БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Разновидности норм и их роль в урегулировании конфликтов

Предвидеть развитие внутригруппового и межгруппового взаимодействия невозможногакбез знания общихзакономер - ностей существования и функционирования неформальных групп, так и без учета значимости групповых норм. Конфликт норм часто становится причиной неприятия нового члена в груп­пе или раскола уже сложившейся социальной группы.

Нормы, обеспечивая предсказуемость поведения членов кол­лектива, позволяют каждому стандартно реагировать на си­туации, не задумываясь, не рискуя попасть в неловкое положе­ние самому или поставить в него других. С этой точки зрения нормы оказываются фактором стабилизации отношений, из­бавляют человека от тревог и неопределенности. Длительное пребывание в среде с незнакомыми или чужими нормами не­редко приводит к нервным перегрузкам, которые могут выз­вать болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишеч­ного тракта, неврозы и т. д.

Утверждение единыхдля групп норм поведения и отноше­ния к окружающему обеспечивается механизмом формирова­ния и развития неформальной группы. На первом этапе, когда члены группы мало знакомы друг с другом, каждый руковод­ствуется в своем поведении собственными, вынесенными из прошлого опыта нормами. В процессе взаимодействия участ^- ники группы постепенно выясняют индивидуальные нормы каждого. Если нормы оказываются достаточно схожими, на­чинается процесс их сближения, поскольку сходство индиви­дуальных норм вызывает чувство взаимной симпатии.

Одновременно с процессом формирования норм усилива­ется групповое давление. Группа начинает применять нега­тивные санкции в отношении тех членов, которые в своем по­ведении отклоняются от групповых норм. Сначала тель получает косвенные сигналы неодобрения (прохладное отношение, косые взгляды и т. п.). Затем нарушителю начина­ют открыто высказывать недовольство и требовать соблюде­ния групповых правил и традиций. В крайнем случае с нару­шителем перестанут считаться, сделают его объектом насме­шек.

Когда система норм сформировалась, все стороны произ­водственной жизни коллектива оказываются под контролем группы. В организованных группах существуют специальные роли контролеров. В стихийных группах некоторые индивиды выполняют эту роль спонтанно. Большинство групп имеет «цензора», хранителя норм.

Групповые нормы, касающиеся неформального общения, складываются, как правило, стихийно. Они представляют со­бой стандартные правила поведения, которых придерживают­ся участники группы.

Конфликт, как и всякое отношение между людьми, регулиру­ется нормами общественного поведения. При этом действуют нормы различного рода: нравственные, религиозные, право­вые, политические. Нормативное регулирование конфликтов делает систему более стабильной, определяет порядок разрешения конфликтов и тем самым является эф­фективным средством функционирования развитых органи­зационно-экономических систем. Использование норм для урегулирования конфликтов имеет свои особенности, так как они действуют в специфической обстановке, в процессе про­тивоборства сторон.

Наибольшее значение при регулировании конфликтов име­ют нравственные нормы поведения людей. И это естественно, поскольку почти любой конфликт так или иначе затрагивает нравственные представления о добре и зле, правильном и не­правильном поведении, чести и достоинстве, справедливости и порядочности, вознаграждении и наказании и т. п. В их свею уже сам конфликт и его участники получают нравственные оценки. Однако эти оценки неоднозначны, а порой и весьма различны, даже противоположны.

Важное значение для управления конфликтами имеют нор­мы права. В отличие от нравственных правил правовые нормы однозначны, закреплены в законах и других актах, санкцио­нированы государством. Правовая оценка предпосылок и са­мого конфликта имеет официальный характер и не может быть изменена под давлением одной из сторон или под воздействи­ем общественных настроений и пристрастий. Это относится и к конфликтам, подпадающим под действие норм международ­ною нрава.

Правовая норма, как и любая другая социальная норма, имеет несколько каналов воздействия на поведение людей:

• Информационное воздействие — норма предлагает ин­дивидууму варианты поведения, одобряемые государством, предупреждает о последствиях того или иного поступка.

