Относительное движение зубьев, выбор профиля и размеров зубьев
Разработано несколько профилей зубьев для волновых передач. Преимущественное распространение получили эвольвентные зубья, как наиболее технологичные и обеспечивающие удовлетворительное зацепление. При большом числе зубьев волновых передач (обычно Z> 150) форма эвольвентного зуба близка к трапецеидальному.
При использовании распространенного двадцатиградусного исходного контура угол профиля & варьируют путем смещения инструмента при нарезании, приспосабливая его к условиям зацепления. Синтез зацепления выполняют на основе анализа относительного движения зубьев.
На рис. 10.3 изображена траектория движения точки срединной поверхности гибкого колеса. Уравнения этой траектории можйо использовать для построения графика относительного движения зубьев в процессе зацепления.
На рис. 10.6 показано взаимное положение зубьев на малой оси генератора в момент времени /=0. Штриховой линией изображено положение зуба колеса G до деформирования. Здесь г — радиус срединной поверхности; ось п совпадает с осями симметрии зубьев; rag, Гаь — радиусы окружностей вершин зубьев; Rfg, — радиусы окружностей впадин.
Положение зуба колеса Ь в осях координат п — T определяем по двум точкам, взятым на оси симметрии и соответствующим окружностям вершин и впадин. Координаты по оси п
J (10.18) |
П |
Рис. 10.6 |
'j (10.20) |
Wab=Rab~N П/Ъ=Г/Ъ-Г9 По оси t Vab = Vfb = 0.
Положение зуба колеса G изменяется при повороте генератора. Текущее положение большой оси генератора (при />0) определяем углом
Q> = q>x-coht=n/2 - Coht. (10.19) При этом координаты по оси п
Wag=(Tag+W) cos q>b - r,
Wfg=(rfg+w)cos(pb-r;
По оси /
} |
(10.21) |
Vag = V + (rag—r)9—(rag--W)(pb9 Vfg=v+(rfg-r)0 -(rfg+n)<Pb-
В формулах (10.21) вторые члены учитывают поворот нормали на угол 0, третьи члены — относительный поворот колес на угол q>b[25].
<Ръ=Co'htlifa = (я/2 - <р)/&. По теории оболочек, E=(V—Dw/D(P)R при
H>=h>0cos2<P, 0=(3wosin2<p)/(4r).
Определение W и V рассмотрено ранее. Расчет координат зубьев (мм) следует выполнять с точностью до пятого знака после запятой, а построение графика взаимного положения зубьев — в масштабе увеличения, например 100:1. Пример графика для ненагруженной передачи изображен на рис. 10.7. На графике две штриховые линии изображают траекторию точек Ag и Fg, соответствующих окружностям вершин и впадин зубьев гибкого колеса. Между ними проведены линии осей симметрии зуба. На каждой из этих осей строят профиль зуба, например, через каждые 10° угла ср. Траектории на дуге выхода из зацепления располагаются симметрично. График позволяет отметить, что при эвольвентном профиле зубьев без учета деформации зубьев под нагрузкой в одновременном зацеплении нахо
дится лишь небольшая часть зубьев в зоне большой оси генератора (ср = =0). На остальной части траектории между зубьями существует зазор J. При сравнительно высокой податливости гибкого колеса небольшие зазоры под нагрузкой устраняются. В зацеплении вступает большое число зубьев. Чем меньше зазоры в не - нагруженной передаче, тем больше зубьев зацепляется одновременно. Нетрудно установить, что величины J равны расстояниям между траекторией точки Ag и секущей прямой АБ, Проведенной из точки ср = = 0 параллельно линии профиля зуба колеса Ъ.
Рис. 10.7 |
Ниже точки Б секущая располагается левее траектории. Здесь вместо зазора образуется натяг или интерференция зубьев при входе в зацепление. Интерференция не допускается. Кроме угла а положение начала интерференции зависит от высоты зубьев. Например, при высоте зубьев, изображенных на рис. 10.7 контурными линиями, интерференции нет. При увеличенной высоте зубьев (штриховые линии) наблюдается интерференция (пересечение головок зубьев заштриховано). Зазоры j и положение точки интерференции Б зависят также от формы траектории, которая, в свою очередь, зависит от формы деформирования гибкого колеса (см. ниже).
(10.22) |
Толщину зубьев S по дуге произвольного диаметра Dy определяют по известной формуле
Sy=dy [n/(2z)+(2Х Tg a )jz+ Inv а+Inv aj,
Где верхние знаки для наружных, а нижние — для внутренних зубьев; cos (Xy=Db/Dy (определяют a,); Db=Mz cos a — диаметр основной окружности; inv a, inv ay — эвольвентные углы (см. таблицы, например [5]).
График (рис. 10.7) используют для выбора основных параметров зацепления: угла а, высоты зубьев, формы и размеров деформирования и пр. Например, в начале построения графика, когда профиль зуба еще не определен, вычерчивают траектории и, задаваясь величиной Jmax, проводят секущую АБ. Полученный угол Оср приближенно принимают за средний угол профиля зуба колеса Ъ. По углу аср определяют смещение инструмента при нарезании зубьев:
Xg «(zg/2) (cos a/cos a^ — 1), XbttXg-(m-w0)/m,
Где a=20° — угол исходного контура.
При нарезании долбяком величину хь уточняют на расчете (см. § Ю.7).
При выборе Оср учитывают следующее: зазор ja на входе в зацепление должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить отсутствие интерференции вершин зубьев под нагрузкой (без нагрузки рекомендуют 0,06/и); глубина захода зубьев Hd или высота зубьев должны гарантировать сохранение зацепления при деформировании звеньев передачи (гибкого колеса, генератора, жесткого колеса и др.) под максимальной нагрузкой (без нагрузки рекомендуют hd^m).
(10.23) |
Уменьшение высоты зубьев, необходимое для устранения интерференции, можно получить путем уменьшения высоты головок зубьев жесткого и гибкого колес или только одного из колес. При уменьшенной высоте головок соответственно увеличиваются радиальные зазоры во впадинах при полной глубине захода зубьев. Следовательно, можно уменьшить высоты ножек зубьев. Нетрудно понять, что уменьшение высоты ножки зуба приводит к увеличению ширины впадины по окружности впадин. Увеличение ширины впадин выгодно для гибкого колеса. Оно приводит к увеличению его гибкости, а вместе с тем и к уменьшению напряжений изгиба. Рекомендованные профили зубьев изображены на рис. 10.8*. Здесь зубья колеса G имеют только головки, а колеса Ъ соответственно только ножки. Зубья колеса G нарезают модифицированным стандартным инструментом с уменьшенной на (0,5...1,0)/и высотой головки режущего зуба. Колесо Ъ нарезают стандартным инструментом при соответственном уменьшении глубины врезания.
Условимся называть зубья, нарезанные модифицированным инструментом, зубьями с широкой впадиной, а немодифицирован-
"Иванов M. Н., Финогенов В. А., Ромашин В. Н. и др. Авторское свидетельство СССР № 566044.
Ным — зубьями с узкой впадиной. Зубья с широкой впадиной применяют в отечественных стандартных передачах.
Большое число зубьев в зацеплении можно получить и в ненагруженной передаче, если профиль зубьев жесткого колеса выполнить по форме, эквидистантной форме траектории точки Ag (см. рис. 10.7), а профиль зуба гибкого колеса — сопряженным с профилем зуба жесткого колеса. При этом зуб колеса Ъ должен быть выпуклым. Известно, что внутренние эвольвентные зубья имеют вогнутый профиль. Поэтому они не оптимальны для волновых передач.