Как работать с консультантом и оценить результаты его работы?
Работа с консультантом — это прежде всего совместная работа. Чтобы получить максимальный эффект от консалтинга, клиент должен участвовать в консалтинговом проекте. Степень этого участия варьируется в зависимости от видов консалтинга, но никогда не должна равняться нулю.
При экспертном консультировании клиент предоставляет консультанту информацию, контролирует его деятельность, усваивает его рекомендации и принимает соответствующие управленческие решения. При процессном консультировании клиент помимо вышеуказанного, принимает участие в выработке рекомендации, а при обучающем — персонал клиента тратит дополнительное время на учебные занятия.
Вместе с тем вы нанимаете консультанта для того, чтобы он выполнил определенную функцию за вас, сэкономив тем самым время для решения других проблем. Нет ли здесь проти - воречия? Оно есть, и разрешитьего можно на основе двух рекомендаций, которые дает Американская ассоциация консультантов своим клиентам:
1. Не нанимайте консультанта для того, чтобы он сам управлял вашим бизнесом. Консультант по менеджменту профессионально отвечает за разработку своих рекомендаций, но именно вы отвечаете за то, как внедрить их и с кем.
2. Не нанимайте консультанта, если вы не готовы
Чить ему постоянную поддержку во время и после реализации консалтингового проекта. Многие проекты требуют переобучения персонала клиента, а также контроля после разработки программы для обеспечения ее успеха.
Степень вовлеченности клиента должна быть максимальной при решении, например, таких ключевых проблем, как диагностика, формирование стратегии развития и управленческой команды, маркетинговые исследования, разработка бизнес-плана, оценка имущества и т. д. Кроме того, на различных этапах консалтингового процесса степень вовлеченности клиента должна быть различной. Этапы консалтингового процесса в целом, включая предпроектную и послепроектную стадии, приведены в табл. 5.3.
Руководитель компании клиента либо сам должен находиться в постоянном контакте с консультантом, либо выделить для этого специальное контактное лицо из числа своих заместителей или руководителей функциональной службы. Кроме того, персонал этой компании обязательно должен участвовать в следующих видах деятельности по консалтинговому проекту:
Сбор данных и их подготовка в форме, необходимой для консультанта;
Обеспечение материальных условий для работы консультанта (помещение, оборудование, копирование, печать материалов и т. д.);
Обучение персонала новым методам работы, если этого требуют консультанта.
Работа менеджера предприятия и работа консультанта в рамках одного и того же проекта различны. Разумеется, руко-
Таблица 5.3 Структура консалтингового сопровождения процесса инвестирования
|
Водство компании вправе выбирать, осуществлять ли работу над инвестиционным проектом своими силами или приглашать консультантов-профессионалов. Но при этом необходимо учитывать как те общие преимущества использования консультантов, о которых говорилось ранее (независимость, применение опыта, глубина и широта знаний), так и некоторые специфические преимущества, характеризующие использование консультантов в инвестиционных проектах (см. табл. 5.3).
Консультанты гарантируют объективность сведений и реалистичность оценок, сообщаемых потенциальным инвестором (особенно это касается таких параметров, как оценка вклада сторон, расчеты сроков окупаемости капиталовложений, величина ожидаемой прибыли и т. д.).
Использование консультантов поднимает престиж фирмы в глазах потенциальных инвесторов, оно показывает, что у фирмы достаточно средств, чтобы приобрести необходимый для проекта интеллектуальный капитал.
Поскольку затраты времени на разработку инвестиционного проекта достаточно велики (например, на предприятии среднего размера для составления бизнес-плана руководящим персоналом требуется около двух рабочих месяцев), отсутствие консультантов может отрицательно повлиять на возможности осуществления функций оперативного управления.
Содержание работы консультантов над параметрами бизнес-плана приведено в табл. 5.4.
