biz > кредиты, лизинг, консультации
МОДЕЛИРОВАНИЕ СПРОСА
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СПРОСА НА ТОВАРЫ
Спрос — это количество товара, которое может быть куплено при данной цене.
При рассмотрении модели спроса необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:
— во-первых, мерой спроса является количество товара;
— во-вторых, это количество стоит денег, ибо товар не бесплатен;
— в-третьих, у потребителя всегда есть выбор: он может купить тот же товар у другого продавца;
— в-четвертых, потребитель может заменить данный товар другим, удовлетворяющим ту же нужду.
Производя выбор товара для удовлетворения своей потребности, потребитель оценивает жертвы, на которые ему приходится идти, приобретая данный товар, т. е. то, от чего он при этом должен отказаться. Иными словами, спрос не беспределен.
Закон спроса формулируется так: при более высоких ценах спрос меньше, при более низких — больше.
Закон спроса допускает исключения:
— при ожидании изменения цены;
— при наличии дефицита;
— при высокой инфляции.
Изучение спроса удобно осуществлять с помощью экономической (математической) модели. Построение модели, как обычно, начинается с таблицы.
Пример 5.4
Рассмотрим спрос на мороженое в ларьке за день.
Таблица 5.1
Цена за одну порцию, усл. ден. ед. Кол-во порций мороженого, покупаемых за день (величина спроса)
600 60
650 35
700 25
750 15
800 10
По данным табл. 5.1 построим график спроса (рис. 5.4). График представляет собой кривую обратно пропорциональной зависимости, что соответствует закону спроса. (По традиции аргументы здесь откладываются по оси у, а функции — по оси х.)
Анализируя таблицу и график, следует отличать спрос от величины спроса. Спрос в данном случае — это вся совокупность цен и соответствующего количества товара в таблице. На графике спросу соответствует вся кривая линия. Величина же спроса — это конкретное значение количества товара, продаваемого за один
день по каждой данной цене; ей соответствуют отдельные точки линии спроса на графике.
Когда говорят об изменении спроса на товар, имеют в виду смещение в ту или иную сторону всей кривой (или новые значения цен, соответствующих количеству продаваемого товара в таблице).
С помощью графика спроса можно решить следующие задачи:
1) определить величины спроса — количество продаваемого товара при любых изменениях цены;
2) определить характер изменения спроса (больше, меньше, без изменений) при изменениях цен на товар и количество продаваемого по этим ценам товара.
Изменение спроса (положения кривой и ее формы) зависит главным образом от изменений:
— вкусов покупателей (например, повышение интереса к эко-логически чистым продуктам);
— числа покупателей;
— дохода покупателей;
— цен на сопутствующие товары (например, повышение цен на источники электропитания для переносной радиоаппаратуры изменяет спрос на саму аппаратуру);
— покупательских ожиданий (например, если ожидается неурожай, спрос на сельхозпродукцию может повыситься).
Далее рассмотрим предложение товаров.
Далее: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