БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Источники информации для анализа бизнес-плана

Разработчики бизнес-плана и его «оценщики» (банкиры, бизнесмены — будущие партнеры) должны обладать примерно одинаковым профессиональным уровнем, чтобы вести работу по одним методическим принципам. Тогда дискуссия между ними будет идти по существу и с обоюдной пользой. Изучение бизнес-плана начинается после встречи с возможным внешним инвестором, ходе которой одни вопросы могут быть сняты, а другие, напротив, могут возникнуть. После подведения итогов встречи будущему партнеру — возможному инвестору (экспер­
ту) необходимо заняться документов, к которым

Относятся бизнес-план и приложения к нему. Для того чтобы эта процедура была максимально производительной и резуль­тативной, рекомендуется проводить ее по определенной схеме, включающей шесть этапов:

Определение характеристик компании-заявителя и отрас­ли, где она действует;

Оценка условий инвестиционного соглашения; анализ последнего баланса;

Оценка «весомости» руководящей команды компании-зая­вителя;

Выявление особенности проекта; общий анализ бизнес-плана.

Какие вопросы должны находиться в центре внимания спе­циалистов, призванных оценивать бизнес-планы, на каждом из вышеперечисленных этапов анализа этих документов?

]. Определение характеристик компании-заявителя и от­расли, где она действует. Говоря о критериях оценки персона­лий разработчиков инвестиционного проекта или руководите­лей компании, ее представляющих, мы отмечали, что особое внимание уделяется наличию прежнего опыта работы в той сфере, гле будет реализовываться этот проект. Причина такого предпочтения ясна — никто не способен одинаково успешно ра­ботать в качестве руководителя фирмы любой отрасли; лучше всего он действует в той сфере, где у него имеется наибольший опыт прежней деятельности.

Точно так же и инвесторы предпочитают отраслевую спе­циализацию, так как это позволяет добиться лучшего понима­ния возможных преимуществ и рисков вложения средств. По­этому, приступая к анализу бизнес-плана, специалист инвес­тиционной компании должен прежде всего понять, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу при­оритетных для его компании. Если нет — то скорее всего зани­маться дальше данным документом бесполезно.

7'

99

Если же бизнес-план намечается реализовывать в отрасли, входящей в диапазон интересов компании-инвестора, то перед ее аналитиком встает проблема: каково сейчас общее положе-
ниє дел в этой конкретной отрасли? Для ответа на этот вопрос следует оценить данные различного типа. Например, проще всего посмотреть на положение крупнейших фирм этой отрас­ли: насколько хорошо шли их дела в течение последнего года? Если в отрасли есть большие акционерные компании, акции ко­торых активно обращаются на открытом рынке, то полезно бывает также проанализировать динамику курсов этих акции и важнейший показатель их инвестиционного качества — соот­ношение курсовой стоимости и дохода на акцию. Нелишне про­смотреть и публикации в отраслевых журналах и узнать, что пишут о состоянии и перспективах данной отрасли.

Такой анализ следует вести под совершенно определенным углом зрения: насколько ликвидны инвестиции в данной отрас­ли, насколько реально при необходимости быстро и с выгодой продать свои права на созданные здесь объекты, избежав блоки­рования вложенных средств и получив возможность перебросить их в новые, более прибыльные сферы (если такие появятся) ?

Составив таким образом общее представление об отрасли предполагаемого инвестирования, аналитик может и должен затем исследовать, как фирма-проситель «выглядит» на фоне своей отрасли. Для такого исследования необходимо восполь­зоваться следующими шестью категориями данных о фирме:

—динамика продаж за последние 12 месяцев (лучше за 3 года);

— прибыли или убытки за предшествующий год;

— численность занятых;

—уже завоеванная доля рынка;

— уровень используемой технологии;

— географическое размещение производственных мощно­стей.

Какие выводы должны сделать аналитики, оценивая по­добную информацию о компании-просителе? Ответ на этот вопрос очень прост: они должны оценить, насколько эта ком­пания похожа на портрет того «идеального клиента», с кото­рым предпочла бы иметь дело данная инвестиционная компа­ния.

