АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД В ПРОКАТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПО СИСТЕМЕ Г—Д
Система Г—Д обеспечивает большой диапазон и плавное регулирование скорости вращения двигателя независимого возбуждения и находит большое применение в прокатном производстве Схема системы Г—Д представлена на рис 32
Рис 32 Схема регулирования скорости вращения двигателя неза- висимохо возбуждения по системе Г—Д |
Рабочая машина РМ приводится в движение двигателем независимого возбуждения Д. Якорь двигателя Д получает питание от якоря генератора постоянного тока Г, приводимого во вращение синхронным (или асинхронным) двигателем СД Статорная обмотка СД получает питание от сети переменного тока, а обмотка возбуждения СД — от специального возбудителя ВСД Обмотки возбуждения ОВД двигателя Д и ОВГ генератора Г получают питание от независимого источника постоянного тока (на схеме от возбудителя В).
Из схемы видно, что связь между якорями генератора и двигателя только электрическая без каких-либо добавочных сопротивлений.
Ґ'енератор Г, синхронный двиґатель СД, возбудитель Ё и возбудитель синхронного двигателя ВСД имеют механическую связь между собой. Эти машины составляют мотор-генераторную установку и имеют постоянную скорость вращения, задаваемую синхронным двигателем СД. Ток, проходящий по обмотке возбуждения генератора, создает магнитный поток, и в обмотках вращающегося якоря наводится э. д. с. генератора Ег, величина которой может изменяться при помощи реостата Rr.
Величина магнитного потока двигателя Д может изменяться при помощи реостата Яд.
При закороченных реостатах (Rr = О и /?д = 0) магнитные потоки генератора и двигателя имеют номинальные величины (как
Рис. 33 Механические (а) и эксплуатационные (б) характеристики системы Г—Д |
правило, они же и максимальные). Уравнение электрического равновесия для якорной цепи системы-в установившемся режиме работы
^г. Н = ^£^*д. нп + Iя (*я. г + Я„. д)- (IIIЛ 1)
Отсюда уравнение естественной механической характеристики
(III.12) |
- п0н — А п. |
£Г. Н________ М (Rg. г Ч~ Яя. д)
к кЕкМФд н
П =
Система Г—Д обеспечивает получение искусственных механических характеристик с различной величиной скорости вращения идеального холостого хода двумя путями (рис. 33, а):
1) при неизменном и номинальном магнитном потоке двигателя* (Фд. н) и различных значениях э. д. с. генератора (Ет);
2) при неизменной величине номинальной э. д. с. генератора (£г н) и при различных ‘значениях магнитного потока двигателя №а>- ' ' '
Первая группа механических характеристик получается за счет изменения силы тока возбуждения генератора изменением сопротивления реостата Rr. Увеличение сопротивления реостата Rr приводит к снижению Ег, т. е. к уменьшению величины п0, и не влияет на величину перепада скорости Ап. Все искусственные характеристики лежат ниже естественной и параллельны ей. Регулирование напряжением (э. д. с.) генератора является регулированием вниз.
Учитывая, что величина /я (R„ г + Rn д) Ег, можно счи - ■ тать, что скорость двигателя изменяется пропорционально напряжению генератора. Так как поток двигателя при регулировании напряжением генератора остается постоянным, то регулирование напряжением позволяет сохранить номинальный момент
М = кмФи1и = Мн = const. (III. 13)
Диапазон регулирования напряжением определяется тем минимальным напряжением на двигателе, при котором оно мало отличается от /яЯя. д, и работа двигателя без специальных регуляторов еще является устойчивой. Опыт показывает, что устойчивая работа изменением напряжения при номинальном моменте на двигателе прокатного стана может быть получена без применения регуляторов скорости в пределах (8-т-10) : 1, т. е.
