Анализ своей роли
23-830 |
353 |
Организация представляет собой структуру, составленную из рабочих групп. Эту структуру можно изобразить в виде боль-
того треугольника, внутри которого имеется много меньших, накладывающихся друг на друга треугольников, как это показано на рис. 21.1.
Треугольникина рис, 21.1 пересекаются, показывая, что отдельные люди являются подчиненными — в группах вверху, и руководителями — в группах внизу. В основании пирамиды люди, которые ни перед кем не несут ответственности руководителя.
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Для организации оказалось нужным иметь человека, отвечающего за надзор за всем подразделением в целом, а не только полностью поглощенного выполнением
Рис. 21.1. Структура организации, состоящей из рабочих групп |
Зированных задач. Этот вид ответственности — следить за целым — составляет суть работы руководителя. Он не
Подразумевает выдающихся талантов, но требует широкого взгляда на бизнес и способности выполнять различные задачи.
Роль руководителя претерпела много изменений за прошедшие годы, большинство из которых привело к увеличению ее сложности и содержащегося в ней напряжения.
Фундаментальные перемены в отношении к работе, в образовании, технологии, стиле жизни, личных ожиданиях изменили характер общества. В производстве, по-видимому, никто не был затронут более, чем руководитель, то есть человек, так часто оказывающийся «в центре всего». Все, практически без исключения, новые тенденции в обществе и технологии делали его жизнь более трудной. В настоящее время люди лучше образованы, обеспечены, более свободно мыслят и менее склонны и чинопочитанию. Стремление усердно работать и подчиняться правилам, без сомнения, ослабло, но ведь это именно то, на что традиционно рассчитывали руководители.
С каждым годом становится все труднее сливаться с потоком общественных перемен. Навыки, требующиеся руководителю, изменяются в соответствии с преобладающим управленческим и организационным климатом.
Требования и трудности, с которыми сталкивается руководитель, стали очень сложными; основные воздействия на него изображены на рис. 21.2.
Каждое из этих «давлений» влияет на то, как человек выполняет роль руководителя. Сила давления постоянно изменяется, возникают новые факторы, что не дает возможности провести научный анализ. Руководитель вынужден искусно прокладывать курс между противоположными требованиями, что что многие считают эту задачу слишком сложной и отрицательно настраиваются. Во многих организациях мы встречались с тем, что руководители — это самые несчастные и деморализованные работники.
Рис. 21.2. Значимые факторы |
Руководители могут помочь себе, подвергая систематическому анализу воздействия, которые на них оказываются, и все возникающие у них конфликтные ситуации. Наш опыт показывает, что это лучше всего осуществить группой руководителей из одной организации. Подобный анализ можно провести более методично, используя следующий список вопросов, имеющих отношение ко всякому руководителю:
Факторы давлення
Ожидания начальника:
Экономические силы:
Системы в организации: Системы вознаграждения:
Ожидание коллег: Процедуры обучения: Ожидания работников:
Роль профсоюза:
Возраст и стремления: Требования технологии:
Ключевые вопросы
Как оценивается моя работа? Насколько ясны мои цели?
Какое воздействие оказывают экономические силы на установки? Влияет ли требований на работу?
Сколько времени требуют процедуры?
Каковы автономии?
Какое поведение поощряется?
Поведение наказывается?
Что я должен делать, чтобы «соответствовать»?
Каких «профессиональных» качеств от меня ожидают?
Хорошо ли я руковожу обучением? Какое отношение к делу прививается в процессе
Какого поведения они меня ждут? Какова их реакция на дисциплину? Долго ли они работали бы. как положено. если бы меня не было?
Ли меня в высшем
Руководстве?
Насколько меня принимают во внимание? Не подрывается ли мое влияние профсоюзом?
Чего я жду сам от своей деловой жизни? Что для меня важно? Насколько я готов внести изменения в своей карьеры?
Какие требования
Предъявляет технология? Что характеризует людей, занятых работой, сходной с моей?
Есть и другие существенные силы, подталкивающие руководителя в том или ином направлении и часто противоречащие друг Другу.
Руководитель должен рассортировать и урегулировать массу разных воздействий, и выбор здесь зачастую бывает затруднительным.
Несмотря на трудности, руководитель должен:
Осуществлять выбор, не имея ясных указаний, как это делать;
Привлекать и использовать ресурсы;
Разрабатывать механизмы координации усилий;
Планировать и инициировать перемены;
Развивать устойчивость и способность не терять эффективность в течение длительного времени.
Наиболее полезным занятием для руководителей является анализ своего нынешнего опыта вместе с теми, кто сталкивается с подобными проблемами. Возможно, что некоторыеруко - водители сразу занимают оборонительную позицию и обвиняют в своих проблемах допустивших ошибки других людей, не беря на себя ответственности за них. Когда же поток негодования ослабнет, становится возможным изучение имеющихся вариантов решения проблем. В результате появляется возможность определить роль каждого.