Доклады о будущих и современных технологиях
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
М. К. Маркина, Г. В. Гобина
Научный руководитель - Г. В. Гобина, канд. экон. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
В условиях рыночной экономики значительную часть предприятий составляют малые. Причем, имеет место постоянная тенденция к увеличению их числа.
На 1 января 2012 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 января 2011 года на 5,4 %, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 4,8 %, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,6 %. Объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос на 20,3 %, рост инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ составил 4,2 %.
Для предпринимательства характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Проблемы предпринимательства делятся на следующие группы:
1. Организационные.
2. Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала;
3. Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности.
4. Кредитная необеспеченность.
Малый бизнес - двояк по своей сути: с одной стороны - это организация, а с другой - частное лицо. Именно здесь наиболее тесно смыкаются интересы государства, его налоговая политика и интересы конкретного гражданина, его запросы и возможности для их удовлетворения.
Таким образом, именно малый бизнес является необходимым условием формирования, так называемого, среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества, поэтому тема данной работы является актуальной.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом, и пути их решения.