Детали машин

Форма и размер деформирования гибкого колеса

Волновая передача может быть работоспособной при различных формах и размерах деформирования гибкого колеса. Здесь нет однозначного решения. Исследователями предложены формы: по cos 2q>, по эллипсу, с эвольвентными участками, с участками, очер­ченными по дугам окружности, по форме кольца, деформирован­ного системой сосредоточенных сил, и пр. Критериями для оценки различных вариантов служат нагрузочная способность, КПД, дол­говечность.

Наибольшее распространение получили формы: по cos 2q>, по кольцу, деформированному двумя или четырьмя сосредоточенными силами, и по дугам окружности в районе большой оси генератора (рис. 10.9).

Форма по рис. 10.9, а осуществляется генератором с двумя роликами; по рис. 10.9, б — четырехроликовым генератором; по рис. 10.9, в — дисковым генератором (два больших ролика). Любая из форм может быть получена также при кулачковом генераторе (рис. 10.10). Рабочий профиль кулачка генератора H выполняют по выбранной форме деформирования гибкого колеса. Для уменьше­ния трения между кулачком и "гибким колесом располагают тела качения (гибкий подшипник; см. табл. 10.1). Кулачковый генератор лучше других сохраняет заданную форму деформирования под нагрузкой и поэтому считается предпочтительным для силовых передач. В дальнейшем рассмотрим передачи только с кулачковым генератором и формой деформирования W=W0Cos2Q>.

Форма и размер деформирования гибкого колеса

Рис. 10.8

Размер деформирования vv0 можно определить из условия равен­ства окружных скоростей [формула (10.16)]. Рационально приме­нить это условие в зоне большой оси генератора (Q> = 0), так как здесь максимальна глубина захода зубьев и минимальна роль клинового эффекта. При этом в формуле (10.16) Vtr=0 и Vt=Vtb. С учетом формул (10.10) и (10.14) получим CQhw0 = CQhr<P/I%H. Используя

Б

А

В

Рис. 10.9

Формулу (10.13) и принимая гф=fife/2, найдем WQ = Dblzb=M или Щ/т= 1. Проследим, как влияют отклонения W0/M от единицы.

На рис. 10.11, а, б, в изображены формы траектории (см. рис. 10.3) при различных отношениях щ/т. Применив к этим траектори­ям методику по рис. 10.7, отметим, что при w0//w< 1 зона зацепления сдвигается от большой оси по ходу вращения генератора. В зоне большой оси между зубьями (без нагрузки) наблюдаются зазо­ры. Качество зацепления ухудшается, так как возрастает роль кли­нового эффекта. Применение W0/M < 1 может быть оправдано толь­ко при малых передаточных отношениях в целях снижения напряже­ний в гибком колесе. При W0/M>L зона зацепления сдвигается в сторону большой оси генератора и даже переходит ее, а окружные скорости Vt превышают величины, получаемые по передаточному отношению. Избыточные скорости компенсируются за счет допол­нительного деформирования гибкого колеса, генератора и жесткого

Форма и размер деформирования гибкого колеса

Рис. 10.10

А

Колеса.

В нагруженной переда­че начальные форма и раз­мер деформирования из­меняются. Эти изменения невелики, но существенны для зацепления. Они свя­заны: с зазорами в раз-

Мерной цепи кулачок — гибкое колесо (радиаль­ные зазоры в гибком под­шипнике и зазоры посад­ки гибкого подшипника в гибкое колесо, которые под нагрузкой выбирают­ся); с контактными дефор­мациями в гибком под-

Таблица 10.1

Щк

Шл

/

Условное обо­значение под­шипника

Размеры, мм

Радиальный зазор, мм

Число

Предельная ча­стота вращения л, мин"1

D

D

В

Г

Dw

Шаров Z

ОО 00

3S

30_о, ою 40_O, O12

42_о, ои 52_o, oi3

1 8

0,5

3,969 3,969

От 0,010 до 0,024 » 0,012 » 0,026

21 23

809 812 815 818

45_o, oi2 60_o, oi5 75_о, о15 90-0,020

62_o, oi3 80_o, oi3 100-0,015 120_o, oi5

9 13 15 18

5,953 7,144 9,128 11,113

» 0,012 » 0,029 » 0,013 » 0,033 » 0,014 » 0,034 » 0,016 » 0,040

21 23 21 23

3000

822

1Ю_0,020

150_o, oi8

24

1,0

14,288

» 0,020 » 0,046

21

00 ОО 00

120-0,020 150-0,025 180-0,025

160—0,025 200_о, озо 240_о, озо

24 30 35

14,288 19,050 22,225

» 0,020 » 0,046 » 0,023 » 0,058 » 0,024 » 0,065

23 23 23

1500

1,5

844

220-0,030

300-0,035

45

28,575

» 0,033 » 0,083

23

848

240_о, озо

320-о, о40

48

2,5

28,575

» 0,035 » 0,090

23

860 862

300_о, оз5 ЗЮ_о,035

400_0,040

420-0,045

60 70

36,513 36,513

» 0,045 » 0,105 » 0,045 » 0,105

23 23

1000

872

360-0,040

480-0,045

72

3,5

44,450

» 0,055 » 0,125

23

Примечания: 1. Технические требования по ГОСТ 520 — 2002 класса точности «нормальный». 2. В соответствии с этими чтеХ ни чеСтим^ Требованиями в таблице указаны предельные отклонения размеров и радиальных зазоров. 3. Сепаратор текстолитовый гребенчатого типа, требующий предохранения от выпадения в осевом направлении (см. шайбу на рис. 10.10).

Форма и размер деформирования гибкого колеса

Рис. 10.11

Шипнике и деформациями жесткого колеса; с растяжением гибкого колеса. Исследованиями [17] установлено, что с учетом этих фак­торов первоначально щ/т следует принимать больше единицы (см. ниже).

Детали машин

Муфты комбинированные

Эти муфты применяются в тех случаях, когда ни одна из рас­смотренных выше муфт не может полностью удовлетворить всем требованиям, предъявляемым к соединению валов. На практике чаще всего используют комбинацию упругих …

Муфты автоматические, или самоуправляемые

Эти муфты предназначаются для автоматического разъединения валов в тех случаях, когда параметры работы машины становятся недопустимыми по тем или иным показателям. Классификация автоматических муфт представлена схемой на с. 367. Вышеизло­женные …

Муфты управляемые, или сцепные

Управляемые муфты позволяют соединять или разъединять ва­лы с помощью механизма управления. По принципу работы все эти муфты можно разделить на две группы: муфты, основанные на зацеплении (кулачковые или зубчатые); муфты, …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов шлакоблочного оборудования:

+38 096 992 9559 Инна (вайбер, вацап, телеграм)
Эл. почта: inna@msd.com.ua