Планирование — это предвидение
В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников — предприятий являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы, технологию производства и реализации товаров. Фирма как участник рыночных отношений также вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действия. Фирма — всего лишь клетка большого рыночного организма, общая роль которого часто не осознается ее руков^ителями, Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы цена находится под контролем профессиональных менеджеров, которые и определяют основные направления внутрифирменной деятельности.
Участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не зависящих друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.
Планирование — это система волевых, сознательно принимаемых решений, которая регулирует деятельность фирмы.
Осуществляя административную функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.
В современном менеджменте планирование — это предвидение
Планирование — естественная и составная часть менеджмента. Его можно также определить как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы:
• Экономическая позиция предприятия в настоящее время: каковы итоги и условия ее деятельности?
• Как и при помощи каких ресурсов могут бытьдостиг - нуты цели организации?
Планирование — это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются запланированные работы, стимулирование персонала, контроль результатов деятельности фирмы и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Один из «отцов» современного менеджмента А. Фаиоль отмечал: «Управлять — это предвидеть», а «предвидеть — этоуже почти действовать».
Планирование — это не только способность предусмотреть все необходимые действия, и предвидеть любые неожиданности в виде рисков, которые могут возникнуть по ходу дела, но и умение с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но должна быть способна управлять им.
Планированию присущ ряд принципов. Основные из них — непрерывность и точность.
Принципы непрерывности и гибкости планирования находят отражение в осуществлении процесса планирования.
Смысл непрерывности планирования заключается в том, что:
Процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу по мере их выполнения; к планам необходимы систематические корректировки или перепланирование показателей.
Нередко компании прерывают процесс планирования. Например, фирма разрабатывает план в течение определенной части года, утверждает его и прекращает планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным, исходя из следующих важных предпосылок:
Т неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимыми постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов;
Вменяются не только фактические предпосылки плана, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях.
Непрерывный процесс обеспечить
Постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого положительными последствиями.
Для осуществления принципа гибкости планы следует составлять так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с меняющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому в обычно включают резервы, иначе называемые надбавками безопасности или финансовыми подушками (амортизаторами).
Принцип точности. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Стратегическое, долгосрочное планирование ограничивается определением основных целей фирмы и самых общих направлений ее деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменения экономической ситуации постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными.