоткам включены цепочки из последовательно включенных резистора R и диода УЗ. Рассмотренная схема управления ШД не всегда обеспечивает высокие динамические свойства, точность отработки входных сигналов и энергетические показатели шагового привода, поэтому современные схемы управления ШД содержат дополнительные блоки (см. рис. 79), с помощью которых характеристики шагового привода улучшаются. В качестве блоков служат ШИР напряжения (ЧИРН), усилитель обратной связи по току (УОС), блок электронного дробления шага (БЭДШ), блок плавного разгона и торможения (БПРТ), датчик положения и скорости (ДП) вала ШД и цифровой регулятор (ЦР).
Блок ЧИРН совместно с УОС служит для автоматической стабилизации тока ' в обмотках ШД и поддержания момента ШД, благодаря чему улучшаются энергетические показатели его работы. Стабилизация тока осуществляется введением отрицательной обратной связи по току, сигнал которой U ос снимястся с рбзисто - pa Roc (см. рис. 80), находящегося в общей шине питания ОУ шагового двигателя. Разность сигналов UQc и задающего U3 образует сигнал управления, который поступает на вход УОС (см. рис. 79) и после усиления изменяет среднее значение напряжения питания усилителя мощности и тока в обмотке ОУ регулированием частоты переключения ЧИРН.
Для улучшения качества движения ШД при низких частотах и повышения точности отработки входных командных импульсов с помощью БЭДШ уменьшается шаг двигателя. Расширение динамических свойств шагового привода, связанное, в частности, с увеличением рабочего диапазона частот, значительно превышающих частоту приемистости, происходит благодаря введению в схему блока БПРТ, обеспечивающего разгон и торможение ШД с заданным (близким к предельному) темпом, при котором еще н& происходит пропуска входной информации. Практика показала,, что наличие блока БПРТ в 2—3 раза расширяет область рабочих частот привода.
Серийно выпускается система управления БУШ-1 с шаговым шестифазным двигателем типа ШД5Д1М. Расстояние между двигателем и системой управления не должно превышать 1,5 м. Блок рассчитан на питание однофазным напряжением 220 В и встраивается в шкаф электрооборудования, поставляемый комплектно с двигателем.
Технические характеристики БуШ-1:
Номинальное напряжение питания, В................................................................. 220
Номинальный выходной ток фазы двигателя, А.................................................. 3
Допустимая разница между значениями токов одновременно включенных фаз
двигателя, А........................... '......................................................................................... 0,{
Напряжение форсирующего импульса, В, не более....................................... 120
Длительность форсирующего импульса напряжения, мкс, не более.......... 500
Амплитуда форсирующего импульса тока, А, не более..................................... 6
Частота приемистости, Гц, не менее................................................................. 2000
Максимальная частота коммутации, Гц.......................................................... 7500
Максимальная потребляемая мощность, Вт, не более.................................... 350
Структурная схема БУШ-1 приведена на рис. 81. Она содержит блок питания (БП), шесть плат управления фазами ШД и шесть силовых выходных цепей, панель коммутатора. На вход панели коммутатора от внешнего управляющего устройства подаются сигналы управления приводом, сигналы «Вперед», «Назад». БП предназначен для питания цепей управления, силовых цепей и цепей коммутатора выпрямленным напряжением. Выпрямители собраны по двухимпульсной схеме со средней точкой. Каждая из шести плат управления состоит из усилителя мощности (УМН), силового ключа (СКН), ждущего мультивибратора (ЖМ), усилителя мощности (УMB) и силового ключа (СКВ).
Усилитель мощности УМН служит для согласования входного сопротивления платы с соответствующим выходом коммутатора и усиления по мощности сигнала управления силовым ключом низкого напряжения (СКН). Последний служит для непосредственного питания фаз двигателя. Ждущий мультивибратор служит для «формирования импульсов форсировки, которыми управляется силовой ключ высокого напряжения (СКВ). Усилитель мощности УКВ служит для формирования импульса форсировки, поступающего со ждущего мультивибратора и управляющего силовым ключом высокого напряжения.
Он служит для питания фаз двигателя высоким напряжением.
Рис. 81. Структурная схема шагового привода серии БУШ-1 |
Принцип действия состоит в коммутации фаз двигателя ключами СКН и СКВ в необходимой последовательности. Сигналы управления поступают на коммутатор блока, а затем поступают на усилитель мощности УМН. С выхода УМН усиленный сигнал передним фронтом запускает ждущий мультивибратор ЖМ и одновременно поступает на силовой ключ СКВ. При одновременном включении силовых ключей СКВ и СКН ток в фазе шагового двигателя форсированно нарастает в течение времени выдержки ждущего мультивибратора
ЖМ. При этом питание фазы двигателя осуществляется от источника высокого напряжения. По истечении времени выдержки мультивибратора ЖМ (300 мкс) ключ СКВ закрывается и номинальное значение токов в фазе двигателя удерживается за счет источника низкого напряжения.
В режиме неподвижного состояния двигателя под током питание фаз двигателя осуществляется от СКН. Реверс двигателя осуществляется подачей на входы «Вперед» или «Назад» логических сигналов 0 или 1 и 1 и 0.