БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Неформальные процедуры отбора и оценки инвестиционных проектов

1. Всякий проект характеризуется несколькими видами показателей (интегральные показатели, показатели, связанные с потоком и балансом наличности и др.). В каждый вид показа­телей входит несколько конкретных показателей; некоторые из нихдополняютдруг друга, другие (например, интегральные показатели) в известной степени независимы. Показатели, от­носящиеся к разным видам, также могут образовывать различ­ные сочетания.

Нередко для отбора вариантов проекта и принятия реше­ния о его осуществлении приходится использовать эксперт­ные (неформальные) процедуры для учета значений всех фак­торов и их взаимосвязей. Некоторые современные программ­ные продукты включают в себя системы поддержки этих процедур.

2. Принятие решения на инвестирование.

Фирма-инвестор до принятия решения на инвестирование

Должна определить систему приоритетов. Возможные вариан­ты приоритетов:

• общественная значимость проекта;

' влияние и имидж инвестора;

• соответствие целям и задачам инвестора;

• соответствие финансовым возможностям инвестора;

• соответствие организационным возможностям инвестора;

• рыночный потенциал создаваемого продукта;

• период окупаемости проекта;

• прибыль;

• уровень риска;

• экологичность и безопасность проекта; соответствие законодательству.

В качестве критерия можно использовать некоторую груп­пу показателей по этим приоритетам.

3. Процедура отбора инвестиционных проектов.

3.1. Процедуры отбора, приведенные ниже, основываются на следующих предпосылках.

• Государство может осуществлять функции посредника и организатора инвестиционной деятельности, создавать соот­ветствующую инфраструктуру.

• Государство может оказывать инвесторам и реципиен­там прямую и косвенную поддержку, если это соответствует его конкретным интересам, или участвовать с ними в совмест­ной предпринимательской деятельности.

• Государство может выступать в качестве инициатора новых организационных форм инвестиционной и инноваци­онной деятельности, в том числе инициатором создания спе­циальных инвестиционных фондов для концентрации средств различных источников (в том числе государственных предпри­ятий и частных предпринимателей) в целях реализации при­оритетных для государства проектов.

Одной из важнейших характеристик проекта, опре­деляющих условия его отбора, является связанный с ним инве­стиционный риск, отражающий вероятность потери вложен­ных средств вследствие различных ' социальных, политических и экономических причин.

3.2. Варианты ситуации при отборе проектов.

3,2,1. При формировании списка проектов, подлежащих поддержке, участию или финансированию со стороны госу­дарства, необходимо учитывать существенные различия в воз­можных ситуациях. Предметом рассмотрения могут быть:

Проекты, предназначенные для реализации предваритель­но разработанных и утвержденных федеральных программ, т. е. формируемые под заранее заданный срок и результат;

Проекты, ориентированные на реализацию приоритетного для государства производственного или научно-технического направления, инициативные проекты вне рамок приоритетных направлений.

Решения о структуре распределения средств принимаются на основе приоритетов, указанных в инвестиционной прог­рамме на текущий год, утвержденной правительством.

3.3. Предварительные стадии выбора.

При выборе проекта должна учитываться его полез­ность для государства. На данном этапе инвестиционных про­грамм еще не конкретизируются субъекты реализации ни в производственной, ни в научно-технической сфере или содер­жат только предварительную информацию о них. Этап вклю­чает две стадии:

Структуризация приоритетных направлений, которая по­нимается как системный анализ проблемы их реализации, вы­явление ее составляющих и оценка возможности решения воз­никающих задач в рамках имеющихся и доступных средств. Методы реализации этой стадии являются экспертно-анали - тическими и включают построение дерева целей (которое яв­ляется развитием соответствующих целей целевого критери­ального дерева проблем, анализ достаточности су­ществующих организационных структур и т. п.;

Формирование принципиальных (предварительных) грамм реализации проблемы в целом или ее укрепленных со­ставляющих с опорой на программно-целевые методы.

На этой стадии также может оцениваться максимальная величина возможных затрат, которая впоследствии будет слу­жить ориентиром для соответствующих критериев оценки про­ектов и разработок.

3.3.2. При формировании инвестиционных программ кри­териями качества служат:

• полнота реализации направления мероприятиями, вклю­ченными в программу;

Комплексность;

• оперативность; уровень наукоемкости;

• степень управляемости или надежности;.

