Экономика горной промышленности

СБЫТ ПРОДУКЦИИ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В период функционирования в стране административно-команд­ной системы управления, жесткого государственного планирования производственно-хозяйственной деятельности всех предприятий и централизованного распределения производимой продукции в ус­ловиях ее постоянного дефицита проблем со сбытом продукции практически не существовало. Сбытом продукции занимались го­сударственные органы, распределявшие ее среди заранее установ­ленных потребителей с учетом их значимости по установленным твердым ценам и действующим тарифам на транспортировку по­ставляемой продукции. Возможные убытки от реализации компен­сировались за счет государственного бюджета.

Ситуация коренным образом изменилась в связи с переходом к рыночным отношениям, т. е. к условиям, когда производитель дол­жен сам находить платежеспособного потребителя своей продук­ции в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта и когда убыточные предприятия становятся банкротами.

Эти объективные причины обусловили особую важность для каждого предприятия осуществления непрерывного маркетингово­го исследования рынков сбыта своей продукции.

Термин "маркетинг" появился в США столетие назад, и он оз­начал работу предприятия-поставщика на рынке сбыта своей про­дукции. В настоящее время существует много определений поня­тия "маркетинг", однако несомненным является то, что его содер­жанием является система управления производством и реализацией продукции, соответствующая рыночным требованиям.

Эта система управляющих действий содержит:

□ определение номенклатуры продукции, ее объема и качест­ва, необходимых потребителю;

□ установление возможных цен реализации продукции;

□ рекламу поставляемой продукции; выявление ее потенци­альных потребителей; своевременное заключение догово­ров на поставку продукции;

□ выбор оптимальной и экономически эффективной схемы транспортировки продукции потребителю и организация поставки.

Все эти элементы маркетинговых исследований и действий тес­но взаимосвязаны.

Важнейшим результирующим действием является доставка про­дукции потребителю. При этом должна определяться оптимальная схема доставки продукции потребителю (прямым путем по схеме производитель - потребитель либо с использованием сбытовых ор­ганизаций - посредников), а также выбираться рациональный ме­тод поставки и реализовываться сама поставка.

Затраты на доставку продукции потребителю весьма сущест­венны. Так, европейские промышленные фирмы тратят на доведе­ние своей продукции до потребителя до 20 % ее реализационной стоимости.

В угольной промышленности России затраты на транспортиров­ку угля от поставщика к потребителю в целом ряде региональных рынков сбыта превышают цену самого угля. Поэтому в этой облас­ти особенно важны мероприятия по сокращению издержек.

При решении вопроса о том, выходить ли самому предприятию непосредственно на покупателя своей продукции или воспользо­ваться помощью посреднических сбытовых организаций, необхо­димо учитывать положительные и отрицательные последствия та­кого решения.

Производители могут реализовывать свою продукцию непо­средственно потребителю, но в этом случае каждый производитель должен заниматься рекламой своей продукции, поисками потреби­телей, выяснением их требований, объемов потребности, согласо­ванием уровней цен, организацией самих поставок и комплексом других вопросов, связанных со сбытом. В индивидуальном порядке все эти функции каждый поставщик будет выполнять существенно хуже, чем специализированные сбытовые организации, обслужи­вающие многих поставщиков и потребителей. Конечно, услуги сбытовых посреднических организаций должны оплачиваться. Во­прос лишь в том, в какой степени эти дополнительные затраты на Услуги сбытовых посреднических организаций компенсируются снижением затрат на сбыт продукции за счет концентрации, спе­циализации и повышения качества маркетинговых исследований и более эффективного сбыта продукции.

Сбытовая организация не должна быть монополистом в сфере сбыта. В этой сфере необходима деятельность ряда конкурирую­щих сбытовых коммерческих организаций, осуществляющих эти сбытовые операции на конкурентной основе.

Особое место в сфере сбыта продукции, особенно горных пред­приятий, занимают товарно-сырьевые биржи.

Товарно-сырьевые биржи - это региональные организации, создающие их участникам условия для приобретения и продажи товаров через биржевых посредников.

Биржа представляет собой самоуправляемую организацию, уч­редителями которой могут быть поставщики и потребители опре­деленной продукции независимо от форм собственности и место­расположения. Число учредителей и постоянных ее членов, как правило, ограничено. Каждая биржа имеет свое наименование, на­правление деятельности и конкретный перечень продукции.

