Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА СТО
Цель работы: научиться рассчитывать экономические показатели и сравнительному анализу различных решений проектов СТО.
Задание
- Уточнить исходные данные.
- Рассчитать стоимости основных фондов.
- Установить структуру материальных затрат и их стоимость.
- Рассчитать фонд заработной платы рабочих и управленческого персонала.
- Рассчитать затраты на амортизацию и текущий ремонт основных средств.
- Составить смету затрат на производство и калькуляцию себестоимости ТО и ТР автомобилей.
- Рассчитать результаты финансовой деятельности. Привести выводы по работе.
- Составить отчет и сдать зачет.
Литература: [10, 11, 13, 14, 22, 25].
Последовательность выполнения работы
- Исходные данные
По результатам уточнения данных соответствующих вариантов заполнить таблицу 37 исходных данных.
- Расчет стоимости основных фондов
Расчет стоимости основных фондов СТО производится по следующим группам: здания и сооружения;
технологическое оборудование; инструменты, приспособление и инвентарь.
Стоимость зданий по группам определяют из выражения:
Ц« = V, • Ц,
где V - объем i-го здания, м3; Ц - удельная стоимость 1 м3 здания, руб./м3
Наименование показателей | Единица
измерения |
Значение
показателей |
Марка автомобиля (класс автомобиля) | ||
Обслуживаемый парк автомобилей | единиц | |
Число рабочих дней в году | дни | |
Число смен работы | смены | |
Продолжительность смены | часы | |
Г одовая трудоемкость работ: | ||
- технические воздействия | чел.-ч | |
- вспомогательные работы | чел.-ч | |
Численность производственных рабочих | чел. | |
Численность вспомогательных рабочих | чел. | |
Численность обслуживающего персонала | чел. | |
Управленческий аппарат: | ||
- начальник СТО | чел. | |
- главный инженер | чел. | |
- бухгалтер-экономист | чел. | |
- инженер по кадрам | чел. | |
Г одовой пробег парка, обслуживаемых автомобилей | тыс. км | |
Число постов | единиц |
Стоимость открытой стоянки и затраты на благоустройство незастроенной территории подсчитывается по формуле:
Ц ос FOC Ц ос ;
Ц бт F6m Ц бт ,
где ^ос, F6t - соответственно площадь открытых стоянок и незастроенной территории СТО, м2; Цос, Цбт - соответственно удельная стоимость 1 м2 площади открытой стоянки и незастроенной территории, руб./м2.
Стоимость проектно-изыскательных работ принимается в размере 10-30 % от стоимости зданий и сооружений, стоимость технологического оборудования - 25...40 %, а инструментов и приспособлений - 2-4 % от стоимости зданий и сооружений. Расчет сводим в таблицу 38. 3
Тогда потребность картерной смазки составляет:
z L
10000 где ZLr - суммарный годовой пробег обслуживаемых автомобилей, км; VK - емкость картера двигателя, л; k - коэффициент обращаемости автовладельцев на замену масла (часть автовладельцев замену масла производят сами. Для расчетов принять k = 0,6-0,7.
Расход трансмиссионных масел принять 0,25-0,40% и консистентных смазок 0,05-0,15% от объема картерной смазки.
Обтирочные материалы. Планируются из расчета 4,8 кг на один обслуживаемый автомобиль в год и 0,5 кг на один автомобиль, подвергаемой противокоррозионной обработке:
QOM = 4,8 • NСТО + 0,5 • NnK ,
где Лгсто - мощность СТО; Лгпк - годовое число машин проходящих противокоррозионную обработку, ед.
Противокоррозионные составы. Планируются из расчета 2 кг на один обрабатываемый автомобиль. Годовой расход противокоррозионных составов определяют по формуле:
QnK = 2 • NnK .