• опорана доступные ресурсы;

• связь со смежными отраслями экономики;

• совершенствование инфраструктуры;.

• поддержание занятости и создание новых рабочих мест;

• надежность потенциальных инвесторов;

• возможность последующей диверсификации;

• другие критерии, отражающие стратегические задачи и экономическую конъюнктуру.

Для реализации программы создают (по мере необхо­димости) специализированные организационно-инсти­туциональные структуры, задачами которых являются акку­муляция финансовых ресурсов, создание мотивационной сре­ды для потенциальных участников работ, объединение усилий производственных и научно-технических звеньев, организа­ция управления работами.

3.3.3. В отдельных случаях отбор проектов может осуще­ствляться на конкурсной основе. Конкурс проектов проходит следующие стадии:

" разработку условий конкурса;

• создание конкурсных советов и экспертных групп;

• уточнение системы критериев;

• систематизацию, пополнение и уточнение базы данных по перспективным проектам и разработкам;

• проведение конкурсов;

• анализ полноты охвата проблем победителями конкур­са и разработку требований к дополнительным разработкам.

3.4. Экспертная оценка проектов в рамках проведения кон­курса.

3.4.1. Выбор проектов не может быть осуществлен на осно­ве одного сколь угодно сложного формального критерия. Это относится не только к приоритетным для государства, но и ко всем прочим проектам; однако проекты, претендующие на при­оритетность, изироваться базе экспертизы. Решение должно приниматься с учетом множе­ства различных, часто противоречивых характеристик проекта и его участников, имеющих количественный или качествен­ный характер. Часть этих характеристик относится к экономи­ческим, экологическим и социальным последствиям реализа­ции проекта в народном хозяйстве, регионе, отрасли. Другая часть описывает разнообразные риски, связанные с процессом реализации проекта.

3.4.2. Критерии отбора инвестиционных проектов подраз­деляются (условно) на следующие группы:

Целевые критерии;

Внешние и экологические критерии;

Критерии реципиента, реализующего проект;

Критерии научно-технической перспективы;

Коммерческие критерии;

Производственные критерии;

Рыночные критерии;

Критерии региональных особенностей реализации проекта.

3.4.3. Первая группа критериев определяет направления инвестиций, предполагающие поддержку со стороны государ­ства, остальные относятся к конкретному проекту.

3.4.4. Критерии каждой группы подразделяются на обяза­тельные и оценочные. Они оцениваются как для своего проек­та, так и для отдельных участников. Невыполнение обязатель­ных критериев влечет за собой отказ от участия в проекте.

3.4.5. Целевые критерии.

Состав целевых критериев определяется социально-эконо­мической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования.

3.4.6. Внешние и экологические критерии включают: правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость

Действующему законодательству;

Возможное влияние перспективного законодательства на проект; возможную реакцию общественного мнения на осу­ществление проекта;

Воздействие на наличие вредных продуктов и производ­ственных процессов (положительное, отрицательное, нейтраль­ное);

Воздействие проекта на уровень занятости.

3.4.7. Критерии реципиента, реализующего проект, вклю­чают:

Навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи, характери­стику управляющих третьей, стороной;

Стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке;

Данные о финансовой состоятельности, стабильности фи­нансовой истории;

Достигнутые результаты деятельности и их тенденцию; данные о потенциале роста;

Показатели диверсификации (высокая, низкая, средняя).

3.4.8. Научно-технические критерии включают данные о: перспективности используемых научно-технических реше­ний;

Патентной чистоте изделий и патентоспособности исполь­зуемых технических решений;

Перспективности применения полученных результатов в будущих разработках;

Положительном воздействии на другие проекты, представ­ляющие государственный интерес.

3.4.9. Коммерческие критерии включают:

" размер инвестиций, стартовых затрат на осуществление проекта;

* потенциальный годовой размер прибыли;

* ожидаемую норму чистой дисконтированной прибыли;

• внутреннюю норму дохода, удовлетворяющую инвес­тора;

* соответствие проекта критериям экономической эффек­тивности капитальных вложений;

Срок окупаемости и сальдо реальных денежных пото­ков;

• величину стабильности поступления доходов от проекта;

" данные о возможности использования налоговых льгот;

• оценку периодовнахождения продукта на рынке, веро­ятный объем продаж по годам;

* данные о необходимости привлечения заемного капи­тала (третьих лиц или банковского) и его доля в инвестициях;

* финансовый риск, связанный с осуществлением проекта.

