Схема включения, особенности конструкции синхронных двигателей
Схема включения обмоток синхронного двигателя приведена на рис. 5.42. Статор синхронного двигателя выполняется из шихтованной электротехнической стали с тремя обмотками, сдвинутыми на 120 градусов, аналогично статору асинхронного двигателя. К обмоткам статора подключается трехфазное синусоидальное напряжение сети или преобразователя переменного тока.
Магнитодвижущая сила ротора синхронного двигателя создается либо с помощью постоянных магнитов (рис. 5.42, а), что присуще только маломощным двигателям специального назначения, либо с помощью обмотки возбуждения.
По конструктивному выполнению роторов с обмоткой возбуждения различают следующие типы синхронных двигателей:
•двигатели с неявно выраженными полюсами, так называемые турбодвигатели с массивными роторами и выфрезерованными в них пазами для укладки обмоток возбуждения (рис. 5.42, б);
•двигатели с явно выраженными полюсами и обмотками возбуждения, состоящими из катушек, насаженных на полюсы (рис. 5.42, в)
На роторе синхронного двигателя имеется дополнительная короткозамкнутая пусковая обмотка в виде беличьей клетки. На принципиальных схемах пусковая беличья клетка изображается сплошной окружностью. Рис. 5.42. Условное графическое обозначение синхронных трехфазных двигателей: а - возбуждение от постоянных магнитов; б ротор с неявнополюсной обмоткой; в ротор с явнополюсной обмоткой
Пусковая беличья клетка обеспечивает пусковую механическую характеристику синхронного двигателя (рис. 5.43) аналогичную механической характеристике асинхронного двигателя, собственно говоря, пуск синхронных двигателей - асинхронный.
Рис. 5.43. Пусковая механическая характеристика синхронного двигателя |
После вхождения синхронного двигателя в синхронизм его скорость при изменениях момента нагрузки на валу до некоторого максимального значения Мтах остается постоянной и равной синхронной
скорости &Q = 2 ■ ТІ ■ fijZр.
Статическая механическая характеристика синхронного двигателя (рис. 5.44) имеет вид горизонтальной прямой параллельной оси моментов. Если момент нагрузки превысит значение Мтах, то синхронный двигатель выпадает из синхронизма.
Для определения максимального момента синхронного двигателя Л/max служит угловая характеристика. Угловой характеристикой синхронного двигателя называется зависимость момента М от внутреннего угла поворота ротора синхронного двигателя 0, представляющего собой угол сдвига между вектором ЭДС статора Ej и вектором фазного напряжения U j питающей сети или, что то же самое, угол сдвига между
осью магнитного поля, созданного обмотками статора синхронного двигателя, и осью его полюсов.