Управление пуском двигателя постоянного тока по принципу времени
Схема пуска двигателя постоянного тока независимого возбуждения по принципу времени приведена на рис. 3.31.
После подачи напряжения на схему силовых цепей запитывается обмотка возбуждения двигателя LM. Пуск происходит при полном потоке двигателя Фн. Через размыкающий контакт контактора КМ получает питание обмотка реле времени КТ 1. Реле КТ, включившись, разрывает своим размыкающим контактом КТ цепи питания контакторов КМ и КМ2 . Схема подготовлена к пуску двигателя.
При нажатии кнопки SBI получает питание обмотка контактора КМ, он срабатывает, самоблокируется и замыкает свой вспомогательный контакт КМ в цепи питания контакторов КМ и КМ2, однако они не включаются, так как разорвана цепь их питания размыкающим контактом реле времени КТ. Замыкается силовой контакт КМ в цепи обмотки якоря двигателя. Двигатель начинает разгон по первой пусковой характеристике (см. рис. 3.28) с полностью введенными в цепь якоря пусковыми сопротивлениями /^д | И і? д2 .
Рис. 3.31. Схема резисторного пуска двигателя постоянного тока с управлением по принципу времени |
От падения напряжения на резисторе включается реле времени
КТ 2 и размыкает свой размыкающий контакт КТ 2 в цепи питания контактора КМ 2 . Кроме того, размыкающий контакт КМ разрывает цепь питания реле времени КТ, и оно начинает отсчет выдержки времени разгона двигателя по первой пусковой характеристике - (см. рис. 3.29). По истечении времени ^ размыкающий контакт реле времени КТ замыкается. Получает питание катушка контактора КМ 1, он, включившись, своим замыкающим контактом КМ шунтирует первое пусковое сопротивление Л’д! . Двигатель переходит на вторую пусковую
характеристику - 2 (см. рис. 3.28). Теряет питание реле времени КТ2 и своим размыкающим контактом КТ2 начинает отсчет выдержки времени разгона двигателя по второй пусковой характеристике. По истечении этой выдержки времени, в момент времени t2 (см. рис. 3.29), размыкающий контакт КТ2 замыкается. Получает питание обмотка контактора КМ 2, замыкается контакт КМ 2, шунтирующий резистор 2,
двигатель переходит на естественную характеристику - 3 и разгоняется по ней до установившейся скорости соуз, определяемой нагрузкой /с.
Для остановки электропривода необходимо нажать кнопку SB2 «Стоп». Контактор КМ потеряет питание и отключит обмотку якоря от напряжения U. Торможение электродвигателя происходит выбегом.
Графики переходных процессов скорости ю = /(7) и тока I = f(t) при пуске двигателя в функции времени приведены на рис. 3.29.
Достоинством схемы управления, осуществляющей пуск двигателя в функции времени, является отсутствие опасности застревания двигателя на пусковых характеристиках. Простота и надежность в работе, также как и возможность применения однотипных реле времени, привели к широкому применению электроприводов, управляемых в функции времени.