РЕАЛЬНЫЙ ПРИМЕР ПОПЫТОК РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ, ОСНОВАННОЙ НА, МЕТОДАХ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Стратегические цели развития:
- Доля рынка сбыта цели развития
- Качество продукции
- Освоение новых изделий
- Стабильность развития
- Эффективная команда
Открытое акционерное общество «Завод электроники и механики» (ОАО «Зим») является правопреемником производственного объединения (ПО) «Промприбор», образованного в 1958 г. ОАО «ЗЭиМ» — это производственно-финансовый холдинг, владеющий долями от 2 до 90% в уставных фондах дочерних и зависимых фирм. В его составе функционируют 16 центров финансовой ответственности различных типов без образования юридического лица.
В 1999 г. численность персонала составила 13000 человек, тогда как в 1989 г. она достигала 2500 человек.
Основные направления деятельности ОАО — раз
Работка, производство, сервисное обслуживание электроисполнительных механизмов, средств автоматизации и регулирования технологических процессов, приборов инжиниринговые услуги, консультирование и обучение персонала.
Объем продаж достигает более 6 млн. руб. в месяц, сдочер - ними фирмами —11 млн. руб. в месяц.
Проект реструктуризации заключается в достижении оптимального по размерам и выполняемым функциям производственно-финансового холдинга ОАО «ЗЭиМ» с сетью малых бизнес-партнеров, а также повышения эффективности новых малых бизнесов на основе капитала ПО«Промприбор» — базового предприятия.
Цели реструктуризации:
Повышение адаптивности фирмы в ^ условиях быстроменяющейся внешней среды; . создание условий для ускорения диверсификации бизнеса;
Улучшение использования имеющегося производственного потенциала;
Снижение издержек за счет использования резервов, имеющихся в распоряжении персонала на участках;
Изменение мотивации, повышение активности и заинтересованности в результатах труда за счет изменений собственности (участие в совладении).
По мере реализации проекта понятие «реструктуризация» расширялось, и сейчас оно рассматривается как цепь взаимосвязанных организационных инноваций, предназначенных для радикального преобразования предприятия с целью обретения им способности адекватно реагировать на динамичные изменения внешней среды в переходной экономике.
Сегодня стала актуальной задача восстановления системы планирования, но не на старой базе техпромфинплана (хотя ряд предприятий пошел по этому пути, не имея ничего взамен), а на новой основе бизнес-планирования. Системы в рамках управленческого учета, т. е. поставки необходимой информации для менеджеров, предусматривают разработку прогнозов производства на базе данных маркетинга, разработку ежеквартальных бюджетов — планов (как в разрезе подразделений, так и в целом по фирме), управление и мониторинг производственных издержек и нормативов потребления, формирование широкой базы данных ценообразования с оценкой различных коэффициентов, учитывающих цену взаимозачетов, различных предметов бартера, и других суррогатов, расчеты
Трансфертных цен для подразделений (договорных, рыночных и нормативных затратных), разработку портфеля инвестиционных проектов, бизнес-планов и т. д.
С развитием рыночных отношений для ОАО «ЗЭиМ» актуальными стали задачи исследования внешней среды, которые ранее не проводились. Благодаря обучению постигаются навыки в маркетинговой работе, оценке рисков, комплексном и факторном анализе, осваиваются современные инструменты финансового управления и управленческого учета, приемы информационного взаимодействия и методы бизнес-планирования. При этом их применение распространяется на все большее число внутрифирменных структурных подразделений, а от зависимых фирм-партнеров требуется составление бизнес - планов.
Внедрение бизнес-планирования — инновационный процесс, рассматриваемый как одно из приоритетных стратегических направлений развития программного обеспечения «Промприбор», в состав которого входит ОАО «ЗЭиМ».
В последние годы в компании осуществлялся целый ряд бизнес-проектов (Прил. 2 табл. 1) на базе малых предприятий и структурных подразделений ОАО «ЗЭиМ», имеющих статус центров финансовой ответственности (ЦФО).
Традиционная дореформенная система планирования: опыт и проблемы выполнения централизованных планов.
Существовавшее ранее планирование в форме техпромфин - плана в принципе не способно обеспечивать нормальное функционирование предприятия в условиях рыночных ний. Исходя из логики того, что план должен быть выполнен при любых обстоятельствах, не было полноценных инструментов быстрого регулирования деятельности, актуализации составных частей техпромфинплана.
