Как подготовиться к работе с консультантом и составить договор (контракт) на консалтинговые услуги
После завершения процедуры отбора наступает момент, когда нужно определить форму и содержание дальнейшего взаимодействия клиента и консультанта. Для этого служит контракт.
Юридическая, формальная сторона контрактов на консалтинговые услуги не отличается чем-либо существенным от любого контракта. Поэтому главное в переговорах по контракту и его составлении — это выполнение содержания отношений клиента и консультанта.
Наиболее развернутые формы контрактов на консалтинговые услуги применяются международными организациями, оказывающими консультационно-техническую помощь, такими как Европейский Союз, Мировой банк, Международная организация труда и т. д. Некоторые национальные ассоциации консультантов разработали типовые формы контрактов на консалтинговые услуги, которые их члены могут рекомендовать своим клиентам.
В России в качестве типовых форм контрактов при осуществлении консалтинговых услуг часто используют формы договоров, применявшихся ранее в СССР для осуществления научного обслуживания. Для консультационных фирм — это договор на проведение научно-исследовательских работ, консультационно-информационное обслуживание или на передачу научно-технической продукции; для групп консультантов — это договор подряда с временным трудовым (творческим) коллективом; для индивидуальных консультантов — это трудовое соглашение. Важной составной частью таких договоров является календарный план работ, протокол соглашения о ной цене, акт сдачи-приемки научно-технической продукции по договору и смета расходов по выполнению договорной работы.
Сейчас, в условиях перехода к рыночной экономике, стандартные формы договоров не обязательны. В принципе содержание договоров, в том числе и консалтинговых, является делом партнеров (если действия, предусмотренные договором, не будут нарушать законодательства). При составлении контракта консультант и клиентдолжны стремиться к достижению взаимопонимания по вопросам организации их взаимодействия и взаимных обязательств сторон.
С точки зрения организации консалтинговых услуг различают договор на абонементное обслуживание и договор на осуществление консалтингового проекта.
Договор на абонементное обслуживание предполагает долгосрочное взаимодействие консультанта и клиента (от 1 до нескольких лет), при котором консалтинговая фирма дает советы и рекомендации по всем возникающим у клиента в этот период проблемам или по определенному кругу проблем (например, по финансовым).
Договор на осуществление консалтингового проекта более сложен по содержанию. В нем должны быть отражены взаимоотношения, возникающие при решении конкретной проблемы.
В любом контракте на консалтинговый проект оговаривается несколько ключевых моментов:
Что будет делать консультант?
Как он это будет делать?
Когда он будет это делать?
Что должен предоставить клиентдля успешной работы консультанта в организации (информация, контактные лица, помещение, оборудование и т. д.)?
Цена консультирования.
Ответ на первые три содержится в разделе контрак
Та, озаглавленного «Описание проекта». (В России этот раздел принято обозначать термином «Техническое задание».) Он включает в себя характеристику решаемых проблем, цели, виды деятельности, объем работ, ожидаемые результаты, рабочий план, график работ и применяемые методы. Описание должно быть как можно более точным и подробным, поскольку для решения отраженных в этом разделе вопросов и приглашается консультант.
Обычно в основу описания проекта кладется то предложение, которое подает сам консультант. Затем оно дорабатывается в процессе переговоров с клиентом.