АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД В ПРОКАТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ
В технической литературе термин «регулирование» применяется - в двух смыслах, имеющих прямо противоположные значения.
Под регулированием данной величины (например, скорости вращения) понимают: 1) принудительное ее изменение в соответствии с требованиями работы механизма; 2) поддержание заданной - ее величины на постоянном уровне (стабилизация скорости) при - наличии возмущений (например, изменение нагруаки в работе •механизма).
В данной главе под регулированием скорости вращения электроприводов будем понимать принудительное изменение ее величины в заданных пределах, определяемых требованиями техноло- -ги^еского процесса. При этом понятие регулирования скорости не следует смешивать с естественным изменением скорости электропривода, работающего на данной механической характеристике при изменении нагрузки на валу исполнительного механизма.
Регулирование скорости вращения электроприводов обусловливается разнообразными требованиями технологического процесса с целью увеличения производительности, улучшения качества продукции, обеспечения стабильности протекания процесса.
Регулирование скорости электропривода может быть произведено как механическим путем (изменением передаточного числа между валами двигателя и исполнительного механизма), так и электрическими способами. Электрические способы регулирования скорости электропривода имеют преимущества перед механическим по 'своим техническим и экономическим показателям - Поэтому в прокатном производстве преимущественное распространение находят электрические способы регулирования скорости вращения электроприводов. Скорость вращения электропривода можно регулировать изменением величины питающего напряжения или его частоты, введением добавочных сопротивлений в силовые цепи и цепи возбуждения, переключением обмоток и др. В результате двигатель начинает работать на новой, искусственной механической характеристике, и поэтому можно сказать, что регулирование скорости двигателя сводится к изменению его механической характеристики. Поэтому рассмотренные в главе II способы получения искусственных механических характеристик двигателей могут являться также и способами регулирования скорости вращения.
Основными показателями регулирования скорости вращения электроприводов являются.
1. Диапазон, или предел регулирования (/гпр), под которым понимают отношение максимальной скорости вращения (пгаах) к минимальной (rcmln), обеспечиваемой регулированием при работе механизма:
*пр = —• (ІП 1)
Пр nmln ' V '
Это отношение выражается обычно в числах, например 2 1,
10 : 1; 25 : 1 и т. д.
Применение замкнутых систем регулирования позволяет увеличить диапазон регулирования до knp = (100 — 500) . 1 и более.
2. Плавность регулирования, характеризуемая числом ступеней скоростей, которые возможно получить в заданном диапазоне регулирования. Чем больше фиксированных скоростей в заданном диапазоне регулирования, тем выше плавность регулирования. Плавность регулирования (кпл) можно характеризовать отношением скоростей вращения двигателя на двух соседних ступенях регулирования:
Чем ближе knn к единице, тем более плавное регулирование
3. Направление регулирования, т. е. изменение скорости привода относительно скорости при работе на естественной механической характеристике. Регулирование в направлении уменьшения скорости называют регулированием вниз, а в направлении увеличения — регулированием вверх.
4. Допустимая нагрузка при регулировании. Ряд механизмов требует регулирования скорости при постоянном моменте нагрузочного графика исполнительного механизма, другие — при постоянной мощности. Электродвигатель обладает наибольшим к. п. д. при полной загрузке. Поэтому желательно применять такой метод регулирования, при котором двигатель по возможности был бы полностью загружен-'при всех скоростях. Условием пол - лого использования двигателя при регулировании является загрузка двигателя на всех характеристиках номинальной величиной тока при длительном режиме работы.
5. Стабильность работы привода на требуемой скорости при произвольном изменении нагрузки. Стабильность характеризуется небольшими изменениями относительного значения скорости при
Изменении нагрузки. Этот показатель имеет важное значение для приводов с большим диапазоном регулирования при работе на малых скоростях.
6. Экономичность регулирования, которая определяется стоимостью создания системы регулирования с затратами на эксплуатацию. Важным показателем эксплуатационных затрат является величина потерь мощности в регулирующих устройствах, оцениваемых при помощи к. п. д.' регулирования (riper):
1W = рв +вдр » ^ (ІП. З)
где Ра — мощность на валу двигателя;
ДР — потери мощности при регулировании скорости.