Выбор услуг как дополнительный товар
Конечный товар, получаемый потребителем в результате реализации бизнес-плана, — это ваш бизнес. Однако этот бизнес не может быть успешным, если вам не удастся превратить товар в продукт. Разница между этими двумя понятиями дает представление о создании действительно успешного предприятия.
Товар — это продукт, который приобретает покупатель у вашей фирмы.
Дополнительный продукт — это то, что покупатель чувствует в отношении вашего бизнеса, а не в отношении товара. Это чув - ство во многом формируется комплексом услуг, предлагаемых фирмой в качестве дополнительного продукта.
Ч. Ревлон, основатель фирмы, носящей его имя, однажды сказал: «На фабрике «Ревлон» производят косметику, но в магазине «Ревлон» продают надежду».
Товар — косметика, а продукт — надежда на то, что какая - либо идея станет для вас реальностью. Из сказанного можно сделать вывод, ЧТО результативность вашего бизнеса, успехи по продвижению вашего продукта на рынок и уровень покупательского спроса во многом зависят от количества и качества услуг, сопровождающих жизненный цикл товара. Следовательно, когда сформировалась идея данного бизнеса и вы задаете себе вопрос: «Стоящая ли это возможность для бизнеса?» — вам необходимо ответить на два вопроса:
Имеются ли у вас количественные возможности для организации производства и осуществления продаж?
Имеете ли вы представление О том, насколько успешно вы способны удовлетворить скрытые эмоциональные потребности людей?
Как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. В России сфера услуг, пожалуй, обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей. Все более распространенными становятся термины «рынок услуг» и «маркетинг услуг». Маркетинг услуг — это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических особенностей товара и потребностей клиентов (потребителей).
Виды услуг чрезвычайно разнообразны: они могут иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными, либо требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Сфера услуг простирается от торговли и транспорта до финансирования, страхования или посредничества различного рода, включая трудоустроит во.
Одни виды услуг требуют огромных капиталовложений, например, авиаперевозки; другие — такие, как медицинское обслуживание, консультации по управлению, — могут обойтись небольшим первоначальным вложением капитала, зато отличаются высоким уровнем профессионализма работников.
При всем разнообразии услуг их можно объединить в несколько групп (табл. 4.1).
Таблица 4.1
|
В обществе постоянно появляются новые виды деловых (профессиональных) услуг, например, торговля недвижимостью, размещение временно свободных средств, информационные, маркетинговые и рекламные составление бухгалтерских балансов и отчетов, электронный секретарь.