В перечне задач, решаемых системой плани
Рования, не предусматривался процесс управления объектом. Более того, любые корректировки, т. е. отклонения от плана производства и установленных экономических показателей, не допускались и были наказуемы. Традиционная система учи-
Приложение 2. Таблица 1 Пакет бизнес-проектов, реализуемых фирмами ОАО «ЗЭиМ»
|
Тывала внешние сигналы только на уровне введения изменений в плановые показатели, размеры фондовых нарядов и выделяемых лимитов, что определялось отраслевым министерством.
Чтобы изменить план производства (или уровень экономических показателей) либо компенсировать сокращение высшей списка затратных статей, экономист командировался в министерство, где должен был привести в соответствие с отчетными показателями установленные плановые нормативы. На это уходило немало времени и средств. В принципе вся экономическая работа сводилась к непрерывной корректировке плана под факт, т. е. все искусство директора по экономике состояло в том, чтобы съездить в министерство и получить разрешение на соответствующую корректировку по плановым показателям (что-то не получается — либо не сокращаются издержки, либо идет перерасход по фонду оплаты труда). Планы строились по отраслевым нормативам, и надо было сконструировать план предприятия, который бы укладывался в эти отраслевые показатели. Например, планировалась норма затрат на 1 руб. товарной продукции и все издержки нужно было привести к этому заданию (показателю).
Для техпромфинпяана характерно составление операционных плановых форм, которые не предусматривали управление по отклонениям в режиме реального времени. Сегодня это достигается ведением кассовых бюджетов системы бюджетирования. Кассовые бюджеты отражают реальную картину доходов и расходов, по ним можно производить оценку финансового состояния предприятия.
В условиях старой централизованной плановой экономики было очень мало отклоняющих фактов. Например, объемы продаж регламентировались распределением фондов (ездили в Москву в соответствующее министерство, в отделы оборудования с фондовыми нарядами Госснаба, добивались определен - ныхлимитов на приобретение производимой заводом продукции, по фондовому наряду предприятие отгружало продукцию, выставляло счета, и эти счета потом оплачивались). При этом предприятие самостоятельно не могло решать простейшие вопросы, у кого и что закупать. Если по нужной продукции отсутствовал фондовый наряд, то руководство не имело права ее закупать, потому что был задан формат осуществления движения финансовых ресурсов, который подкреплялся разрешительной системой через движения финансовых ресурсов, который подкреплялся разрешительной системой через раздачу фондовых нарядов. Аналогично покупали ресурсы, т. е. производили закупки по выделенным из централизованных фондов лимитам Госснаба. Свободная продажа ресурсов фактически отсутствовала.
По заложенным в традиционную систему формам планирования раз в год составлялся сводный документ, включающий расчеты по себестоимости товарной продукции, расчет сметы накладных расходов, расчет фонда оплаты труда, план подготовки производства, план организационно-технических мероприятий и т. д.
Отчетность по выполнению техпромфинплана также осуществлялась один раз в год. Расчет показателей и отчетность по ним были поквартальными, за исключением некоторых показателей, которые выводились ежемесячно.
В определенный момент всесоюзные промышленные объединения перестали требовать от предприятий составления по всем правилам в полном соответствии утвержденному составу. На ОАО «ЗЭиМ» на какой-то период сложилась такая ситуация, когда полный операционный бюджет уже не составляли, а выполняли составные части: план по себестоимости, калькуляция себестоимости товарной продукции, смета накладных расходов, план организационно-технических мероприятий, план подготовки производства. Могла происходить и неувязка планов в денежной форме, например, плана по ОКР и плана по подготовке производства. ■
Поскольку не было единого плана капиталовложений, все сводилось к разбирательству: «скажите, сколько вы дадите нам денег, и мы скажем, сколько мы хотим купить». Был отменен также сводный годовой документ с указанием полного перечня закупок и определением их приоритетности.
Вопросы, связанные с формой оплаты, заранее не решались (не просчитывались схемы), т. е. содержание поступления продукции по бартерному обмену не связывалось с реальной потребностью для производства или других нужд. В результате этого увеличивались ненужные запасы. Отсутствовали планы по получению прибыли и использованию фондов. Не проводился мониторинг по движению финансов в формате плана-факта, не подготавливался анализ по движению финансов.
До сих пор приходится решать проблемы, которые копились годами. Предприятия тратили не свои средства, а выделяемые сверху. Так, не решена проблема переизбытка запасов материалов и комплектации.
Невыполнение плана производства конечной продукции вовсе не означало, что нужно снизить закупку ресурсов под обеспечение этого производства. Таким образом, на складах скапливалось ненужное количество материальных ресурсов. Значительную долю складских запасов составляют сейчас именно старые неиспользованные ресурсы в виде неликвидов и сверхнор - мотивов. Часть из них к настоящему времени стала непригодной к применению. К старому наследству добавились современные проблемы, связанные с дефицитом денежных средств, усугубляемым нерациональным бартерным обменом. Дополнительные объемы ненужных товаров и материалов для производства стали завозить из-за отсутствия просчета целевого использования бартера или многоступенчатых схем обмена.