Способ регулирования напряжением плавный, так как регулирование производится в цепи небольшой мощности. При малых напряжениях генератора (малых значениях потоков возбуждения генератора) весьма заметное действие оказывает встречно действующая намагничивающая сила от токов секции якоря, находящихся в условиях коммутации (замкнутых накоротко щетками). Характеристика двигателя в этом случае более мягкая, что уменьшает величину диапазона регулирования. Для обеспечения устойчивой работы при малых скоростях генераторы в системах Г—Д для прокатных станов выполняют с компенсационными обмотками, при помощи которых компенсируется реакция якоря.
Механические характеристики второй группы (при неизменной э. д. с. генератора и различных потоках двигателя) получаются изменением сопротивления Яд. Эти характеристики аналогичны рассмотренным искусственным характеристикам двигателя независимого возбуждения при изменении Ф, т. е. регулирование происходит вверх при постоянной мощности. Регулирование плавное, экономичное с диапазоном (2-т-З) : 1.
Таким образом, система Г—Д обеспечивает плавное, экономичное и устойчивое регулирование скорости вниз и вверх как с постоянным номинальным моментом, так и с постоянной номи - налыюй, мощностью с общим диапазоном регулирования без применения регулирующих устройств knp — (164-30) : 1.
Изменения электрических величин и момента двигателя в системе Г—Д в функции скорости представлены на рис. 33, б.
Применение комбинированного способа регулирования скорости в системе Г—Д напряжением генератора и потоком двигателя отвечает технологическим требованиям прокатных станов, которые в большинстве случаев прокатывают разнообразные профили При этом крупные профили прокатывают при меньших скоростях и больших моментах, а малые профили — при высоких скоростях и малых моментах.
Схема позволяет получить на генераторе столь малую величину напряжения, которая при подключении неподвижного якоря двигателя обеспечивает прохождение в якорной цепи тока, меньшего максимально допустимого для двигателя. Поэтому в системе Г—Д пуск двигателя осуществляется плавным повышением напряжения генератора и исключается необходимость в пусковых реостатах. Этим обеспечивается экономичный пуск двигателя без добавочных потерь энергии в силовой цепи.
Изменение направления вращения двигателя в системе Г—Д осуществляют изменением направления тока возбуждения (магнитного потока) генератора при помощи включения ОВГ к шинам возбудителя В через систему мостиковых контактов В и Я. При этом полярность напряжения генератора меняется, что при постоянстве магнитного потока двигателя приводит к изменению направления вращения двигателя.
В системе Г—Д торможение двигателя Д (см. рис. 32) осуществляется при работе последнего в режиме генератора с отдачей энергии в сеть. В тормозном режиме э. д. с. двигателя больше э. д. с. генератора, что легко обеспечить соответствующим снижением э. д. с. генератора уменьшением тока возбуждения ОВГ. При этом в якорной цепи направление тока меняется, двигатель работает в тормозном генераторном режиме, а генератор работает в двигательном режиме и стремится увеличить скорость вращения преобразовательного агрегата. Угол 0 синхронного двигателя из отстающего становится опережающим, и синхронный двигатель отдает энергию в сеть. Механическая характеристика тормозного режима является продолжением механической характеристики двигательного режима. Непрерывное снижение напряжения генератора обеспечивает отдачу двигателем энергии в сеть вплоть до полной остановки. Если по условиям технологического процесса необходимы частые торможения (например, электропривод блюминга), то такое торможение обеспечивает значительный экономический эффект.
Легкость получения требуемых характеристик, экономичность при регулировании скорости вращения двигателя, высокий диапазон регулирования обеспечивают широкое применение этой системы в прокатном производстве.
К недостаткам системы относится значительная ее стоимость, вызванная наличием трех электрических машин, мощность каждой из которых примерно равна мощности приводного двигателя; большие габариты установки, высокие эксплуатационные расходы, низкий к. п. д. в случае применения ее для редко пускаемых в ход механизмов и большая инерционность обмотки возбуждения генератора, снижающая быстродействие системы
Поэтому в прокатном производстве все большее распространение получают системы регулирования скорости двигателя постоянного тока с использованием управляемых статических преобразователей, обладающих более высоким к п д и быстродействием, которые более просты и надежны в эксплуатации