2. Оценка условий инвестиционного соглашения. Говоря об условиях инвестиционного соглашения, которое предлагается фирмой-реципиентом мы имеем в виду

Прежде всего то, какая часть фирмы-реципиента будет продана и за какую цену при реализации такого инвестиционного согла­шения. Иными словами, аналитика должно интересовать: ка­кая доля будущих активов будет принадлежать инвестору в об­мен на вложенные им средства и как финансово и юридически будут оформлены эти права инвестора и обязательства реципи­ента?

Дело в том, что сами инвестиционные компании обычно имеют структуру капитала, требующую от них осуществления ежегодной выплаты владельцам, а не ожидания выгод в виде роста курсовой стоимости акций фирм, в которые они вложи­ли средства (именно в такой ситуации находятся и многочис­ленные российские инвестиционные фонды). Поэтому анали­тик должен проявить интерес к предлагаемой реципиентом форме заимствования, и если разработчики инвестиционного проекта не сделали этого сами, то он должен требовать от них следующую информацию:

Доля капитала компании, которая будет принадлежать внеш­нему инвестору после вливания в компанию ин­вестиционных ресурсов;

Общая стоимость этой доли капитала (и ориентировочная оценка стоимости одной акции после такого «разводнения» капитала);

Минимально необходимая сумма инвестиций для реализа­ции проекта;

Общая оценка стоимости капитала фирмы после заверше­ния размещения ее новых ценных бумаг;

Условия инвестирования, т. е. суммы, которые предполага­ется привлечь за счет обычных или привилегированных ак­ций, долговых обязательств с вариантами, конвертируемых облигаций; субординированных конвертируемых облигаций или облигаций с фиксированной процентной ставкой, не под­лежащих конвертации в акции.

Напоминание о множественности форм привлечения и вы­деления средств необходимо аналитику того, чтобы он по­мнил: инвестору всегда выгоднее отдать предпочтение в фи­нансировании тому проекту, по которому ему предлагается бо­лее выгодная и надежная схема финансирования. Вместе с тем это напоминание нелишне и для разработчика инвестицион­ного проекта, чтобы он выбирал схему финансирования, раци­онально сочетающую его возможности с предпочтениями ин­вестора. Кстати, желательно сообщать такого рода информа­цию уже во введении (резюме) к инвестиционному проекту, чтобы аналитик компапии-инвестора сразу мог оценить вы­годность предлагаемой схемы финансирования данного про­екта.

Кроме того, при анализе финансовых аспектов этого про­екта аналитик должен обратить внимание на то, будут ли ис­пользованы вновь привлеченные денежные средства на погаше­ние прежних задолженностей или для реализации новых направ­лений деятельности, способных повысить прибыльность фирмы-реципиента?

3. Анализ последнего баланса. Последний по времени от­четный баланс обычно в самом конце текста биз­нес-плана или развернутого инвестиционного проекта, перед приложениями и прогнозами будущихденежных поступлений. Такой баланс — это первый элемент финансового состояния фирмы, желающей получить инвестиции. Баланс должен быть проанализирован на начальной стадии рассмотрения заявки на финансирование, поскольку он объективно характеризует ре­альную (особенно при наличии удостоверяющей подписи ауди­тора) историю фирмы, в то время как в остальной финансовой части описываются лишь надежды на будущие результаты дея­тельности фирмы и ее состояние после реализации инвестици­онного проекта.

Анализ баланса рекомендуется проводить по стандартной процедуре, включающей четыре стадии: определение степени ликвидности;

Расчет соотношения долгосрочной задолженности и соб­ственного капитала;

Расчетчистой ценности; оценка активов и обязательств.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

10 маркетинговых советов для маркетинга вашей компании

10 маркетинговых советов Давайте рассмотрим 10 маркетинговых советов, которые предлагают улучшить ваш маркетинг и проведем краткий анализ этих советов. Диверсификация. Поиск возможностей Специалисты перформанс маркетинга предлагают диверсифицировать маркетинговые бюджеты так, …

Как выбрать необходимого консультанта

Исходя из содержания проблемы, можно определить про­филь консультанта, которого необходимо пригласить. Для ре­шения проблем диагностики и стратегии развития следует при­глашать консультантов по общему управлению товУ, а для помощи в решении …

Характерные ошибки при осуществлении совместной деятельности

Отсутствие цели (предмета) совместной деятельности. Совместную деятельность можно с уверенностью назвать своеобразным «минным полем» для бухгалтера. Несмотря на достаточно хорошую юридическую проработку этого вопроса в гражданском законодательстве и литературе, а …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.