Слабое информационное взаимодействие служб (центрального склада и цехового склада материальных ресурсов) в части закупок осложняет общую проблему, поскольку центральная служба может продолжать закупать материалы при наличии достаточного количества их на складах цеха. В свою очередь цехи перестали производить закупки по инерции, не учитывая реальной потребности, — ведьсредства, которые тратятся, снимаются с лицевых счетов цехов, имеющих статус центров финансовой ответственности. Производственные ЦФО были переведены на кассовое бюджетирование по лицевым счетам раньше, чем само предприятие.
Таким образом, до сих пор не изжита практика планирования каждый раз с чистого листа.
Дискуссии в ходе диверсификации бизнеса компании. Выбор организационных структурных изменений.
Для усиления реакции на внешние сигналы, занятие перспективных рыночных ниш, рационализации деятельности, снижения накладных расходов, повышения эффективности производства с начала 90-х годов на ПО «Промприбор» реализуется стратегия диверсификации бизнеса.
Дискуссии выделения бизнеса малых предприятий. На начальном этапе преобразований, предусмотренных проектом реструктуризации ОАО «ЗЭиМ», происходит выделение либо образование малых предприятий, приобретающих статус в той или иной мере зависимых фирм. В настоящее время насчитывается более 30 фирм, по отношению к которым это объединение является материнской компанией.
Деятельность части дочерних фирм ориентирована на ОАО «ЗЭиМ»; они являются поставщиками комплектующих для основного производства этого объединения. Деятельность тальныхразнонапраолена (от строительства до хлебопечения). Можно сгруппировать виды деятельности малых предприятий: услуги и продукция для услуги и сервис для партне
Ров, производство продукции, сбыт продукции и др. (рис. 3.1).
Большая часть дочерних фирм находится на территории ОАО «ЗЭиМ». Они не имеют ни замкнутой территории, ни ограды, разбросаны по заводу, арендуют помещения. Это объясняется тем, что почти все малые предприятия созданы из структурных подразделений завода или на освободившихся площадях. фирмы, которые рассредоточены на обшей ритории с «ЗЭиМ», на договорных условиях пользуются его инфраструктурой (энергообеспечение, тепло - и водоснабжение), а также его услугами (кадровый учет, услуги отдела техники безопасности по надзору и инструктажу, ремонт оборудования, услуги по изготовлению деталей, по аренде зданий и оборудования). Кроме того, в обязательном порядке все предприятия, находящиеся на территории объединения, возмещают ему затраты по охране и содержанию территории, обслуживанию столовой и медпункта, капитальному ремонту объектов инфраструктуры.
Организационные структурные изменения. Одновременно с процессами отделения и образования новых юридических лиц шло совершенствование организационной структуры внутри самого ОАО «ЗЭиМ». Концепция рыночной ориентации производства продукции реализуется посредством ориентации на потребление каждым членом фирмы. Выполнение этой долгосрочной цели затрагивает совершенствование многих аспектов организационного взаимодействия вплоть до «перерождения» самих работников на уровне их мировоззрения. Последнее очень трудно менять. Постепенно видоизменяется и совершенствуется система управления (СУ): сокращаются уровни принятия решений с делегированием прав и ответственности (децентрализация СУ), уменьшается число процессов документооборота, совершенствуются межфункциональные коммуникации, пересматриваются системы планирования и учета, а также система стимулирования работников в сторону поощрения в соответствии со степенью выполнения стоящих перед ними задач и проявления творческой инициативы и т. д. Организационные перестройки все более создают условия для адекватного восприятия персоналом фирмы нестабильной окружающей внешней среды. Закрепление осуществляемых изменений постепенно ведет к приобретению способности фирмы адаптироваться к внешней среде.
Успех в конкурентной борьбе становится возможным, если постоянно отслеживать рынок; проводить исследования и иметь обратную связь с потребителями, совершенствовать производимые продукты, иметь тесные контакты с партнерами, строящими собственный бизнес на закупках заводской продукции. В этом контексте становится понятным образование так называемых деятельность которых концентри
Руется на развитии (исследовании рынка, техническом совершенствовании, производстве и продвижении) какого-либо продуктового направления. Рыночная деятельность бизнес-единиц концентрируется на конкретных рынках сбыта производимого ими продукта.
В 1997 г. принято решение организовать несколько бизнес-единиц по направлениям: расходометрия, электрические механизмы и приборная техника.
