Доклады о будущих и современных технологиях
БЮДЖЕТНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ
С. В. Титов, В. Д. Попов
Научный руководитель - В. Д. Попов, канд. экон. наук, доцент
Ярославский государственный технический университет
В целях повышения эффективности функционирования государственного (муниципального) сектора был принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях». Основной идеей данного закона является создание автономной некоммерческой организации для оказания услуг (выполнения работ) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. На сегодняшний день процесс перехода образовательных учреждений в новый статус распространился по всей России. В конце 2008 года Министерство образования и науки РФ организовало расширенный мониторинг перевода образовательных учреждений в форму автономных. Мониторинг показал, что, к сожалению, в новую форму переведены в основном дошкольные учреждения (68,2 %) и учреждения дополнительного образования детей (15,2 %). Эта тенденция сохранится и в дальнейшем. Мониторинг также показал, что к 2012 году в 40 регионах России появится 2271 автономное образовательное учреждение.
Следует отметить, что автономные образовательные учреждения имеют ряд преимуществ, таких как:
• самостоятельное распределение всех доходов;
• отсутствие контроля расходования средств со стороны казначейства;
• возможность самостоятельно формировать штатное расписание и определять должностные оклады;
• возможность "вернуться" в форму бюджетного учреждения без переоформления разрешительных документов.
Основными финансовыми отличиями автономного учреждения от бюджетного учреждения являются:
• автономное учреждение может открывать счета в кредитных организациях, бюджетное учреждение - только в казначействе;
• учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, а по обязательствам автономное учреждение - не несет;
• доходы бюджетного учреждения после уплаты налогов и сборов учитывают в смете и отражают в доходах соответствующего бюджета, автономные учреждения распоряжаются полученными средствами по своему усмотрению.