Лакокрасочные материалы. Расход их планируют из расчета 0,2 кг на один обслуживаемый автомобиль и определяют по формуле:
Ремонтные материалы и запчасти. Затраты планируются в денежном выражении на 1000 км пробега. Норма затрат по запчастям Нзч = 47,2 руб./1000 км, на материалы Нмат = 9,9 руб/1000 км (нормы приняты для учебных целей).
Затраты по запасным частям определяются по выражению:
З _ Nсто Lг H зч 34 ~ 1000 ’ N ■ L ■ H
сто г мат
1000
Результаты расчетов материальных затрат сводят в таблицу 39.
Таблица 39 - Материальные затраты
|
- Расчет фонда заработной платы
В основу расчета фонда заработной платы принимается численность служащих и рабочих, разряд работ и часовые тарифные ставки. При этом можно воспользоваться минимальной оплатой труда и разрядными коэффициентами.
Расчет часовых ставок выполняется для сдельщиков и повременщиков. Часовая тарифная ставка рабочих повременщиков 1 -го разряда определяется по выражению:
С1
(~*1 _ ^ мес
^и.пов і Ґ Ґ о ,
166,3
где СМес минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разрада, руб/ч; 166,3 - среднемесячный фонд рабочего времени.
Часовые тарифные ставки рабочих-сдельщиков принимают на 8 % больше часовой тарифной ставки рабочих-повременщиков.
На техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо использовать шестиразрядную систему. Тарифный коэффициент 1 разряда равен единице, 2-6 разрядов учитывает соотношение по уровню ставок в зависимости от уровня квалификации рабочих, характеризуемый тарифными коэффициентами, приведенными в таблице 40.
Таблица 40 - Тарифные коэффициенты и часовые тарифные ставки ремонтных рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте подвижного состава с нормальными условиями труда__________________________________________________
|
Необходимо отметить, что на ТО и ТР основные работы характеризуются тарифными коэффициентами 2-4 разрядов, также уборочно-моечные работы составляют 1-й разряд, а к 5-му разряду относятся незначительное число работ текущего ремонта (13,64%), электротехнические (33,34%), операции ТО-2 (12,5%) и по самообслуживанию и ремонту газового оборудования (50%).
Если рассматривать полнокомплексное обслуживание легковых автомобилей в производственном корпусе предприятия и на СТО, то они имеют тарифные разряды, выраженные не целыми числами (таблица 41).
Средний тарифный разряд операции вычисляют по выражению:
P 2P • T
Таблица 41 - Тарифные разряды по производственным участкам ТО и ТР автомобилей на СТО
|
Если средний разряд рабочих выражается не целым числом, то средняя часовая тарифная ставка определяется расчетом:
C — Cl • K
где C - часовая тарифная ставка 1-го разряда, руб/чел.-ч; Ктарср - тарифный коэффициент.
Тарифный коэффициент определяется расчетным методом:
К — К + (К — К ) • (Р — Р )
v тар.ср v тар.м К1'' тар.б. v тар.м/ Iі с м
где Ктар.м - тарифный коэффициент, соответствующий меньшему из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд; Ктар.б - тарифный коэффициент, соответствующий большему из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний разряд;
Рс - средний тарифный разряд; Рм - меньший из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд.
Пример. Средний разряд работ в агрегатном участке составляет 3,23. Определить тарифный коэффициент для участка.
По данным таблицы 40 имеем:
- для 3-го разряда Ктар = 1,20;
- для 4-го разряда Ктар = 1,35.
Для участка тарифный коэффициент составит:
Ктар = 1,20 + (1,35 -1,20) • (3,23 - 3,0) = 1,2345.
Если на предприятии минимальная месячная тарифная ставка рабочих- повременщиков первого разряда установлена в 4350 руб. в месяц, то часовая тарифная ставка в рассмотренном агрегатном участке составит:
4350 _ руб.
166,3 • 1,2345 чел. - ч Расчет фонда оплаты труда персонала СТО заносим в таблицу 42.