Таблица 5.4
Задачи привлечения консультантов для составления бизнес-плана
Раздел бизнес-плаї га |
Работа консультанта |
|
Задача |
||
Параметры |
||
I. Введение |
Предельно сжато изложить |
Характеристика СОСТОЯНИЯ предприятия, |
С тем, чтобы |
Рынков сбыта, коммерческие и |
|
Заинтересовать |
Финансовые |
|
Потенциального инвестора |
Эффективности |
|
2. Описание фирмы |
Представить |
История и нынешний статус фирмы. |
Положительный образ |
Состав и функции звена |
|
Фирмы |
Задачи па ближайший период и на перспективу |
|
3. Рынки и |
Доказать |
Рынок для продукции фирмы в настоящее |
Конкуренция |
Конкурентоспособность |
Время |
Фирмы и показать, что |
Преимущества, которые |
|
Фирма обладает |
Потребители |
|
Достаточным опытом и |
Для продукции в ближайшем |
|
Знанием рынка. |
Будущем и перспективе |
|
Сосредоточивает |
Создание нового рынка, насколько |
|
На том. чтобы |
Позволяют дополнительные |
|
Продукцию купили (это |
Объем и рынка, |
|
Важно для российских |
Которую займет продукция |
|
Предприятий, не имеющих |
Особые цели на рынке |
|
Достаточного опыта |
Стратегия сбыта, направленная на |
|
Работы в условиях рынка) |
Достижение целей Риск на рынке |
|
4. Продукция |
Показать, что фирма |
Примеры продуктов |
Думает больше о продаже, |
Производства |
|
Чем о производстве |
Соответствие продукта принятым |
|
Продукции, так как ее |
Стандартам |
|
Производственный |
Которые имеет продукт |
|
Потенциал хорошо |
Перед другими аналогичными |
|
Отлажен (потенциального |
Продуктами |
|
Инвестора больше |
В каком состоянии находится продукт в |
|
Интересует денежная |
Настоящее время (на стадии разработки, |
|
Отдача от его капитала. |
Создания опытных образцов, |
|
Чем то, что и как будет |
Производства и т. д.) . |
|
Производиться) |
Как увеличение объема производства повлияет на стоимость продукта Патенты и ноу-хау, которыми фирма обладает по данному продукту |
Раздел бнзнес-п лан а |
Главная задача |
Работа консультанта
Параметры
9, Дополн ительная информация |
5. План сбыта
6. Производство
7. Сведения о финансах
8. Инвестиции
Показать, что подход к сбыту будет способствовать успешному Продвижению продукции на рынок
Показать, что производства не требует крупных за фат и является эффективным Показать прочность финансового положения фирмы
Показать, каким образом инвестор вернуть
Свой вклад с прибылью
Показать прочность финансового положения фирмы
Показать, каким образом может вернуть свой с прибылью
Предоставить поте канальному
Сведения, не вошедшие в пп. 1-8, но укрепляющие репутацию фирмы как партнера
Цена продукта
Метод сбыта в настоящее время Метод сбыта в ближайшей перспективе Метод сбыта в отдаленной
Перспективе
Деятельность специализированного отдела по работе с покупателями
На подготовку и заключение контрактов о продаже продуктов Стоимость продажи продуктов, по
Заказам
Стратегия определения цены и установления гарантийного срока Необходимые площади и оборудование и внешние комплектующие Гарантия наличия источников сырья и комплектующих Совершенствование технологии производства с целью повышения качества и снижения себестоимости продукции
Обеспечение контроля за качеством продукции на ВСЄХ этапах производства
Штат сотрудников и предлагаемые в по мере
Расширения производства
Финансового фирмы с
Момента
Бюджета по мере фирмы
Прогноз финансового состояния на несколько лет вперед Краткое изложение операций.
Финансированию Количество акционеров, число акций Объем капитала, который хочет получить фирма. Форма инвестиций Как будут использоваться фонды?
Какую долю фирмы приобретает инвестор?
Срок окупаемости вложений Деловые ситуации из практики фирмы
Руководителей Другие важные сведения
Очень важным моментом взаимодействия консультанта и клиента является контроль, осуществляемый клиентом как в ходе проекта (мониторинг), так и по его завершении (оценка). В
Ходе мониторинга определяется ' прежде всего соответствие де-' ятельности консультанта техническому заданию, отраженному в договоре.
Разумеется, некоторые аспекты технического задания могут уточняться и изменяться, но консультант обязан доказывать клиенту целесообразность этих изменений.
Оценка результатов работы консультантов может осуществляться двумя основными способами: подсчетом экономического эффекта от работы консультантов или определением реальных положительных изменений на предприятии клиента.
Поскольку первый способ связан с определением оплаты за консалтинговые услуги, трудность его заключается не только в сложности расчетов экономического эффекта вообще, но и в определении той доли, которая возникает в нем благодаря работе консультантов. Кроме того, в консалтинговых проектах, ориентированных на долгосрочные цели, эффект может накапливаться в течение достаточно длительного времени и проявляться в финансовых результатах лишь косвенно.
Одним из методов расчета финансовых результатов воздействия консалтингового проекта является следующий.
Консультанты (совместно с клиентами) о предел я ют финансовые показатели предприятия (издержки, прибыль и т. д.) за месяц до начала проекта и через месяц после окончания внедрения рекомендаций консультанта. Полученная разница (или оговоренный между клиентами и консультантом процент от нее) рассматривается в качестве эффекта от работы консультантов. Разумеется, такие подсчеты носят во многом условный характер.
Поэтому, как правило, применяют второй способ — определение реальных изменений. К ним относятся.
Новые возможности персонала организации — это навыки и умения, приобретенные сотрудниками организации клиента в ходе совместной работы с клиентом;
Новые системы — внедренные консультантом системы маркетинга, бухгалтерии, информации, оценки деятельности предприятия;
97 |
Новое поведение — изменение отношений между менедже-
7-830
Рами, подчиненными и между персоналом;
Новые программы — разработанные консультантами программы развития предприятия и продажи его продукции;
Новые проекты — при участии консультан
Тов инвестиции и контракты.
Все эти результаты консультант должен описать и обосновать в своем заключительном отчете, а клиент — проверить приведенные в отчете сведения.
В завершение оценки работы консультантов клиент должен ответить на вопросы:
1. Хочет ли он снова работать с этими консультантами?
2. Может л и он рекомеї топать их споим партнерам по бизнесу?
В этом ему поможет характеристика отличительных особенностей «плохого» и «хорошего» консультанта.