Биржа представляет собой организованный оптовый рынок, тор­говля на котором осуществляется в форме гласных публичных торгов.

Основными задачами биржи являются:

□ организация приобретения и продажи на основе биржевого торга продукции, реализуемой предприятиями самостоя­тельно;

□ выявление реального спроса и предложения на продукцию, реализуемую на бирже;

□ организация товарообменных операций;

□ предоставление участникам торгов и другим заинтересо­ванным организациям и частным лицам коммерческой ин­формации.

Биржевую деятельность осуществляют брокеры, являющиеся членами биржи, непосредственно от своего имени и за свой счет, от своего имени за счет клиента, от имени клиента за свой счет.

Члены товарно-сырьевой биржи, не являющиеся брокерами, участвуют в биржевой торговле через брокеров. Непосредственно - только при торговле физически наличествующим товаром.

За право посещения биржи постоянные посетители вносят годо­вую плату, а разовые посетители - разовую плату. Биржа имеет свой устав и орган управления.

Покупатель, приобретающий на бирже контракты на поставку либо на приобретение продукции, выплачивает бирже определен­ный процент.

Сбыт продукции горных предприятий имеет свои особенности в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого.

Так, например, железная руда, добываемая горно-обогатитель - ными комбинатами железорудной промышленности, имеет весьма ограниченный перечень потребителей - металлургические заводы. Причем каждый горно-обогатительный комбинат - ГОК - постав­ляет добытую руду одному или нескольким заводам. Связи между потребителем и поставщиком устоявшиеся и носят не только снаб­женческий, но и технологический характер, поскольку технология металлургического производства приспособлена именно под ис­пользование данной конкретной руды с определенными качествен­ными характеристиками. Уровень реализационных цен на желез­ную руду определенного качества устанавливается по соглашению сторон и фиксируется в договорах на поставку.

В таком же положении находятся предприятия по добыче цвет­ных металлов, поставляющие свою продукцию на металлургиче­ские заводы цветной металлургии, и предприятия, составляющие сырьевую базу химической промышленности.

Иное положение у горных предприятий, добывающих уголь. Угледобывающих предприятий много, и каждое из них добывает уголь различного качества. Потребителями угля являются пред­приятия и личные хозяйства, расположенные практически на тер­ритории всей страны. В каждом территориальном субъекте Россий­ской Федерации складывается свой рынок сбыта углей различных марок со своими объемами и уровнями цен.

Среднее расстояние транспортировки угля от поставщика до по­требителя в стране превышает 1,2 тыс. км. При транспортировке угля, добываемого в Кузбассе, предельное расстояние транспорти­ровки достигает 4-5 тыс. км.

В этих условиях перед низкорентабельными угледобывающими предприятиями проблема организации экономически оптимального сбыта угля приобретает жизненно важное значение.

Примером ситуации со сбытом угля одного акционерного об­щества, расположенного в Кузбассе и добывающего угли для энергетического использования, могут быть приведенные ниже данные, характеризующие поставки угля этим объединением по­требителям в одном из проанализированных автором календарном году.

Реализация угля, добываемого предприятиями этой компании, осуществляется специализированной сбытовой организацией на ре­гиональных рынках сбыта, в основном в условиях свободной кон­куренции (за исключением Рязанской, Смоленской, Тверской об­ластей, где обеспечивается реализация дорогостоящего бурого Подмосковного угля).

С целью обеспечения сопоставимости поставок углей различ­ных марок и различного качества все приведенные в табл. 10.1 цифровые данные указаны в тоннах условного топлива (т у. т.). По­тенциально, на перспективу, учитывая возможность потребителей изменить технологию сжигания углей в топках, принято допуще­ние, что все угли, используемые для энергетических целей, взаимо­связаны.

География сбыта энергетических углей, добываемых предпри­ятиями рассматриваемого объединения, доля которого в общерос­сийских поставках превышает 10 %, приведена в табл. 10.1. Там же указаны усредненные стоимостные показатели поставок угля по­требителям, расположенным в различных областях, краях и рес­публиках Российской Федерации.

