НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА
В этой главе рассмотрены некоторые вопросы философии менеджмента. Материал представлен в двух основных разделах. В первом руководящая группа рассматривается как целое и приводится анализ того, как может быть выработана прогрессивная корпоративная философия. Второй сосредоточен на отдельном менеджере и зрелости, эффективности и позитивности личной философской позиции менеджмента.
Руководящие группы существенным образом приспосабливают свою философию к требованиям данного бизнеса и культурной среды, в которой они действуют. По нашему опыту, наиболее важными факторами формирования философской позиции руководства организацией являются: 1) благоприятная для предприятия конъюнктура, 2) технология производства и 3) личные убеждения ее руководителей.
Управление — это сложное явление, подверженное различным прихотям и моде. Цикл смены мод в управленческом мышлении имеет свои преимущества. Каждая новая управленческая теория пытается объяснить, как руководители могут с пользой для себя уяснять ключевые переменные, зияющие на их работу. Идеи можно сравнить с радиоактивным веществом: они излучают, пока полны энергии, но с течением времени прекращают свое существование. Таким образом, новые идеи необходимы для предотвращения закоснелости. Кроме того, в деловых операциях действительно происходят изменения, и модные идеи приобретают популярность, потому что удовлетворяют нуждам своего времени.
Однако склонность организаций хвататься за последние ухищрения в области менеджмента привела к возникновению у руководителей оправданного скепсиса по отношению к ежегодно представляемым им новым идеям. Они могут внимательно слушать, говоря про себя: «Мы уже это видели, очередная забава на пару недель». Отчасти такой цинизм имеет под собой
основание, поскольку действительно существуют мэтры менеджерской теории, сбывающие непроверенные или чуть подновленные идеи в красивой оболочке. Хотя управление должно оставаться открытым к современным идеям, неразборчивое экспериментирование потенциально гибельно. При зрелой организации работы внешние идеи будут использованы как повод, чтобы вызвать ту или иную реакцию. Почти одинаково полезно оценить и отвергнуть идею, если для этого есть серьезная причина, или принять ее. Полезно будет само обдумывание и анализ.
Большинство теоретиков менеджмента работает сходным образом. Они анализируют ситуацию, создают концепции, проверяют их, если это возможно, для того чтобы прояснить и утвердить. Затем новая теория «полируется» и «упаковывается» для последующего представления. Конечный продукт может принести огромные деньги, а может не вызвать ни малейшего энтузиазма. Исследования обычно выполняются в таких сферах бизнеса, куда привыкли допускать выдающихся ученых к изучению своих организационных недр. Поскольку новые управ - ленческие теории чаще разрабатываются для подобной изощренной среды, редко проверяется, насколько они подходят для огромной группы обычных организаций. Из-за этого нельзя слепо принимать внешние указания; все философские концепции и теории управления необходимо проверять на их соответствие вашим запросам.