Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА СТО

Цель работы: научиться рассчитывать экономические показатели и сравнительному анализу различных решений проектов СТО.

Задание

  1. Уточнить исходные данные.
  2. Рассчитать стоимости основных фондов.
  3. Установить структуру материальных затрат и их стоимость.
  4. Рассчитать фонд заработной платы рабочих и управленческого персо­нала.
  5. Рассчитать затраты на амортизацию и текущий ремонт основных средств.
  6. Составить смету затрат на производство и калькуляцию себестоимости ТО и ТР автомобилей.
  7. Рассчитать результаты финансовой деятельности. Привести выводы по работе.
  8. Составить отчет и сдать зачет.

Литература: [10, 11, 13, 14, 22, 25].

Последовательность выполнения работы

  1. Исходные данные

По результатам уточнения данных соответствующих вариантов заполнить таблицу 37 исходных данных.

  1. Расчет стоимости основных фондов

Расчет стоимости основных фондов СТО производится по следующим группам:  здания и сооружения;

технологическое оборудование; инструменты, приспособление и инвентарь.

Стоимость зданий по группам определяют из выражения:

Ц« = V, • Ц,

где V - объем i-го здания, м3; Ц - удельная стоимость 1 м3 здания, руб./м3

 

Наименование показателей Единица

измерения

Значение

показателей

Марка автомобиля (класс автомобиля)    
Обслуживаемый парк автомобилей единиц  
Число рабочих дней в году дни  
Число смен работы смены  
Продолжительность смены часы  
Г одовая трудоемкость работ:    
- технические воздействия чел.-ч  
- вспомогательные работы чел.-ч  
Численность производственных рабочих чел.  
Численность вспомогательных рабочих чел.  
Численность обслуживающего персонала чел.  
Управленческий аппарат:    
- начальник СТО чел.  
- главный инженер чел.  
- бухгалтер-экономист чел.  
- инженер по кадрам чел.  
Г одовой пробег парка, обслуживаемых автомобилей тыс. км  
Число постов единиц  
 

 

Стоимость открытой стоянки и затраты на благоустройство незастроен­ной территории подсчитывается по формуле:

Ц ос FOC Ц ос ;

Ц бт F6m Ц бт ,

где ^ос, F6t - соответственно площадь открытых стоянок и незастроенной тер­ритории СТО, м2; Цос, Цбт - соответственно удельная стоимость 1 м2 площади открытой стоянки и незастроенной территории, руб./м2.

Стоимость проектно-изыскательных работ принимается в размере 10-30 % от стоимости зданий и сооружений, стоимость технологического оборудова­ния - 25...40 %, а инструментов и приспособлений - 2-4 % от стоимости зданий и сооружений. Расчет сводим в таблицу 38. 3

Тогда потребность картерной смазки составляет:

z L

10000 где ZLr - суммарный годовой пробег обслуживаемых автомобилей, км; VK - ем­кость картера двигателя, л; k - коэффициент обращаемости автовладельцев на замену масла (часть автовладельцев замену масла производят сами. Для расче­тов принять k = 0,6-0,7.

Расход трансмиссионных масел принять 0,25-0,40% и консистентных смазок 0,05-0,15% от объема картерной смазки.

Обтирочные материалы. Планируются из расчета 4,8 кг на один обслужи­ваемый автомобиль в год и 0,5 кг на один автомобиль, подвергаемой противо­коррозионной обработке:

QOM = 4,8NСТО + 0,5NnK ,

где Лгсто - мощность СТО; Лгпк - годовое число машин проходящих противокор­розионную обработку, ед.

Противокоррозионные составы. Планируются из расчета 2 кг на один об­рабатываемый автомобиль. Годовой расход противокоррозионных составов оп­ределяют по формуле:

QnK = 2 • NnK .

Лакокрасочные материалы. Расход их планируют из расчета 0,2 кг на один обслуживаемый автомобиль и определяют по формуле:

Ремонтные материалы и запчасти. Затраты планируются в денежном вы­ражении на 1000 км пробега. Норма затрат по запчастям Нзч = 47,2 руб./1000 км, на материалы Нмат = 9,9 руб/1000 км (нормы приняты для учебных целей).