Таблица 10.1

География, объемы и стоимость поставок угля конкретного акционерного общества в анализируемом году

В целом по району сбыта угля

Анализируемое угледо­бывающее акционерное общество

Соотноше-

ЛП'ЛЦ-

п/п

Потребители (области, края, рес­публики)

Общий объем поставок, тыс. т у. т.

Средняя сто­имость по­ставки угля, включая затра­ты на іранс - портировку, руб/т у. т.

Объем поставок, тыс. т у. т.

Средняя сто­имость по­ставки угля, включая стои­мость транс - поргировки, руб/т у. т.

пИС С* 1UH“

мости поставки угля со средней по району

1

2

3

4

5

6

7

Северный экономический район

1

Архангельская

обл.

1621

343

19

296

0,86

2

Мурманская обл.

532

356

8

312

0,88

3

Республика Каре­лия

452

371

4

302

0,81

I

2

3

4

5

6

7

4

Республика Коми

1672

301

1

281

0,93

Северо-Западный экономический район

5

Ленинградская

обл.

631

355

59

300

0,85

6

Новгородская обл.

159

341

57

307

0,90

7

Псковская обл.

120

369

27

302

0,82

8

г. Санкт-Петер - бург

1093

345

84

300

0,87

Центральный экономический район

9

Владимирская

обл.

457

286

328

281

0,98

10

Ивановская обл.

445

297

45

281

0,95

11

Калужская обл.

43

326

1

294

0,90

12

Костромская обл.

93

331

12

277

0,84

13

г. Москва

12

286

12

283

0,99

14

Московская обл.

2690

299

236

283

0,95

15

Орловская обл.

89

308

16

296

0,96

16

Рязанская обл.

1061

500

32

288

0,58

17

Смоленская обл.

247

523

3

300

0,57

18

Тверская обл.

305

387

19

294

0,76

19

Тульская обл.

1248

310

611

290

0,94

20

Ярославская обл.

76

347

5

281

0,81

Волго-Вятский экономический район

21

Кировская обл.

1295

286

643

260

0,91

22

Мордовская Рес­публика

67

299

10

270

0,90

23

Нижегородская

обл.

401

290

203

274

0,94

24

Чувашская Рес­публика

152

298

41

267

0,90

Центрально-Черноземный экономический район.

25

Белгородская обл.

104

294

23

302

1,03

26

Воронежская обл.

753

298

284

294

0,99

27

Курская обл.

296

310

3

300

0,97

28

Тамбовская обл.

107

296

91

283

0,96

Поволжский экономический район

29

Республика Та­

140

301

8

256

0,85

тарстан

30

Самарская обл.

440

266

349

260

0,98

31

Саратовская обл.

219

289

141

274

0,95

32

Ульяновская обл.

120

285

57

263

0,92

1,20

0,92

0,94

0,88

0,94

0,98

0,89

1,62

1,10

Северо-Кавказский экономический район

34

Курганская обл.

355

227

148

209

35

Оренбургская обл.

1520

270

47

253

36

Пермская обл.

1201

273

39

241

37

Республика Баш­

293

256

39

241

кортостан

38

Свердловская обл.

6743

229

1104

225

39

Удмуртская Рес­

541

280

167

248

публика

33 Ростовская обл.

6758 | 261 | 13

Уральский экономический район

312

Западно-Сибирский экономический район

40

Алтайский край

7187

155

1260

152

0,98

41

Кемеровская обл.

26 427

162

8057

147

0,91

42

Новосибирская

обл.

6133

156

2117

154

0,99

43

Омская обл.

847

193

379

185

0,96

44

Томская обл.

1549.

163

547

158

0,97

45

Тюменская обл.

335

224

229

209

0,93

Восточно-Сибирский экономический район

46

Красноярский

12 397

109

168

177

край

47

Читинская обл.

2849

240

263

263

Западный экономический район

48

Калининградская

обл.

64

385

25

323

0,84

И т о г о

92 339

205

18 034

184

0,90

Рассматривая приведенные в таблице данные, отмечаем, что анализируемое производственное объединение поставляет уголь на территорию 48 субъектов Российской Федерации. Расстояние по­ставок колеблется от нескольких сот километров до 4-5 тыс. км. Общий объем поставок составил 18 млн т у. т., или 20 млн т.

