ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВНЕДРЕНИИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Место и роль бизнес-планирования в системе стратегического менеджмента. Развитие бизнес-планирования предполагает внедрение в практику проведения комплексного анализа ситуации, постановки целей, выработки стратегий и согласован - ныхлро грамм действий, распределения ресурсов в соответстви и с выявленными приоритетами развития. Непрекращающийся процесс бизнес-планирования позволит планомерно и рационально повышать потенциал организации в долгосрочной перспективе через реализацию конкретных оперативных планов подразделений фирмы.
В общекорпоративном бизнес-плане фирмы, построенном в координации с бизнес-планами структурных подразделений, приобретают конкретные формы и согласуются основные элементы стратегии фирмы (токарно-рыночная, ресурсно-рыночная, технологическая, интеграционная, инвестиционно-финансовая, социальная и стратегия управления).
Решение о внедрении в деловую практику бизнес-планирования носит концептуальный характер. Применение методов бизнес-планирования, охватывающее весь спектр компонентов менеджмента (маркетинг и бизнес-планирование, структуры, организация и логика, экономика, учет, финансы, персонал), упорядочивает и систематизирует весьбизнес, регулирует содержание и прогнозирует результаты бизнеса в зависимости от возможностей внешней и потенциала внутренней среды фирмы.
Только в результате освоения методов бизнес-планирования и наработки опыта управления фирмы посредством контроля за исполнением бизнес-планов — важнейшего инструмента внутрифирменного вести о готовности организации к введению регламентации процессов стратегического планирования, можно говорить о системной предрасположенности организации к стратегическому управлению.
Цель внедрения — создание условий грамотного ведения бизнеса и контролирования его устойчивости достигается через:
Создание условий для комплексной оценки вариантов развития бизнеса и выработки стратегий в различных функциональных областях деятельности;
Создание условий для своевременной корректировки принимаемых управленческих решений;
Структуризацию информации и бизнес-идей для представления сторонним лицам.
Если мы будем учиться считать, считать для себя, то появятся шансы продолжать вести бизнес и привлекать к собственной деятельности потенциальных потребителей, партнеров, инвесторов, акционеров.
Имеющийся опыт на момент принятия решения о внедрении бизнес-планирования. По проекту реструктуризации завода, реализуемому с 1989 г., предполагалось создание сети дочерних фирм и системы ЦФО. внутри производственно-финансового холдинга ОАО «ЗЭиМ» (материнской компании), входящей в структуру ПО «Промприбор».
В 1995 г. руководители ОАО «ЗЭиМ» приняли стратегическое решение о поэтапном внедрении общекорпоративного бизнес-планирования.
К тому времени, когда назрел вопрос об освоении методов бизнес-планирования и введении в повседневную деятельность принципов управления через бизнес-план на уровне материнской компании ОАО «ЗЭиМ », был накоплен значительный опыт подготовки подобного типа документов, в которых концентрировалось внимание на развитии какого-либо продуктового направления.
Работа по реализации ассортиментной политики ОАО «ЗЭиМ» включает в себя подготовку бизнес-планов по основным продуктовым направлениям развития.
Ассортиментная политика ЗЭиМ:
Поиск новых сегментов рынка для традиционной продукции;
Поиск новых сегментов рынка для новой техники (расхо - дометрия, автомобильная электроника, автоматика для котельных и др.);
Сохранение рынков по тем продуктовым позициям, по которым имеются конкурентные преимущества (МЭО, СУБД и некоторые приборы).
Основные продуктовые направления развития ОАО «ЗЭиМ»: исполнительные механизмы; электромеханические приводы для арматуры; расходомеры;
Промышленные контролеры; автомобильные контролеры; сборка печатных плат по инженерный сервис; системы жизнеобеспечения коттеджей; приборы;
САПР и программное обеспечение.
Практически каждое перспективное направление (каждая идея), требующее внешних вливаний капитала, было подкреплено разработанным бизнес-планом. По некоторым направлениям получены кредиты, в частности по направлению автомобилестроения.
Накоплен опыт мониторинга бизнес-проектов через программные средства, такие, как
Ное управление проектами позволяет оптимально планировать по времени и ресурсам мероприятия, контролировать их исполнение, производить корректирующие действия на основе анализа вариантов возможных сценариев..