БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ТРАДИ­ЦИОННОЙ (ДОРЕФОРМЕННОЙ) СИСТЕМОЙ ПЛАНИ­РОВАНИЯ И БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕМ

Состояние объекта и поэтапность его развития. Относитель­но времени и сроков освоения методов управления через биз­нес-планы особых иллюзий не было, так как было очевидно, что дистанция, которую нужно пройти, не проста и изобилует множеством барьеров. Для того, чтобы заработала новая сис­тема управления бизнесом, требуется создавать благоприят­ные организационные усилия, при которых эти барьеры последо­вательно преодолевались. Именно последовательно, поэтапно, иначе — неизбежное столкновение с непреодолимым сопро­тивлением по всему фронту проблем или реальная угроза сло­мать сложившийся в переходный экономический период ба­ланс организационной жизнеспособности.

Пока персонал и прежде всего руководители среднего звена не осознают необходимость внешней ориентации, потребность слышать и делать то, что хотят получать от них клиенты, пока не будут освоены методы и соответствующий инструмен­тарий исполнителями и руководителями подразделений и функ­циональных служб, пока не будут налажены информационный поток и постоянное его обновление, пока не будет проведена реорганизация распределения функциональных обязанностей и ответственности, не пересмотрен механизм,

Пока не заработают механизмы организационного и финансово­го контроля и принятия оперативных решений, не следует ожи­дать достижения конечных целей, при принятии рассматриваемого стратегического решения. Эта лестница са­мосовершенствования в любом случае должна быть преодолена. Традиционная система планирования и управления хозяйством была совершенна в условиях вакуума, когда экономики просто не существовало, как, впрочем, и хозяина.

То, что мы научились составлять бизнес-планы, еще не означало, что мы знали, как их претворять в жизнь. Поэто­му основная задача состояла в том, чтобы учиться управлять через бизнес-план, учиться постоянно обновлять (актуали­зировать) его, реализуя и изменяя планы, если это нужно. Образно говоря, бизнес-план должен освещать дорогу впе­ред, тогда вовремя будут замечены повороты, различные угрозы. Механизм реализации безнес-плана (механизм уп­равления через бизнес-план) должен высвечивать внутрен­нее состояние объекта и его движение (положение) относи­тельно других объектов, создавая тем самым условия для своевременного регулирования.

Развитие бизнес-планирования равнозначно развитию управ­ления организацией. Логика бизнес-планирования и бюджети­рования должна была лечь на подготавливаемую проводимой реорганизацией почву. Выявление и обособление очагов биз­неса в ходе реализации стратегии диверсификации, коррекция организационной и финансовой структур материнской компа­нии в направлении вычленения самостоятельных хозяйствен­ных единиц (ЦФО) с делегированием ответственности за дос­тижение результатов (за выполнение планов), создания в соот­ветствии с ними центров планирования и учета бизнеса, определения баланса интересов и политики учета результатов деятельности центров финансовой ответственности и создания механизмов координации планов, трансфертного ценообразо­вания, а также обучение персонала — все это должно было стать и стало необходимыми предпосылками для постановки систе­мы общекорпоративного управления.

Положительным результатом явилось то, что все ЦФО на­учились считать собственные деньги. Накопленный опыт ве­дения собственных лицевых счетов (т. е. бюджетов подразделе­ний, по которым ведется учет прихода и расходования средств и определяется сальдо в результате расчетов с центральным офисом) и управленческого учета по ним должен был стать фак­тором, облегчающим восприятие системы финансового управ­ления в рамках бюджетирования.

Бизнес-планирование и соответственно стратегическое управление предполагают ориентацию деятельности исходя из оценки параметров внешней среды. Другими словами, резуль­таты маркетинговой работы становятся «компасом» производ­ственной деятельности фирмы. У нас не было достаточного опыта в следующем: не хватало знаний и навыков работы и орга­низационной дисциплины по систематизированному сбору ночной информации, ее структуризации, постоянному анализу этой информации, проведению комплексного анализа внешней и внутренней среды предприятия по направлениям бизнеса (анали­за), определению целей, выработке рыночных стратегий. Это предстояло осваивать.

Однако организационная подготовка по некоторым аспек­там присутствовала. Развитие общекорпоративного бизнес - планирования начиналось не «с нуля», а стало следующим эта­
пом реорганизации ПО «Промггрибор» и входящего в него ОАО «ЗЭиМ»,

Бизнес-її лан и рл ванне

Традиционное. панирование и управление фирмой через бизнес-планирование (или стратегическое управление) пред­ставляют собой качественно разные подходы к определению перспектив развития предприятия (табл. 3.2). Стратегическое управление основывается на стратегических целях, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной дея­тельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, изводственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы. Концепция стра­тегического подхода к управлению исходит из того, что тех целей, которые действительно являются стратегическими, невозможно достигнуть каким-либо организационным или пра­вовым скачком через пропасть, какими-либо весьма радикаль­ными, но разовыми преобразованиями. Сложность проблемы стратегического управления в том, что достижение стратеги­ческих целей является многошаговым процессом. С точки зре­ния технологии управления планирование как бы дополняет стратегическое управление, являясь его составной подчинен­ной частью.

Приложение 2. Таблица 2 Сравнительный анализ традиционной системы планирования и бизнес - планирования

Традиционная систем» планирования

Цеди

Рост пронаводства товаров и услуг. Улучшение организации внутри предприятия с помощью установлення плановых показателей, рационального распределения ресурсов, определения а

Установления ответе гминск-тиза их выполнение, оценки и контроля за результатами.