В том же году на базе сборочного цеха было создано первое подразделение по развитию приборов расходометрии. Это новое направление, освоенное врамкахлицензии с 1994 г. В середине 1997 г. образованы бизнес-единицы «Приборы» (изготовление приборов и микропроцессорного контролера) и «Лигаз», чья специализация — газовые счетчики (это тоже новое направление деятельности). Рассматривается вопрос организации специализированных подразделений НИОКР на базе бизнес-единиц. В скором времени предполагается создание третьей бизнес-единицы «Механизмы» (производство электроисполнительных механизмов). Организационная структура управления ОАО «ЗЭиМ» включает следующие отделы
ОСЗДМ — отдел свода затрат и движения материалов;
ОУАК. ВИ — отдел учета и анализа капитальных вложений и инвестиций;
СХ — складское хозяйство;
ИФО — инвестиционно-финансовый отдел;
ОСПП — отдел стратегического планирования и прогнозирования;
ЮрО — юридический отдел;
ОУД — отдел управления делами; . штаб ГО — штаб гражданской обороны;
ОАР — отдел активного развития;
ОРАСУ — отдел развития автоматизированных систем управления;
ОРиМП — отдел развития и мотивации персонала;
ЦКиС — центр качества и сертификации;
ВТК — бюро технического контроля;
КТБС — конструкторско-технологическое бюро стандартов;
ОГМетр — отдел главного метролога;
КИС — контрольно-испытательная станция;
ОВЭД — отдел внешнеэкономической деятельности;
ОЗиР — отдел заказов и реализации;
ОКО — отдел комбинированной охраны;
ОСРиПУ — отдел социального развития и услуг;
БЕ — бизнес-единица;
ЦЗЛ — центральная заводская лаборатория;
ЭМО — энергомеханический отдел;
ИТЦ — инженерно-технический центр;
ОРСР — отдел ремонтно-строительных работ;
ПДО — производственно-диспетчерский отдел;
ИОБТ — инспекционный отдел безопасности труда.
Появление менеджеров по бизнес-направлениям положительно отразилось на работе завода. Было передано на пользующиеся спросом исполнения большое количество механизмов, тем самым ликвидированы запасы на складе готовых изделий. Началась модернизация микропроцессорного контролера миконт». Поэтапная модернизация предусматривает как повышение качества сборки и надежности работы прибора при эксплуатации, так и расширение потребительских характеристик контролера. Это направление полностью курирует продуктовый директор по промышленным контролерам. Отмечены результаты работы бизнес-единицы «Расходометрия». Так, по объемам продаж за прошедший 1999 г. произошел рост в 2 раза по приборам UFM и UFEC. Концентрация усилий специалистов данного направления в рамках бизнес-единицы получила отдачу.
В ходе преобразований за период с конца 1994 г. до настоящего времени численность персонала завода сократилась примерно на 350 человек, что составляет чуть более 1/5. Это связано не только с невозможностью загрузить производство, но также и с совершенствованием организации труда и нием в этой связи бесполезных функций и должностей. Таким образом повлиял переход к дивизиональной структуре управления.
Создание внутрифирменного финансового механизма — образование подразделений со статусом Центров финансовой ответственности. В ходе реформы систем управления предприятия в структуре ОАО «ЗЭиМ» стали функционировать центры финансовой ответственности, являющиеся хозрасчетными подразделениями. Статус ЦФО имеют некоторые функциональные отделы, а также производственные подразделения. Их деятельность координируется центральным аппаратом фирмы — офисом, в который входит ряд функциональных отделов и руководящие органы завода.
Цели создания ЦФО:
Вытеснение мотивации труда работников;
Повышение качества результатов труда работников;
Высвобождение инициативы и творческой энергии персо - наладля самосовершенствования и повышения производительности труда;
Нахождение дополнительных рыночных возможностей через построение прямых контактов с потребителями, поиск и выполнение сторонних заказов;
Повышение адаптивности работы подразделений фирмы.
Статус (степень самостоятельности) ЦФО. Центры финансовой ответственности являются самостоятельны ми хозрасчетными образования лица с самостоятельным бюджетом в пределах бюджета предприятия в целом.
Руководитель ЦФО^ назначается и освобождается от занимаемой должности генеральным директором ОАО. Оформлением отношений ЦФО и офиса занимаются главная бухгалтерия и отдел стратегического планирования. Учет ведется в финансово-экономических службах офиса. Методология взаимоотношений определяется на договорной основе.
