Электромеханические характеристики системы преобразователь-двигатель с токовой отсечкой
Расчет электромеханических характеристик системы преобразователь-двигатель с токовой отсечкой, функциональная схема которой изображена на рис. 6.2, произведем с учетом следующих допущений:
• статическая характеристика преобразователя Еп = f(Uyn) линейна;
• коэффициент передачи датчика тока кдт постоянен во всем диапазоне изменения тока двигателя;
• диод VD - идеальный вентиль, у которого прямое сопротивление равно нулю, а обратное сопротивление - бесконечности.
Составим систему уравнений, которые описывают элементы и связи системы электропривода в установившемся режиме работы для двух участков электромеханической характеристики.
Анализ выражений (6.5) и (6.8) показывает, что при действии токовой отсечки крутизна электромеханической характеристики возрастает, и её можно регулировать изменением коэффициента кт. На рис. 6.5 показаны электромеханические характеристики системы для различных кт, причем, ктз > кт2 > кт. Изменение IIоп приводит к пропорциональному изменению фиктивной угловой скорости идеального холостого хода Юоф =^п 'кдв(из +£/оп) и, следовательно, к параллельному смещению характеристик. Например, характеристика при кт и Uon2 > £/оп1 показана на рис. 6.5. штриховой линией.
Ю0ф у
N |
^отс 1 ^отс2 ^сті 1 ст2 ^ |
Рис. 6.5. Электромеханические характеристики электропривода для различных значений коэффициента передачи датчика тока |
О |
Изменение IJ3 также приводит к пропорциональному изменению угловых скоростей идеального холостого хода <ю0 и ос>оф • Коэффициенты при аргументе в выражениях (6.5) и (6.8) остаются постоянными, а электромеханические характеристики параллельно смещаются, как показано на рис. 6.6, причем U32 > U32 > U3.
со' Рис. 6.6. Электромеханические характеристики электропривода для различных значений задающего напряжения |
Структурная схема системы автоматического регулирования (см. рис. 6.2) при действии отрицательной обратной связи по току может быть представлена в виде, приведенном на рис. 6.7. В цепь отрицательной обратной связи по току введен нелинейный элемент (НЭ) с коэффициентом передачи, равным единице, и зоной нечувствительности, определяемой опорным
Опорное напряжение Uon можно рассматривать как некоторое эквивалентное задающее воздействие при действии отрицательной обратной связи по току и перенести его на вход системы. Тогда структурная схема системы будет соответствовать рис. 6.8.
Для окончательного расчета параметров контура токовой отсечки найдем Uon. Значение опорного напряжения можно определить из выражения (6.7). При / = / узел токоограничения вступает в действие,
Функциональная схема электропривода приведена на рис. 6.9.
Рис. 6.9. Функциональная схема электропривода тиристорный преобразователь-двигатель с токовой отсечкой |
Значение необходимого коэффициента усиления &треб контура регулирования тока найдем по выражению (6.13)
В качестве первичного датчика тока используем два трансформатора тока типа 6ТА с номинальным первичным током 15 А. При R = R2 = 0,6 Ом трансформатор тока обеспечивает погрешность не более 0,5 %, а его коэффициент передачи кдт = 0,2 Ом. Как показано на
функциональной схеме рис. 6.9, в две фазы вторичной обмотки силового трансформатора TV включены трансформаторы тока ТА1 и ТА2, таким образом, что их общий коэффициент передачи при преобразовании
тока якоря двигателя равен л/З - кдт. Диодный мост VDI...VD4 выпрямляет переменное напряжение вторичной обмотки датчиков тока, а емкостный фильтр С1 служит для подавления переменной составляющей в выпрямленном напряжении. Тогда структурную схему датчика тока можно представить в виде, изображенном на рис. 5.10, где приняты следующие обозначения: кпот - коэффициент передачи потенциометра R3; k^ - коэффициент передачи фильтра.
Рассчитанные по уравнениям (6.17) и (6.18) электромеханические характеристики системы электропривода ТП-Д с токовой отсечкой для трех значений задающего напряжения? Узтах=10В UЗі = 5 В приведены на рис. 6.11.
Рис. 6.11. Электромеханические характеристики электропривода с токовой отсечкой |
Результаты моделирования переходных процессов пуска двигателя при максимальном задающем напряжении [/зтах=10В приведены на рис. 6.13 в виде кривых со = f(t) и М = f(t).
Рис. 6.13. Графики переходных процессов ю = f(t) и М = fit) при отработке ступенчатого входного сигнала U3max = 10 В |
Динамическая механическая характеристика, построенная по результатам моделирования переходных процессов, приведена на рис. 6.14, кривая 2. Там же показана статическая механическая характеристика (ломанная 1), построенная по результатам расчетов, сведенных в табл. 6.1.
Получено хорошее совпадение динамических и статических механических характеристик, однако, как показали результаты исследований динамический момент, а следовательно, и ток якоря двигателя превышают в переходных режимах допустимые значения по условиям коммутации. Возможен выход из строя двигателя из-за порчи коллектора.
Рис. 6.14. Механические характеристики электропривода с токовой отсечкой: 1 - статическая характеристика; 2 - динамическая характеристика; ▲ - расчетные точки статической характеристики |