АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД В ПРОКАТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ТИРИСТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Электромашинные преобразователи частоты включают вращающиеся электрические машины, имеют механический метод управления частотой, громоздки в своем исполнении. Развитие силовой полупроводниковой техники привело к созданию регулируемых электроприводов переменного тока, получающих питание от статических преобразователей частоты.
В наеїояідеб время Для уйравлёнйя Двигателями пбременноґд тока находят применение тиристорные преобразователи частоты (ТПЧ) двух основных классов: преобразователи частоты с непосредственной связью и преобразователи частоты с промежуточной цепью постоянного тока [2]. ,
'На рис. 54, а приведена схема тиристорного преобразователя частоты с непосредственной связью. Каждая фаза двигателя полу
чает питание через трехфазную полностью управляемую мостовую схему тиристорных преобразователей..
В этой схеме при положительной волне выходного напряжения фазы ток. пропускает катодная группа моста, а при отрицательной - волне выходного напряжения ток пропускает анодная группа моста данной фазы тиристорного преобразователя. Частота выходного напряжения /2 определяется временем пропускания тока ;обеими. группами моста данной фазы (одині период выходного на^ .-пряжения). ..
На рис. 54, б приведена кривая выходного напряжения’для случая открывания тиристоров в точке естественного зажигания.
Таким образом, в тиристорных преобразователях частоты с непосредственной связью каждая полуволна выходного напряжения получается в результате выпрямления соответствующего числа полуволн напряжения сети, т. е. вторичная частота преобразователя должна быть ниже частоты сети. Изменение величины выходного напряжения обеспечивается соответствующим регулированием угла а, который определяет моменты открывания тиристора.
Рис. 55. Структурная схема статического преобразователя частоты с промежуточным звеном постоянного тока |
Считают,- что для сети 50 Гц верхний предел выходной частоты не должен превышать 20 Гц. Поэтому ТПЧ с непосредственной связью'находят применение для приводов со сравнительно тихоходными двигателями.
В момент переключения ТПЧ при работе с катодной группы на анодную и наоборот возможна одновременная работа двух вентилей этих групп, подключенных к разным. фазам сети. Это приводит к появлению уравнительных токов. Для ограничения этих токов в схему моста включены дроссели Др, которые одновременно сглаживают форму выходного напряжения.
К преимуществам рассмотренного типа тиристорных преобразователей частоты относят [2] высокий к. п. д. в результате однократного преобразования энергии и отсутствие принудительной коммутации.
Недостатками являются: снижение частоты выходного напряжения относительно, частоты питающего; большое число силовых тиристоров, сложность схемы фазового управления ими; невысокий коэффициент мощности.
Для привода высокоскоростных станов и механизмов в прокатном Производстве наибольшее применение могут получить ти- .ристорные преобразователи частоты с промежуточной цепью постоянного тока и с принудительной коммутацией.
Структура построения схем с такими преобразователями решает ’задачу аналогично схемам электромашинных преобразователей. частоты.
На рис. 55 представлена структурная схема статического преобразователя частоты с промежуточным звеном постоянного тока [2].
Преобразователь состоит из двух силовых элементов: управляемого статического выпрямителя УВ и управляемого статического инвертора И.
Входом УВ является питающее переменное напряжение неизменной величины иг и постоянной частоты /ь а выходом — регулируемое среднее выпрямленное напряжение Ud, которое подается на вход инвертора И. Выходом инвентора является переменное напряжение, регулируемое по частоте (f2 — var) и величине (U2 — var), для питания асинхронного двигателя. При инверторном режиме поток/электрической мощности переходит от источника постоянного тока в цепь переменного тока. Отдача или прием мощности зависят от того, совпадают ли по направлению э д. с. и ток в данном источнике или они направлены противоположно.
У В и И имеют свои системы управления (ФУ В и ФУ И), обеспечивающие раздельное регулирование напряжением и частотой. Этим обеспечивается требуемое соотношение между U и /, которое устанавливается узлом задания-скорости (ЗС). Такой ТПЧ-может работать в широком диапазоне частот и позволяет регулировать частоту как вверх, так и вниз от частоты питающей сети.
Верхний предел частоты ограничивается временем восстановления запирающего действия тиристоров и составляет сотни герц. Нижний предел частоты практически от нуля.
На рис. 56, а приведена схема тиристорного преобразователя частоты с промежуточной цепью постоянного тока.
Трехфазные ТП с принудительной коммутацией для питания двигателей переменной частотой имеют, как правило, промежуточную цепь постоянного тока (УВ) со сглаживающим LC-филь- тром (Ф) и инвертор (И), обведенные на схеме пунктиром.
УВ представляет собой полностью управляемую тиристорную мостовую схему, позволяющую изменять среднее выпрямленное напряжение Ud от 0 до Udii.
Инвертор И состоит из шести управляемых тиристоров ТІ—Тб и шести диодов Д1—Д6, включенных по трехфазной мостовой схеме, как показано на схеме.
Преобразование постоянного напряжения в трехфазное переменное осуществляется принудительной коммутацией тиристоров ТІ—Тб. Так как в тиристоре управляющий импульс может влиять только на начало протекания тока через Т, но не на его прерывание, то для прерывания тока в схемах с принудительной коммутацией служит коммутирующий конденсатор, разряжающийся через работающий Т в обратном направлении.
Получение переменного тока на выходе И достигается коммутацией тиристоров в определенной последовательности. На рис. 56, б приведены диаграммы, иллюстрирующие чередование, работы отдельных тиристорсуз в рассматриваемой мостовой схеме для каждой фазы статорной обмотки асинхронного двигателя.
Каждый тиристор пропускает полный ток в одну шестую часть периода выходной частоты. В эту часть периода два тиристора
другой группы пропускают по половине полного тока, при этом направление этих токов в соответствующих фазах асинхронного двигателя противоположно направлению полного тока в своей фазе.
. Последовательность открывания тиристоров на полный ток отвечает их нумерации на схеме. Когда полный ток пропускает 'тиристор 77 (анодная группа), то через фазу А двигателя проходит также полный ток от начала фазы к концу, а через фазы В и С и, следовательно, тиристоры Т2 и Тб (катодная группа) —
половинный ток в направлении от конца фазы к началу При этом фаза двигателя, пропускающая полный ток, принимает на себя s/3 напряжения источника питания Ud, а параллельно работающие другие фазы в данную часть периода принимают на себя по х/3 напряжения Ud. Через угол п/3 полностью открывается тиристор Т2 (фаза С), а параллельно работающие тиристоры Т1 и ТЗ пропускают половинный ток и т. д. Таким образом, к каждой фазе двигателя прикладывается ступенчатая форма выходного напряжения (см рис. 56, б)
Разность между прямоугольной и. основной гармонической напряжения воспринимают индуктивные элементы, входящие в цепь инвертора
Для поддержания баланса мощности в реактивных элементах нагрузки в схему включены диоды возвратного тока Д1—Д6 Диоды вступают в работу, когда мгновенные значения токов направлены противоположно мгновенным значениям напряжения и через диоды реактивная мощность двигателя возвращается к конденсатору С0.
Заметим, что величина напряжения на выходе инвертора регулируется изменением среднего выпрямленного напряжения УВ, а частота — изменением частоты отпирающих импульсов.