 

Затраты по запасным частям определяются по выражению:

З _ Nсто Lг H зч 34 ~ 1000 ’ N ■ L ■ H

сто г мат

1000

Результаты расчетов материальных затрат сводят в таблицу 39.

Таблица 39 - Материальные затраты

п/п

Вид материала Г одовой расход Цена за единицу, руб. Г одовые затраты, руб.
Единица

измерения

Количество
1 Масло для двигателя л      
2 Трансмиссионное масло л      
3 Консистентная смазка кг      
4 Обтирочные материалы кг      
5 Противокоррозионный состав кг      
6 Лакокрасочные материалы кг      
7 Запчасти -      
8 Ремонтные материалы -      
Всего:        
 

 

  1. Расчет фонда заработной платы

В основу расчета фонда заработной платы принимается численность слу­жащих и рабочих, разряд работ и часовые тарифные ставки. При этом можно воспользоваться минимальной оплатой труда и разрядными коэффициентами.

Расчет часовых ставок выполняется для сдельщиков и повременщиков. Часовая тарифная ставка рабочих повременщиков 1 -го разряда определяется по выражению:

С1

(~*1     _ ^ мес

^и.пов і Ґ Ґ о ,

166,3

где СМес минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разрада, руб/ч; 166,3 - среднемесячный фонд рабочего времени.

Часовые тарифные ставки рабочих-сдельщиков принимают на 8 % боль­ше часовой тарифной ставки рабочих-повременщиков.

На техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо ис­пользовать шестиразрядную систему. Тарифный коэффициент 1 разряда равен единице, 2-6 разрядов учитывает соотношение по уровню ставок в зависимости от уровня квалификации рабочих, характеризуемый тарифными коэффициен­тами, приведенными в таблице 40.

Таблица 40 - Тарифные коэффициенты и часовые тарифные ставки ре­монтных рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте подвижно­го состава с нормальными условиями труда__________________________________________________

Разряды 1 2 3 4 5 6
Тарифные коэффициенты для рабочих повременщиков 1,0 1,09 1,20 1,35 1,54 1,80
 

 

 

Необходимо отметить, что на ТО и ТР основные работы характеризуются тарифными коэффициентами 2-4 разрядов, также уборочно-моечные работы составляют 1-й разряд, а к 5-му разряду относятся незначительное число работ текущего ремонта (13,64%), электротехнические (33,34%), операции ТО-2 (12,5%) и по самообслуживанию и ремонту газового оборудования (50%).

Если рассматривать полнокомплексное обслуживание легковых автомо­билей в производственном корпусе предприятия и на СТО, то они имеют та­рифные разряды, выраженные не целыми числами (таблица 41).

Средний тарифный разряд операции вычисляют по выражению:

P 2P • T

Таблица 41 - Тарифные разряды по производственным участкам ТО и ТР автомобилей на СТО

Участки Процент распределения работ по разрядам Средний
  1 2 3 4 5 6 разряд
Уборки и мойки 33,2 50,2 16,6 - - - 1,83
Диагностирования Д-1 - - 100 - - - 3,0
Зона ТО-1 - - 100 - - - 3,0
Диагностирования Д-2 - - 100 - - - 3,0
Зона ТО-2 - - 66,6 33,4 - - 3,23
Текущего ремонта - 10 40,0 40,0 10 - 3,50
Агрегатный - - 66,6 33,4 - - 3,23
Аккумуляторный - - - 100 - - 4,0
Электротехнический - - 50,0 50,0 - - 3,50
Медницкий - - 100 - - - 3,00
Шиноремонтный - - - 100 - - 4,0
Сварочно-жестяницкий - - - 100 - - 4,0
Слесарно-механический - - 100 - - - 3,0
Обойный - - 100 - - - 3,0
Топливной аппаратуры - - - 100 - - 4,0
Окрасочный - - 50,0 50,0 - - 3,50
ТО и ТР газового оборудова­ния - - - 50,0 50,0 - 4,50
 

 

Если средний разряд рабочих выражается не целым числом, то средняя часовая тарифная ставка определяется расчетом:

C — Cl • K

где C - часовая тарифная ставка 1-го разряда, руб/чел.-ч; Ктарср - тарифный ко­эффициент.