Таблица 42 - Расчет фонда оплаты труда персонала СТО
|
- Расчет затрат на амортизацию и текущий ремонт основных средств
Отчисления на амортизацию и на текущий ремонт по всем видам основных средств производят в установленных процентах от их стоимости (таблица
43).
Таблица 43 - Амортизационные отчисления и затраты на ТО и ТР на основные средства_____________________________________________________________________________
- Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости ТО и ТР автомобилей
Смета затрат на производство ТО и ТР автомобилей приведена в табл. 44.
Таблица 44 - Смета затрат
|
Таблица 45 - Нормируемые оборотные средства
|
- Результаты финансовой деятельности
Общий фонд:
= 1,15-1,20 - коэффициент рентабельности
Пбал Фоб - Зэк.
Чистая прибыль:
где Нпр - налог на прибыль, руб.; Ним - налог на имущество, руб.; Ндр - другие виды налогов, руб.
Налог на прибыль:
Нпр = 0,01 • Пбал • Снп ,
где Снп - налог на прибыль (Снп = Снпф + Снпр + Снпм), %; Снпф = 6,5% - ставка налога в федеральный бюджет; Снпр = 17,5% - ставка налога в региональный бюджет; Снпм = 2% - ставка налога в местный бюджет.
Нм = 0,01 • (Фосн + Фо6 ) • Снп ,
где Фосн - стоимость основных фондов, руб.; Фоб - стоимость оборотных фондов, руб.; Снп - ставка налога на имущество (0,1%).
Другие виды налогов:
Ндр = 0,01 • Пбал • (Сф + Ср + См ),
где Сф, Ср, См - соответственно ставки отчислений в федеральный, республиканский и местный бюджеты, %.
Рентабельность ТО и ТР:
R = Пба^ 100. пр З_
Рентабельность общая:
Годовая производительность труда на одного ремонтного рабочего в натуральном выражении:
T
W =
pp р ■>
где Ррр - число ремонтных рабочих, чел.
Фондоотдача:
Оборачиваемость оборотных средств:
Продолжительность одного оборота:
365
об
об
Технико-экономические показатели заносят в таблицу 46.
Таблица 46 - Технико-экономические показатели СТО
|
№ | Наименование показателя | Ед. изм. | Показатели |
6 | Количество продаваемых автомобилей, #пп | ед. | |
7 | Годовая трудоемкость работы СТО: технических воздействий | чел.-ч | |
8 | Количество рабочих постов | ед. | |
9 | Персонал: - производственные рабочие | чел. | |
- вспомогательные рабочие | чел. | ||
- руководители | чел. | ||
10 | Стоимость основных средств | тыс. руб | |
11 | Стоимость оборотных средств | тыс. руб | |
12 | Срок окупаемости инвестиций | лет (год) | |
13 | Срок оборачиваемости оборотных средств | дни | |
14 | Общая рентабельность | % | |
15 | Рентабельность отрасли | % | |
16 | Доходы | тыс. руб | |
17 | Эксплуатационные расходы | тыс. руб | |
- в т.ч. эксплуатационные материалы | тыс. руб | ||
- фонд оплаты труда | тыс. руб | ||
- отчисления на социальные нужды | тыс. руб | ||
- амортизация основных средств | тыс. руб | ||
- затраты на ТО и ТР основных средств | тыс. руб | ||
- прочие затраты | тыс. руб | ||
18 | Балансовая прибыль | тыс. руб | |
19 | Налог на прибыль | тыс. руб | |
20 | Налог на имущество | тыс. руб | |
21 | Другие виды налогов | тыс. руб | |
22 | Чистая прибыль | тыс. руб | |
23 | Фонд развития производства (60%) | тыс. руб | |
24 | Фонд социального развития (25%) | тыс. руб | |
25 | Резервный фонд (5%) | тыс. руб | |
26 | Фонд материального поощрения | тыс. руб |
Таблица 47 - Сравнение нормативных и проектных показателей в расчете
|
- Сравнительная оценка проекта
на 1 пост
|
