Формы профессиональных услуг, связанных с консалтингом
Инфраструктура бизнеса включает в себя и некоторые другие профессиональные услуги, оказываемые хозяйственным руководителям. Отличие таких услуг от консультационных состоит в том, что помощь руководителю оказывается не в форме советов, рекомендаций и совместной выработки решений, а путем непосредственного выполнения определенных организационных, технических или информационных функций.
К этим услугам относятся: аудит, бухгалтерское обслуживание, юридические услуги, обеспечение информационными технологиями, инжиниринг, инвестиционное бан^рование, рек-
Реклама и отношения с общественностью, деловая информация, (рис. 5.1).
С консалтингом перечисленные выше услуги роднит то, что эта помощь осуществляется на основе научных и профессиональных знаний и так же, как и внешнее консультирование, предоставляется на коммерческих началах независимыми фирмами. Кроме того, большинство фирм и индивидуальных профессионалов, оказывающих подобные услуги, одновременно занимается и консультированием в своей области, а многие консалтинговые фирмы оказывают и неконсультационные виды услуг. Таким образом, можно отметить, что происходит определенное переплетение навыков и знаний. Это третья ключевая проблема, которую следует поручить решать консультантам. Наиболее эффективным для первой и второй из названных ключевых проблем является метод процессно-экспер-
Консультирования, для третьей — метод чающего консультирования.
Остальные десять проблем являются подсобны
Консультанты |
Ми по отношению к третьей (рис. 5.1).
Стратеги! развития
> Стратеги» развития
J Страт*™* развития
Чувство собственности |
Внутрифирменная культура |
[Мышление |
Мотивация |
Внуїреншя систем» информирования
Квалификация |
Творческий потешшал
Механи:ш tuuo раз витки
Внутренняя оргструктура
Внешняя оргструктура | (деловая сеть)!
Рис. 5.1. Приоритетность ключевых проблем с точки зрения необходимости привлечения консультантов
В зависимости от финансовых возможностей и сложности проблемы клиент может определить следующие альтернативные пути их решения:
Приглашение для каждой из нихспециальных консультантов;
Предложение консультантам, решающим первые три проблемы одновременно, в какой-то степени затронуть и остальные десять;
Самостоятельное решение этих проблем.
Опыт Ассоциации консультантов показывает, что российские клиенты в случаев обращаются к консультантам за помощью в решении следующих проблем: поиск источников финансирования, сбыт продукции и уменьшение налоговых выплат.
Как видим, все эти проблемы относятся к первому и второму уровням и потому без выхода на третий они могут быть решены лишь частично. Консультанты работают в этом случае в основном методами экспертного консультирования, разрабатывая для решения первой проблемы бизнес-планы и инвестиционные заявки; для второй — проводят маркетинговые исследования, для третьей — осуществляют консультирование по налогообложению.
Для повышения эффективности консалтинговых услуг компании должны сформировать приоритеты спроса на так, чтобы изменить его полярность: 85—90% спроса должно приходиться на консультирование по проблемам третьего уровня (про - цессно-обучающее консультирование) и лишь 10—15% по проблемам первого и второго уровней (экспертное консультирование).