Стратегическое управление имеет внешнюю ориентацию.

Его цель — обеспечить выживание и развитие предприятия в условиях меняющегося внешнего окружения, адаптацию к рынку, использование возможностей и прело гврашение угроз, возникающих вне предприятия.

Акценты

Проблеме

Наилучшего использования ресурсов, в логика действий основывается на рассмотрении предприятия как закрытой системы, слабо пааисящен от изменений по внешней среде.

Для стратегического управления, основанного на концепции предприятия как открытой системы, главное — это выигрыш в рыночной конкуренции.

Традиционная систем и планирования

Бнзнес<плвннрованне

ТехтiiKWf

Экстраполяция, продолжение имеющихся тенденции на будущее с учетом корректировок, определяемых техническим прогрессом и изменениями в организации производства.

Гибкость стратегических планов, возможность вносить в них коррективы при изменении обстоятельств. Это достигается, в частности, на основе скользящего планирования, когда проработке план первого гола (готом і с я деталь кы е оперативные планы, программы и системы бюджетов с последующей поквартальной корректировкой), обязательный к выполнению, а планы иа

Периоды носят характер и лают направление на будущее, но до поры до

Для могут трехлетние планы капитальных вложений в основные фонды фирмы.

ОрїапіпаЦшуПп&с tpcAwrifl

Применение новой техники и технологии, углубленная проработка организационных структур и механизмов, рассмотрение людей в организации как рабочей силы.

Маркетинг, налаживание систем ииформаиии о внешнем

Окружении, о внутренних возможностях и состояния дел на нововведений и

Органнтаиионны* изменений. При этом человек рассматривается как главный источник повышения

Идей по

Разработке, производству и сбыту продукции, которые важны дляуспеха в конкуренции

Оценка ре^у. чыпцяюв-

Эффективность оценивается по текущим финансовым показателям, уровню рентабельности^ а также по выходу продукции на единицу затрачиваемых ресурсов или трудоемкости, энерго - н материалоемкости процесса производства.

Эффективность деятмьностк фирмы оценивается с точки чрення позиции предприятия в конкуренции, включая долю рынка, стабильность рентабельности и роста, наличие и

Перед конкурентами, приспособляемость к изменениям рынка и т. п.

Сра анениефориатон

Общее опигание

Не систематизирована работа по исследованию и ан^иэу внешней среды

По состаяу н содержанию нет строги* нормативов. При

Быть включены (исключены), сокращен ы (расширены). Информация постоянно обновляется. Словесное описание: обоснование

Бизнеса, маркетинговое исследование рынка продукта, постановка целей и выработка стратегий деятельности в различных предметных областям размеров финансирования, типа организации и распределен ніг функций, основных оргмеропрнитнА и цнісзн логистики, систем планирования н учета, персонала организации.

Мероприятия

Нерегламентированный по исполнению мероприятий программ

Управление мероприятиями (через систему управления проектами, позволяющую оптимизировать использование ресурсов, отслеживать и координировать исполнение проектов, своевременные решения) Программирование действий и распределение ресурсов по и срокам в соответствии с поставленными целями и стратегиями их достижения

Существуют программы мероприятий (например, план организационно - технических мероприятий)

Вилы программ мероприятий: могут составляться по

Определенных продуктовых для определенных, сегментов рынка, для развита* некоторых функций (сбыта, производства) или для обозначенных целей н задач

Е

Традиционная система планирований

Не ведется отслеживание движения финансовых средств, финансовых результатов в реальном времени', не пройоднтсятекущий финансовый анализ состояния, не просчитываются варианты прогнозов

Сметы, операционные бюджеты; планы по материально-техническому обеспечению и потребности в ресурсах, численности, капитале в ложенилм, производству, труду,

Заработной плате, экономическим локаїателя^пффекгнзности, нормы расхода, расчеты пи размерам фондов, счеты балансы

Времени, сводная таблица основных. показателей н другие составляющие пакета обязательных фирм голового плана

Финансы

Подсистема бюджетирования или финансового управления (технология планирования, учета н контроля за дены амн и финансовыми результатами). За исполнение финансовых

Планов

(исполнение бюджетов может быть водлож^ио на функциональный отдел, ЦФО, руководителя, отвечающего ад конкретную функцию). Планы до кодов, расходов по олреддондочу перечню системы бюджетов я сопоставимых

Форматах с возможностью работы по ним в реальном времени с отражением результатов деятельности (кассовое ведение бюджетов). Планы могут быть исполнены в

К вариантах. контура

Управления: регламенты составления, ведения учета и проведения контроля и корректировок прогнозных

Отработанные служб и руководства, подразделений меисду собой при подготовке плановых документов, учете результатов, коррекции планов

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Как выбрать необходимого консультанта

Исходя из содержания проблемы, можно определить про­филь консультанта, которого необходимо пригласить. Для ре­шения проблем диагностики и стратегии развития следует при­глашать консультантов по общему управлению товУ, а для помощи в решении …

Характерные ошибки при осуществлении совместной деятельности

Отсутствие цели (предмета) совместной деятельности. Совместную деятельность можно с уверенностью назвать своеобразным «минным полем» для бухгалтера. Несмотря на достаточно хорошую юридическую проработку этого вопроса в гражданском законодательстве и литературе, а …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.