Абсолютные значения нормативных технико-экономических показателей СТО определяется умножением соответствующих удельных показателей для эталонных условий на коэффициенты приведения:
P = РУҐ ■ kp ■ Xа1;
Fm = SydM • kp • Iй6;
77 _ o(эт) U vo6 ■
Fn S уд.п " kp " X ;
N = NJ™' • kp • k„ • k„ • k, • X Fa = S™ • k„ • X
V = V(эт) • k • k • k • k • ro6
iV з.і уд.з.і Kp Ккл Кп Kk Л ’
где Р - общее число производственных рабочих, чел.; FT, Fn, Fa - соответственно общая площадь территории, производственно-складских, административнобытовых помещений, м ; N - общее число комплексно обслуживаемых автомобилей в год, ед.; N3i - общее число заездов автомобилей в год на коммерческую мойку, противокоррозионную обработку или предпродажную подготовку, ед.; Хб - общее число постов СТО, ед.; кр - коэффициент, корректирующий нормативы в зависимости от общего числа рабочих постов СТО (таблица 49); Ккл - коэффициент, учитывающий класс легковых автомобилей; кп - коэффициент, учитывающий среднегодовой пробег одного автомобиля; кк - коэффициент, учитывающий климатический район.
Удельные технико-экономические показатели СТО на один рабочий пост для эталонных условий приведем в таблицу 48.
Таблица 48 - Удельные технико-экономические показатели СТО на один
рабочий пост для эталонных условий (по ОНТП-01-91)
|
Коэффициент кл для легковых автомобилей особо малого класса равен 1,15; для малого класса - 1,00; для среднего - 0,85.
Коэффициент кп для среднегодового пробега одного автомобиля в 8 тыс. км равен 1,25; для пробега в 10 тыс. км - 1,00; для пробега в 12 тыс. км - 0,84; для пробега в 14 тыс. км - 0,72; для пробега в 16 тыс. км - 0,63; для пробега в 18 тыс. км - 0,56; для пробега в 20 тыс. км - 0,50.
Общее число рабочих постов | Показатель | ||||
Число
производственных рабочих |
Площадь
производствен но-складских помещений |
Площадь
административнобытовых помещений |
Площадь
террито рии |
Число комплексно обслуживаемых автомобилей в год | |
5 | 0,84 | 1,05 | 1,10 | 1,29 | 0,81 |
10 | 1,0 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
20 | 1,0 | 0,86 | 0,83 | 0,82 | 1,09 |
30 | 1,0 | 0,74 | 0,75 | 0,80 | 1,20 |
Таблица 49 - Коэффициент Кр для различных показателей в зависимости от |
общего числа рабочих постов СТО |
Коэффициент кк для различных климатических районов имеет следующие значения: умеренного - 1,00; умеренно теплого, умеренно теплого влажного, теплого влажного - 1,11; жаркого сухого, очень жаркого сухого - 0,91; умеренно холодного - 0,91; холодного - 0,83 и очень холодного - 0,77.
Для дорожных СТО показатели в таблице не корректируются.
Площадь производственно-складских помещений с учетом площади сантехнических и энергетических помещений принимается с коэффициентом 1,18 для городских СТО и 1,30 для дорожных СТО.
Контрольные вопросы
- Кто входит в штатный состав СТО?
- Перечислите составляющие основных фондов предприятия.
- Что представляют собой вспомогательные средства производства?
- Какова периодичность замены картерной смазки двигателя?
- Приведите перечень технических жидкостей, предназначенных для легковых автомобилей.
- Как производится начисление заработной платы специалистов и производственных рабочих?
- В чем разница между выражением «основные» и «оборотные» средства?
- Разъясните сущность балансовой и чистой прибыли.
- Перечислите виды налогов, отчислений от балансовой прибыли предприятия.