Тарифный коэффициент определяется расчетным методом:

К — К              + (К        — К ) • (Р — Р )

v тар.ср     v тар.м К1'' тар.б. v тар.м/ Iі с                                        м

где Ктар.м - тарифный коэффициент, соответствующий меньшему из двух смеж­ных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд; Ктар.б - тарифный коэффициент, соответствующий большему из двух смежных разрядов тарифной сетки, между которыми находится средний разряд;

Рс - средний тарифный разряд; Рм - меньший из двух смежных разрядов та­рифной сетки, между которыми находится средний тарифный разряд.

Пример. Средний разряд работ в агрегатном участке составляет 3,23. Оп­ределить тарифный коэффициент для участка.

По данным таблицы 40 имеем:

  • для 3-го разряда Ктар = 1,20;
  • для 4-го разряда Ктар = 1,35.

Для участка тарифный коэффициент составит:

Ктар = 1,20 + (1,35 -1,20) • (3,23 - 3,0) = 1,2345.

Если на предприятии минимальная месячная тарифная ставка рабочих- повременщиков первого разряда установлена в 4350 руб. в месяц, то часовая тарифная ставка в рассмотренном агрегатном участке составит:

4350                 _ руб.

166,3 • 1,2345 чел. - ч Расчет фонда оплаты труда персонала СТО заносим в таблицу 42.

Таблица 42 - Расчет фонда оплаты труда персонала СТО

п/п

Профессии специалистов и рабочих Числен­ность, чел Тарифный

разряд

Разрядный

коэффици­

ент

Коэффициент повышения оплаты труда Г одовой фонд оплаты труда, руб.
1 Руководители, специа­листы и служащие:

-   начальник СТО;

-   гл. инженер;

-   бухгалтер

         
2 Ремонтные рабочие          
3 Подсобно­вспомогательные работы          
4 Итого:

-   премиальные за каче­ство работ (20%)

-  оплата отпусков

-     отчисления на зара­ботную плату

         
Всего:          
 

 

  1. Расчет затрат на амортизацию и текущий ремонт основных средств

Отчисления на амортизацию и на текущий ремонт по всем видам основ­ных средств производят в установленных процентах от их стоимости (таблица

43).

Таблица 43 - Амортизационные отчисления и затраты на ТО и ТР на ос­новные средства_____________________________________________________________________________

  1. Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости ТО и ТР автомобилей

Смета затрат на производство ТО и ТР автомобилей приведена в табл. 44.

Таблица 44 - Смета затрат

п/п

Наименование статей затрат Г одовые затраты, руб. Структура затрат, %
1 Фонд оплаты труда всего персонала    
2 Страховые выплаты    
3 Материалы, всего    
4 Ремонтно-строительные и прочие вспомогательные    
  (2% от стоимости основных фондов)    
5 Амортизация основных фондов    
6 Отчисления на ремонт и ТО основных фондов    
7 Накладные расходы (5% от фонда оплаты руда)    
8 Прочие нормируемые средства (2% от материальных за-    
  трат)    
Итого:   100
 

 

Таблица 45 - Нормируемые оборотные средства

Наименование оборотных средств Сумма затрат,

руб.

Расчетные дни запаса Норматив оборотных средств, руб.
на год на день
1. Эксплуатационные материалы     30  
2 Ремонтные материалы     45  
3 Ремонтно-строительные     90  
4 Запчасти     80  
5 Прочие нормирующие средства        
Итого: Фоб =      
 

 

  1. Результаты финансовой деятельности

Общий фонд:

= 1,15-1,20 - коэффициент рентабельности

Пбал Фоб - Зэк.

Чистая прибыль:

где Нпр - налог на прибыль, руб.; Ним - налог на имущество, руб.; Ндр - другие виды налогов, руб.

Налог на прибыль:

Нпр = 0,01Пбал • Снп ,

где Снп - налог на прибыль (Снп = Снпф + Снпр + Снпм), %; Снпф = 6,5% - ставка на­лога в федеральный бюджет; Снпр = 17,5% - ставка налога в региональный бюд­жет; Снпм = 2% - ставка налога в местный бюджет.

 

Нм = 0,01 • (Фосн + Фо6 ) • Снп ,

где Фосн - стоимость основных фондов, руб.; Фоб - стоимость оборотных фон­дов, руб.; Снп - ставка налога на имущество (0,1%).