• Ценностное воздействие норма декларирует ценности, признаваемые обществом и государством.

• Принудительное воздействие — норма обладает силой принуждения в отношении тех, кто игнорирует ее требования При нарушении нормы вступают в действие правовые меха­низмы, начинают функционировать должностные лица, заня­тые применением права.

В ряде западных стран в целях предупреждения конфлик­тов распространено включение в договоры, заключаемые меж­ду фирмами и частными лицами, специальных пунктов, пре­дусматривающих порядок разрешения возникающих споров.

Так, Американская ассоциация судей рекомендует при подго­товке любого делового контракта предусмотреть: письменный обмен мнениями в случае возникновения разногласия: с само­го начала разногласия желательно привлечение помощника или консультанта: использование любых попыток примирения: обеспечение достаточно высокого уровня лиц, ведущих пере­говоры: установление этапов переговоров, а в случае неудачи переговоров — определение арбитра, а также судебного или иного порядка рассмотрения спора. Несомненно, такие меры предупреждают спонтанный конфликт, удерживают стороны от непродуманных поступков.

Влияние нормы на поведение участников конфликта мож­но рассмотреть на примере правовой механизм воздей­ствия которой хорошо известен. Он реализуется через посред­ство нескольких каналов.

Это, во-первых, информационное воздействие: норма пред­лагает индивидууму (социальной группе) варианты поведения, одобряемые государством, предупреждает о последствии того или иного поступка. Во-вторых, норма оказывает ценностное воздействие, так как декларирует ценности, признаваемые об­ществом и государством. В-третьих, правовая норма обладает принудительной силой в отношении тех, кто игнорирует ее тре­бования.

Право воздействует на причины конфликта, его возникно­вение (конфликтную ситуацию), развитие и разрешение, атак - же на последствия конфликта, их влияние на участников кон­фликтного столкновения.

Причины конфликта поддаются нормативному регулиро­ванию как со стороны мотивации конфликта, так и с точки зрения влияния на объективные обстоятельства, способствую­щие его появлению.

Приведем пример,

Некто А. вступил в ссору со своим начальником Б. из-за того, что был, по его мнению, несправедливо лишен пре­мии. В учреждении, где они работали, порядок премирова­ния сотрудников не был оформлен документально и решения руководства о поощрении нередко вызывали не­довольство. Четкое определение порядка и оснований пре­мирования сняло бы напряженность в коллективе.

Законный путь разрешения почти любого конфликта всегда существует (например, обращение в суд). Но во многих случаях конфликтующие стороны стремятся избежать суда или вмеша­тельства других посредников, предпочитая решить конфликт самостоятельно и притом, естественно, в свою пользу. Вместе с тем, вступая в личностные отношения, люди должны считать­ся с принятыми втой или иной среде условностями, правилами поведения.

Результаты конфл икта подлежат правовой оценке в тех слу­чаях, когда при фактическом разрешении конфликта постра­дала та или иная стороны или были нарушены общественные либо государственные интересы. Если А., вымогая премию, все же добился того, что Б. подписал приказ о его премировании, хотя для этого не было основания, такой приказ в принципе подлежит отмене.

Юридические пути предупреждения конфликта при всей их важности негибки, а подчас чреваты новыми конфликтами. Це­лесообразно использовать такие способы их предотвращения, как взаимопонимание, переговоры, обычное общение в таких областях, как семья, соседство, окружающая среда, социальная защита. Все чаще для решения споров привлекаются не юрис­ты, а посредники, консультанты,

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Как выбрать необходимого консультанта

Исходя из содержания проблемы, можно определить про­филь консультанта, которого необходимо пригласить. Для ре­шения проблем диагностики и стратегии развития следует при­глашать консультантов по общему управлению товУ, а для помощи в решении …

Характерные ошибки при осуществлении совместной деятельности

Отсутствие цели (предмета) совместной деятельности. Совместную деятельность можно с уверенностью назвать своеобразным «минным полем» для бухгалтера. Несмотря на достаточно хорошую юридическую проработку этого вопроса в гражданском законодательстве и литературе, а …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.