Условно принимая среднюю величину потребления угля одним потребителем в один железнодорожный эшелон (примерно 25 тыс. т у. т.), общее количество потребителей определяется более чем в 700 единиц.

Средняя стоимость поставки 1 т у. т. угля анализируемым объе­динением составила 184 руб. В то же время средняя стоимость по-

ставки угля всеми остальными поставщиками в эти районы превы­сила 205 руб. Следовательно, анализируемое производственное объединение продает свой уголь в среднем на 10 % дешевле сред­нерайонной стоимости поставок, осуществляемых другими по­ставщиками.

Следует отметить, что на каждом региональном рынке сбыта угля колебания реализационных цен находятся в пределах ±30 %. Это свидетельствует о недостаточной развитости и информирован­ности покупателей на региональных рынках сбыта.

Из рассмотренного примера можно сделать следующие вы­воды.

1. Сбыт угля осуществляется чрезмерно большому количеству потребителей, что препятствует установлению и налаживанию по­стоянных взаимовыгодных связей с крупными потребителями энер­гетических углей.

2. Поставки на некоторые территориальные рынки сбыта углей анализируемого объединения экономически не оправданы. Однако объемы таких поставок не превышают 3 %. Их можно считать слу­чайными.

3. Поставки углей с предприятий рассматриваемого объедине­ния являются весьма конкурентоспособными для более чем 35 млн т у. т. угля, поставляемого в эти регионы другими потребителями.

4. Сопоставляя стоимостные показатели поставок, можно сде­лать вывод о неоправданном снижении их стоимости при реализа­ции углей с предприятий рассматриваемого объединения.

5. Объемы поставок углей с предприятий объединения на рас­сматриваемые региональные рынки могут быть существенно уве­личены за счет вытеснения более дорогих (выше среднего уровня) поставок других поставщиков. При этом без экономического ущер­ба для регионов цена на уголь рассматриваемого объединения мо­жет быть существенно повышена.

Ограничивающим фактором повышения цены поставок для ана­лизируемого производственного объединения является недопуще­ние увеличения среднерегиональной стоимости поставки 1 ту. т.

6. Сфера сбыта угля рассматриваемого объединения располагает существенными резервами роста экономической эффективности угледобывающего производства, в том числе за счет преимущест­венного увеличения поставок на региональные рынки сбыта с наи­более низким соотношением индивидуальной стоимости поставок анализируемого объединения со средней по району стоимостью общих поставок (см. табл. 10.1, кол. 7).

7. Важным фактором оптимизации и стабилизации сбыта такой повсеместно реализуемой продукции, как уголь, является участие сбытовых организаций в работе региональных товарно-сырьевых бирж.

В аналогичных с угольной промышленностью условиях по сбы­ту своей продукции находятся предприятия, добывающие строи­тельные и отделочные камни.

Горные предприятия, добывающие песок, глину, мел, известь и производящие щебень, в отличие от предприятий угольной про­мышленности, являются предприятиями, обеспечивающими мест­ные потребности строительных организаций и отдельных потреби­телей. Они реализуют свою продукцию в пределах своего региона. Транспортировка ее в другие районы, как правило, экономически нерациональна. Уровень цен реализации в каждом районе устанав­ливается по соглашению поставщика с потребителем.

Экономика горной промышленности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОКАТЫШЕЙ

Тарельчатый гранулятор - окомкователь с тарелкой 0,5м за 400у.е. Окатыши. Окатыши – твердые шарообразные тела, полученные путем окомкования тонкоизмельченных рудных материалов с добавкой связующих веществ с флюсами или без них …

Дополнительная экономия (или удорожание) на сопряженных объектах, вызванная внедрением новой техники

Экономические последствия, вызванные внедрением новой тех­ники на сопряженных объектах предприятия, рассчитываются в следующей последовательности: п определяются сопряженные объекты, на показатели работы которых оказывает влияние внедрение новой техники; р устанавливается влияние …

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ГОРНОЙ ТЕХНИКИ*

Для расчета величин показателей, необходимых для оценки экономической эффективности внедрения новой горной техники, требуется наличие комплекса конкретных исходных данных, ха- ’ Подробная методика оценки экономической эффективности внедрения новой техники на …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.