Другие виды налогов:

Ндр = 0,01Пбал • ф + Ср + См ),

где Сф, Ср, См - соответственно ставки отчислений в федеральный, республи­канский и местный бюджеты, %.

Рентабельность ТО и ТР:

R = Пба^ 100. пр            З_

Рентабельность общая:

Годовая производительность труда на одного ремонтного рабочего в на­туральном выражении:

T

W =

pp р ■>

где Ррр - число ремонтных рабочих, чел.

Фондоотдача:

Оборачиваемость оборотных средств:

Продолжительность одного оборота:

365

об

об

Технико-экономические показатели заносят в таблицу 46.

Таблица 46 - Технико-экономические показатели СТО

Наименование показателя Ед. изм. Показатели
1 Модель автомобиля    
2 Количество обслуживаемых автомобилей, Nто ед.  
3 Количество заездов автомобиля на ТО и ТР, Nto-tp ед.  
4 Количество разовых уборочно-моечных работ, #умр ед.  
5 Количество автомобилей, проходящих противокоррозионную защиту, Nk ед.  
 

 

 

Наименование показателя Ед. изм. Показатели
6 Количество продаваемых автомобилей, #пп ед.  
7 Годовая трудоемкость работы СТО: технических воздействий чел.-ч  
8 Количество рабочих постов ед.  
9 Персонал: - производственные рабочие чел.  
- вспомогательные рабочие чел.  
- руководители чел.  
10 Стоимость основных средств тыс. руб  
11 Стоимость оборотных средств тыс. руб  
12 Срок окупаемости инвестиций лет (год)  
13 Срок оборачиваемости оборотных средств дни  
14 Общая рентабельность %  
15 Рентабельность отрасли %  
16 Доходы тыс. руб  
17 Эксплуатационные расходы тыс. руб  
- в т.ч. эксплуатационные материалы тыс. руб  
- фонд оплаты труда тыс. руб  
- отчисления на социальные нужды тыс. руб  
- амортизация основных средств тыс. руб  
- затраты на ТО и ТР основных средств тыс. руб  
- прочие затраты тыс. руб  
18 Балансовая прибыль тыс. руб  
19 Налог на прибыль тыс. руб  
20 Налог на имущество тыс. руб  
21 Другие виды налогов тыс. руб  
22 Чистая прибыль тыс. руб  
23 Фонд развития производства (60%) тыс. руб  
24 Фонд социального развития (25%) тыс. руб  
25 Резервный фонд (5%) тыс. руб  
26 Фонд материального поощрения тыс. руб  
Таблица 47 - Сравнение нормативных и проектных показателей в расчете

 

 

  1. Сравнительная оценка проекта
на 1 пост

Показатели Нормативная Проектная
Численность производственных рабочих, чел    
Площадь производственно-складских помещений, м2    
Площадь административно-бытовых помещений, м2    
Площадь территории, м2    
Число комплексно обслуживаемых автомобилей в год    
Число заездов на коммерческую мойку    
То же на противокоррозионную обработку    
То же на предпродажную подготовку    
 

 

Абсолютные значения нормативных технико-экономических показателей СТО определяется умножением соответствующих удельных показателей для эталонных условий на коэффициенты приведения:

P = РУҐ ■ kp ■ Xа1;

 

Fm = SydM • kp • Iй6;

77  _ o(эт) U vo6

Fn S уд.п " kp " X ;

N = NJ™' • kp • k„ • k„ • k, • X Fa = S™ • k„ • X

V = V(эт) • k • k • k • k • ro6

iV з.і         уд.з.і Kp Ккл Кп Kk Л

где Р - общее число производственных рабочих, чел.; FT, Fn, Fa - соответствен­но общая площадь территории, производственно-складских, административно­бытовых помещений, м ; N - общее число комплексно обслуживаемых автомо­билей в год, ед.; N3i - общее число заездов автомобилей в год на коммерческую мойку, противокоррозионную обработку или предпродажную подготовку, ед.; Хб - общее число постов СТО, ед.; кр - коэффициент, корректирующий норма­тивы в зависимости от общего числа рабочих постов СТО (таблица 49); Ккл - коэффициент, учитывающий класс легковых автомобилей; кп - коэффициент, учитывающий среднегодовой пробег одного автомобиля; кк - коэффициент, учитывающий климатический район.

