РЕКЛАМА В ЦЕЛЯХ РАСШИРЕНИЯ СБЫТА
Это основная сфера рекламной деятельности. Она тесно связана с поня-
Тием "маркетинг-микс", или координацией всех взаимозависимых факторов,
Влияющих на продажу.
Конъюнктура рынка, как известно, подвержена постоянным колебаниям, и
Точно прогнозировать ее невозможно. Только использование комплекса всех
Элементов "маркетинг микса" при одновременной подгонке их к меняющимся
Условиям рынка позволяет разрабатывать конкретные прогнозы.
Вся рекламная деятельность базируется на глубоком изучении рынка.
Реклама позволяет увидеть, насколько гибким является предприятие, как
Быстро оно в состоянии реагировать на изменения конъюнктуры рынка: путем
Либо приспособления к ней номенклатуры изделий, либо ее коренного перес-
Мотра и замены.
Функции целенаправленной рекламы:
- создавать престиж предприятия.
Покупатель готов платить высокую цену - и даже за высококачественный
Товар - только в том случае, если изготовитель ему известен и пользуется
Хорошей репутацией. Ведь потребитель хочет отождествлять себя с товаром
И его производителем. Следовательно, имея хорошее имя (имидж), предприя-
Тие может в известной степени продавать свои товары по высокой цене не-
Зависимо от качества;
- способствовать появлению потребностей в данном товаре, т. е. созда-
Вать спрос;
- давать потребителям необходимую информацию о товаре.
Исчерпывающую информацию о товаре требуют не только покупатели основ-
Ных средств производства, но и покупатели товаров широкого потребления,
Которым она облегчает выбор;
- обеспечивать сбыт, поддерживать и расширять достигнутый объем сбы-
Та.
Основной принцип рекламной деятельности, главное условие ее успеха -
Это запуск в постоянное обращение рекламы, которую покупатель запоминает
И отождествляет с конкретным товаром. Вот почему основной сюжет рекламы
Предприятия не должен меняться.
При введении нового товара на рынок реклама знакомит клиентов с самой
Сутью этого товара. В последующем реклама должна способствовать расшире-
Нию доли рынка, приходящейся на этот товар, вытеснению конкурирующих то-
Варов. Рынок почти всех товаров ограничен, в силу чего завоевание новой
Доли рынка происходит только за счет других продавцов. После стабилиза-
Ции товара цель рекламы исключить возможность сокращения его доли рынка.
Хорошая реклама способствует тому, что потребитель начинает автомати-
Чески ассоциировать определенные потребности с предлагаемым товаром, с
Тем, что именно этот продукт или изделие оптимально отвечает его потреб-
Ностям. Поэтому необходимо постоянно информировать потребителей о всех
Изменениях и нововведениях в товаре;
- внушать доверие к товару и к его изготовителю;
- исходить из потребностей клиента;
Люди покупают вещи, чтобы удовлетворять не только разнообразные жиз-
Ненно необходимые, но и многие психологические потребности. Не зря гово-
Рят, что покупка - привносит радость в повседневную жизнь. Поэтому рек-
Лама тесно связана с изучением и анализом психологии потребителя, его
Мотивов при выборе покупки. Еще раз напомним, что мотивы - это сочетания
Факторов, которые побуждают человека поступать и действовать определен-
Ным образом. В обществе изобилия товаров люди часто покупают вещи, кото-
Рые им вовсе не нужны. Причиной покупки может служить, например, стрем-
Ление к самоутверждению, желание обеспечить безопасность или попробовать
Задавать тон в обществе и т. п. Надо иметь в виду, что мотивы - это слож-
Ные психологические структуры, отдельные звенья которых зачастую не ясны
Самому потребителю. Изучение возможных мотивов, могущих влиять на приня-
Тие решения потребителем покупать или вообще не покупать тот или иной
Товар, является одной из важнейших задач изучения рынка;
- побуждать покупателя отождествлять себя с товаром и его изготовите-
Лем;
- придавать данному товару определенный образ (имидж)
Реклама создает возможность выгодно отличать данный конкурирующий то-
Вар. Этому служит создание марочного (фирменного) названия, которое
Должно полностью соответствовать данному товару и потенциальному покупа-
Телю. Разумеется, что когда и его дорогой, и дешевый товары удовлетворя-
Ют одни и те же потребности, то реклама дорогого и престижного товара
Должна быть обращена к другим покупателям, нежели реклама дешевого. Поэ-
Тому, прежде чем разрабатывать фирменное название, внешний вид и упаков-
Ку товара, следует всесторонне проанализировать и определить круг потен-
Циальных покупателей, их культурный уровень, обычаи и т. п. Кстати ска-
Зать, на Западе в области маркетинга в последнее время получило широкое
Распространение изучение рынка путем психологического анализа.
Итак, реклама всесторонне охватывает всю деятельность предприятия,
Начиная с внешнего вида предприятия, поведения его сотрудников, голоса
Секретаря по телефону и кончая названием товара, упаковкой, обслуживани-
Ем клиентов. Так, например, для гостиницы рекламой является и поведение
Швейцара, и его внешний вид, включая чистоту его формы, и то, как он
Открывает дверь. А в примере с промышленным предприятием таковой являют-
Ся поведение шофера-поставщика, вид грузовика и т. п.