3.4.10. Производственные критерии включают данные о:

• доступности сырья, материалов и необходимого допол­нительного оборудования;

• необходимости технологических нововведений для осу­ществления проекта (обратная шкала);

• наличии производственного персонала (по численности и квалификации);

* возможности использования отходов производства;

* потребности в дополнительных производственных мощ­ностях (дополнительном оборудовании).

3.4.11. Рыночные критерии предусматривают:

• соответствие проекта потребностям рынка;

• оценку общей емкости рынка по отношению к предла­гаемой и аналогичной продукции (услугам, технологии) к мо­менту выхода предлагаемой продукции на рынок (низкая, сред­няя, высокая);

• оценку вероятности коммерческого успеха;

• эластичность цены на продукцию;

• необходимость маркетинговых исследований и рекла­мы для продвижения предлагаемого продукта на рынок (об­ратная шкала);

• соответствие проекта уже существующим каналам сбыта;

" оценку предприятий для выхода на рынок;

• защищенность от устаревания продукции;

• оценку ожидаемого характера конкуренции (ценовая, в области качества и т. д.) и ее влияния на цену продукта.

3.4.12. Критерии региональных особенностей реализации проекта.

Риски при инвестиционных действиях (как в виде иннова­ций, так и в виде капитальных вложений в недвижимость или покупку действующих производств) значительно дифферен­цируются по различным регионам Российской Федерации. Несмотря на единство экономической и правовой федераль­ной основы, автономные образования применяют ряд местных региональных актов, которые существенно влияют на степень инвестиционного риска в различных регионах России.

Необходимо также учитывать ресурсные возможности ре­гионов, степень социальной нестабильности, состояние раструктуры (коммуникации, банковское обслуживание) и другие факторы.

3.5. Порядок отбора проектов.

3.5.1. Отбору проектов предшествуют две предварительные процедуры:

" формирование перечня приоритетных направлений; формирование программ реализации приоритетов.

3.5.2. При отборе проектов в первую очередь проверяют

І

Обязательные критерии. Если все они выполняются, то возмо­жен дальнейший анализ проекта.

Каждому из используемых критериев эксперт дает оценку по трехбалльной шкале — низкая («1»), средняя («2»), высокая («3»). Часть критериев может быть заменена обобщающим (ин­тегральным) критерием в случае существования такового.

Для всех групп критериев, кроме коммерческой, определя­ются средний балл и критерий проходного балла.

Для проектов, прошедших по некоторым критериям, рас­считывают показатели экономического эффекта или эффек­тивности (для каждого из участников проекта и по их выбору). Кроме того, рассмотрению подлежат вопросы; необходимо ли привлечение капиталатретьихлици какова степень финансо­вого риска в рамках проекта.

Проекты с высоким финансовым рассматривают

Только для приоритетных направлений инвестирования при условии высокого (более 2,5) среднего балла по некоммерчес­ким критериям.

Оценку необходимости привлечения капитала третьих лиц используют для принятия решения о привлечении заемных средств, расширении числа участников или об акционирова­нии проекта.

Степень снижения допустимого уровня эффективности при повышении ранга приоритетности направления определя­ется конкурсной комиссией по рекомендациям экспертов. Про­екты, реализующие приоритеты высшего ранга, могут прини­маться и при отрицательной норме дохода. Однако и в этом случае предпочтение отдают проекту с максимальной эффек­тивностью.

4. Более точные (хотя и более трудоемкие) методы отбора проекта основаны на квалиметрическом методе.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Как выбрать необходимого консультанта

Исходя из содержания проблемы, можно определить про­филь консультанта, которого необходимо пригласить. Для ре­шения проблем диагностики и стратегии развития следует при­глашать консультантов по общему управлению товУ, а для помощи в решении …

Характерные ошибки при осуществлении совместной деятельности

Отсутствие цели (предмета) совместной деятельности. Совместную деятельность можно с уверенностью назвать своеобразным «минным полем» для бухгалтера. Несмотря на достаточно хорошую юридическую проработку этого вопроса в гражданском законодательстве и литературе, а …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.