Учет деятельности ЦФО базируется на системе бухгалтерского учета деятельности, принятой на предприятиях. Но к статьям затрат, которые традиционно относятся на себестоимость продукции ЦФО, добавлены некоторые общезаводские затраты, такие, как командировочные расходы и телефонные переговоры.
Важным моментом является то, что для оценки деятельности ЦФО берутся те затраты, на изменение которых ЦФО жет влиять. Затраты, на которые ЦФО не в состоянии повлиять, тоже учитываются. Но эти статьи затрат не участвуют в определении экономическихрезультатовдеятельности подразделения.
Очень важным в учете деятельности является введение внутренних лицевых счетов ЦФО по аналогии с расчетными счетами в банке с ежедневным учетом расходов и доходов и выведением сальдо. Методика ведения лицевых счетов помогает внедрять систему управленческого учета на предприятии.
Одним из основных компонентов системы функционирования ЦФО является комплекс внутренних цен. С помощью механизма внутрифирменного ценообразования по всей технологической цепочке производства осуществляется оценка хозяйственной деятельности ЦФО компании, создаются стимулы для улучшения их работы и происходит согласование интересов ЦФО с общекорпоративными интересами. От того, насколько успешно внутрифирменные цены ВЫПОЛНЯЮТ эти функции, во многом зависит эффективность действующей системы управления фирмы.
Значительная схожесть ЦФО и дочерних фирм в степени самостоятельности, зависимости благосостояния от результатов работы и т. д. позволяет организовать работу единого предприятия как системы относительно самостоятельных бизнесов. ЦФО представляют собой структурные подразделения предприятия, стоящие большую часть своей деятельности на основе хозяйственных договоров с дирекцией (офисом, в который входят все не перешедшие в статус ЦФО подразделения). Между различными ЦФО и офисом происходит купля- продажа услуг и продукции по внутренним ценам. Доход ЦФО является их собственностью. Состояние взаимных финансовых расчетов отражается на внутреннем расчетном (лицевом) счете, аналогичном банковскому, т. е. при недостатке средств (отрицательном сальдо) ЦФО теряет возможность производить расходы до изменения состояния счета.
Самостоятельность ЦФО заключается в поиске сторонних заказов и определении цен на них, организации труда, установлении формы оплаты и системы оплаты труда (кроме оплаты труда руководителей подразделения), использовании дохода, сдаче в субаренду фондов.
Предмет деятельности ЦФО. Выполнение обязательного заказа офиса, обслуживание основного производства, внедрение в производство новых видов изделий, выполнение заказов сторонних организаций в соответствии с заключительными договорами, производство и реализация товаров народного потребления и оказание услуг населению.
Типы ЦФО. Различают ЦФО затратного (центры затрат) и прибыльного (центры прибыли) типов. Конечная цель центра прибыли — ее максимизация.
Центры затрат обеспечивают поддержку и обслуживание функционирования центров прибыли и непосредственно не приносят прибыли. Среди ЦФО большую часть составляют центры прибыли.
Мотивационныи механизм ЦФО. Цели развития мотивации труда — рационализация деятельности, повышение производительности и качества труда работников. Оплата труда работников ЦФО непосредственно зависит от результатов деятельности данного центра. Это экономическая сторона мотиваци - онного механизма.
Помимо экономического стимулирования, деятельность работников мотивируется через создание условий для кого подхода к выполняемой работе и для принятия самостоятельных решений.
Направления развития ЦФО:
- предоставление уровня свободы по принципу нахождения баланса интересов между ЦФО и офисом;
- перевод на товарные отношения подразделений между собой.
Центры финансовой ответственности можно рассматривать как потенциальные самостоятельные бизнесы. Такая структура позволяет достигать поставленных при разукрупнении предприятия целей, в первую очередь повышать мотивацию труда, использовать резервы, имеющиеся на рабочих местах и производственных участках, повышать управляемость предприятия и организовывать по мере созревания внешних и внутренних условий новые эффективные бизнес-единицы.
Стратегия деятельности фирмы и направления дальнейшего развития.
Философия формы: стратегическое мышление; ориентация на клиента; постоянные изменения. Миссия фирмы:
Мы стремимся не просто продавать технику, а решать проблемы бизнеса у нашего клиента.
От отдельных элементов — к системным решениям. Лозунг фирмы в стратегии ее развития — «Нововведения дают нам конкурентные преимущества».
Основные направления развития ОАО «ЗЭиМ»; развитие системы маркетинга; развитие системы бизнес-планирования; развитие стратегического экономического планирования; организационное развитие;
Развитие оперативного экономического планирования; развитие управления финансами; развитие управления производством; развитие акционерной формы деятельности; совершенствование системы мотивации персонала;
Развитие управления персоналом; социальное развитие.