Объем средств, которые западные фирмы расходуют на рекламу, резко ко-
Леблется в зависимости от характера товара. Впрочем, можно сказать, что
Чем меньше товары отличаются по качеству, тем больше нужно их рекламиро-
Вать. Вот, скажем, для моющих средств, которые по качеству и химическому
Составу фактически не отличаются друг от друга, изготовители обычно рас-
Ходуют на рекламу треть продажной цены. Расходы на рекламу других това-
Ров широкого потребления в среднем составляют от 5 до 15% стоимости
Объема продажи.
Реклама основных средств производства, как уже говорилось, отличается
Тем, что она адресована более узкому кругу потенциальных клиентов и при-
Дает большое значение технической информации. Однако нельзя исходить
Только из того, что даже при осуществлении крупных капиталовложений ре-
Шения о покупке всегда принимаются исключительно на основе рациональных
И аргументированных размышлений, Вспоминается случай на одном из заседа-
Ний правления крупного австрийского предприятия. Вопрос о строительстве
Нового завода правление предприятия приняло, или скорее "отштамповало"
Его, в течение нескольких минут. В то же время следующая проблема о вы-
Боре покрытия для гаража - толя или жести - бурно обсуждалась в течение
Полутора часов, поскольку каждый член правления, используя строительства
Собственной дачи, вносил конкретные предложения.
Все большее значение для основных средств производства приобретает
Промышленный дизайн, иными словами, придание красивой формы, соот-
Ветствующей современным эстетическим представлениям. Как и в маркетинге
Товаров широкого потребления, вся реклама основных средств производства
Базируется на изучении рынка, т. е. на изучении потенциальных потребите-
Лей и их потребностей.
Основными источниками нужной информации являются:
- общие каталоги, справочники ("АВС - Europe Production"),
- списки членов торговых палат и союзов промышленников (в ФРГ
"Industrieverbaende", в Австрии "Pachverbaende");
- информационные материалы банков (обычно крупные банки регулярно по-
Сылают своим клиентам информацию. Они могут предоставлять ее через свои
Филиалы и для зарубежных фирм);
- услуги консультативных фирм (данный подход рекомендуется применять
Тогда, когда экспортер не имеет еще достаточной информации о новом для
Него рынке);
- специализированные деловые журналы по отраслям промышленности, из-
Даваемые, как правило, крупными международными издательствами;
- сведения, полученные во время встреч с конкурентами на конгрессах,
Симпозиумах и совещаниях.
Лучший источник информации о рынке и деятельности конкурентов
- собственная сбытовая организация, т. е. продавцы и агентские фирмы.
Многолетний опыт исследований мотивов покупателей позволяет вывести
Основные критерии принятия решений при осуществлении закупок основных
Средств производства:
С точки зрения потребителя С точки зрения продавца
технический уровень (сов - технический уровень (сов-
ременность продукции) ременность продукции)
рентабельность, окупаемость технический "ноу-хау"
техническая зрелость про - технический уровень иссле-
дукции дований и разработок
уровень обслуживания риск дефектности продукции
риск выхода из строя культура производства
сроки поставки продукции организация и координация
производства и сбыта
сроки поставки запасных организации ремонта
частей
уровень технической и ком - уровень квалификации про-
мерческой консультативной давцов
служб
престиж продавца на рынке качество рекламы
в сравнении с конкурентами
цена, условия поставки и рентабельность производства
поставка и всего предприятия
рекомендации результаты деятельности сбытовой
организации
финансовое положение управление финансами
поставщика
качество продукции с точки уровень научно-технических
зрения проблем охраны исследований и внедрения их
окружающей среды результатов в производство
дизайн уровень (включая качество) ис-
следований рынка и функциони-
рования отдела опытно-конструк-
торских работ и дизайна
личное впечатление от культура сбытовой организации
продавцов
Перечисленные критерии являются основой для планирования рекламных
Мероприятий. Планы таких мероприятий составляются как правило в трех
Направлениях: по конкретным мероприятиям, по "объектам" рекламы, т. е. по
Потенциальным потребителям, и во временном аспекте.
Основные моменты, которые надлежит учитывать при планировании реклам-
Ной работы:
положение товара
- по отношению к мотивам потребителя;
- в сравнении с конкуренцией;
цель рекламы
- степень известности;
- желаемый имидж;
объект рекламы
- кто (отрасль экономики, кто решает, кто рекомендует);
- его структура (размеры, структура фирмы, психологические
факторы);
содержание рекламы
- концепция (что рекламируется);
средства рекламы
- как (способы доведения рекламы до нужного эффекта: через
текст, графику или художественными средствами);
рекламный бюджет
- общий бюджет (с учетом сезонного фактора);
- в сравнении с рекламными возможностями конкурентов;
план рекламных мероприятий
- частота повторения рекламы;
- качество;
- рентабельность;
- распределение по конкретным рекламным средствам;
план рекламных мероприятий во временном отношении
- сроки рекламных кампаний;
детальная калькуляция
- обычно в пересчете на 1000 штук или других единиц реклам-
ной продукции в зависимости от ее продажной цены;
контроль за эффективностью рекламы
- сопоставление затраченных средств с оборота продаж.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что носителями рекламы яв-
Ляются не только рекламные средства - плакаты, объявления и тому подоб-
Ное, но практически все сотрудники предприятия, начиная с руководства и
Кончая шофером, аналогично тому, как престиж фирмы зависит от многого,
(внешний вид предприятия, его автомашин, голос любого из сотрудников,
Услышанный по телефону).