Удельные технико-экономические показатели СТО на один рабочий пост для эталонных условий приведем в таблицу 48.

Таблица 48 - Удельные технико-экономические показатели СТО на один

рабочий пост для эталонных условий (по ОНТП-01-91)

Показатель Тип СТО
Г ородская Дорожная
Численность производственных рабочих Руд ) 5,0 4,7
„ s (эт) 2

Площадь производственно-складских помещении s уд п , м

197 108
Площадь административно-бытовых помещений S^™, м2 81 50
Площадь территории ), м2 1050 870
Число комплексно обслуживаемых автомобилей в год N 390 -
Число заездов автомобилей в год N3 - 3590
Число заездов автомобилей на коммерческую мойку, Нзк 43680 -
То же, на противокоррозионную обработку, Нза 1820 -
То же, на предпродажную подготовку автомобилей Уп 2300 -
 

 

Коэффициент кл для легковых автомобилей особо малого класса равен 1,15; для малого класса - 1,00; для среднего - 0,85.

Коэффициент кп для среднегодового пробега одного автомобиля в 8 тыс. км равен 1,25; для пробега в 10 тыс. км - 1,00; для пробега в 12 тыс. км - 0,84; для пробега в 14 тыс. км - 0,72; для пробега в 16 тыс. км - 0,63; для пробега в 18 тыс. км - 0,56; для пробега в 20 тыс. км - 0,50.

 

Общее число ра­бочих по­стов Показатель
Число

производственных

рабочих

Площадь

производствен­

но-складских

помещений

Площадь

административно­бытовых помеще­ний

Площадь

террито­

рии

Число комплексно обслуживаемых ав­томобилей в год
5 0,84 1,05 1,10 1,29 0,81
10 1,0 1,00 1,00 1,00 1,00
20 1,0 0,86 0,83 0,82 1,09
30 1,0 0,74 0,75 0,80 1,20
Таблица 49 - Коэффициент Кр для различных показателей в зависимости от
общего числа рабочих постов СТО

 

Коэффициент кк для различных климатических районов имеет следующие значения: умеренного - 1,00; умеренно теплого, умеренно теплого влажного, теплого влажного - 1,11; жаркого сухого, очень жаркого сухого - 0,91; умерен­но холодного - 0,91; холодного - 0,83 и очень холодного - 0,77.

Для дорожных СТО показатели в таблице не корректируются.

Площадь производственно-складских помещений с учетом площади сан­технических и энергетических помещений принимается с коэффициентом 1,18 для городских СТО и 1,30 для дорожных СТО.

Контрольные вопросы

  1. Кто входит в штатный состав СТО?
  2. Перечислите составляющие основных фондов предприятия.
  3. Что представляют собой вспомогательные средства производства?
  4. Какова периодичность замены картерной смазки двигателя?
  5. Приведите перечень технических жидкостей, предназначенных для легковых автомобилей.
  6. Как производится начисление заработной платы специалистов и произ­водственных рабочих?
  7. В чем разница между выражением «основные» и «оборотные» средст­ва?
  8. Разъясните сущность балансовой и чистой прибыли.
  9. Перечислите виды налогов, отчислений от балансовой прибыли пред­приятия.

 

Добавить комментарий

Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей

Як обрати професійний сервіс для нанесення захисної плівки?

Вибір професійного сервісу для нанесення захисної плівки на автомобіль – це ключовий етап у процесі захисту кузова від подряпин, ультрафіолетового випромінювання та інших пошкоджень. Правильно нанесена плівка може служити протягом …

Как качественное обслуживание автомобиля в TDS влияет на его надежность и эффективность

Каждый владелец авто знаком с этим неприятным ощущением, когда именно накануне важного путешествия автомобиль начинает себя непредсказуемо вести. К таким неприятным сюрпризам можно отнести низкое давление в топливной системе, потерю …

Автокріплення — надійні рішення для вашого автомобіля

Власники автомобілів знають, як важливо мати надійне та якісне автокріплення. Це не лише забезпечує безпеку під час поїздок, але й допомагає уникнути неприємних ситуацій на дорозі. В цій статті ми …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.