АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД В ПРОКАТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
МЕХАНИЧЕСКАЯ И УГЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Как было показано, в синхронном Двигателе скорость вращения ротора равна синхронной скорости вращения статора и не зависит от нагрузки, т. е. механическая характеристика синхронного двигателя представляет прямую, параллельную оси абсцисс (абсолютно жесткая механическая характеристика, рис. 31, а). Однако такую характеристику двигатель имеет при нагрузке от нуля до определенного максимального значения Мтгх. При увеличении нагрузки больше Л4шах двигатель выходит из синхронизма. Для современных синхронных двигателей максимальный момент равен 250—350% от Мн. Для решения вопроса об устойчивой работе двигателя существенное значение имеет угловая характеристика, которая устанавливает зависимость момента двигателя от угла 0 Ш = /(9)1- Аналитическое выражение угловой характеристики
легко получить на основании упрощенной векторной диаграммы синхронного двигателя (см. рис 30, в) Так как при построении упрощенной векторной диаграммы принято = 0, то активная |
(11.96) (11.97) (II 98) (II 99) v...... (И 100) Это выражение является угловой характеристикой синхронного двигателя M = MmaxSin0. (11.101) На рис, 31, б приведена угловая характеристика для двигательного и генераторного режимов. Максимальный момент двигатель развивает при угле 0 = 90°. ЗУхфЕ0 |
Рис 31 Механическая (а) и угловая (б) характеристики синхронного двигателя мощности за'бираемая от сети, будет являться и электромагнитной мощностью, передаваемой ротору (Рг = Ра) Pl^Pa^ Зи1ф11ф COS ф 10-3 кВт. |
(II 102) |
При дальнейшем увеличении нагрузки растет угол 0, а момент двигателя снижается и двигатель выпадает из синхронизма. Из уравнения (11.102) видно, что максимальный момент синхронной машины пря>мо пропорционален напряжению сети £/1ф и э. д. с. Е0, т. е. току возбуждения двигателя. Увеличение тока воз- |
'Іф'іф' Из векторной диаграммы (см. рис. 30, в) /1фХ5 cos (f = Eq sm 0, откуда |
ЛфСов ф = |
Xs |
р р 3{/1ф£0 sin 6 | 1 3 Xs Электромагнитный момент синхронного двигателя Р а _____ Зб^ф Eq |
Ма = |
sin 0. |
М |
(ОпХя |
буждения повышает максимальный момент и наоборот. Этим свойством пользуются при работе привода на ударную нагрузку. В момент пиковой нагрузки (например, при захвате металла валками) повышают ток возбуждения (увеличением напряжения возбудителя), увеличивая тем самым Л1шах (Е0) и устойчивость двигателя.
Учитывая, что перегрузочная способность двигателя Я = _ Mmax _ Sin 90_ должна бЫТЬ не ниже 2—З, ЛЄГКО ОПрЄДЄЛИТЬ
угол 0Н*. sin 0Н = 0,5-7-0,33, а значит, 0Н = 30-т-20°.
Синхронные двигатели в прокатных цехах получили широкое распространение для привода нерегулируемых приводов черновой группы клетей непрерывных станов и для вращения мощных генераторов в системах Г—Д.
Из тормозных режимов работы в приводе с синхронным двигателем в основном применяют динамическое торможение. Для этого обмотки статора отключают от сети и замыкают на сопротивления В этом случае двигатель работает в режиме синхронного генератора р механические характеристики аналогичны характеристикам при динамическом торможении асинхронного двигателя.
Использовать генераторный режим синхронного двигателя с отдачей энергии в сеть для торможения не представляется возможным, так как такой режим возможен только при синхронной скорости вращения ротора.
Основным преимуществом синхронных двигателей является высокий cos ф, который может быть равен единице, а также может быть опережающим (примерно 0,8—0,9). В последнем случае двигатель будет отдавать^в сеть реактивную мощность и исправлять тем самым cos ф сети потребителя.
Улучшение COS ф легко понять из рассмотрения упрощенной векторной диаграммы (рис. 30, в). Если при той же нагрузке двигателя увеличивать ток возбуждения (перевозбуждать ма - Шину), то это приведет к росту Е0, и суммарный вектор 11фХ3 = е= U 1(ь — Е0 будет менять фазу относительно питающего напряжения £71ф. Можно обеспечить такое возбуждение двигателя, чтобы вектор /1фХ5 был перпендикулярен вектору t/ц,, тогда вектор тока /1ф будет совпадать с вектором [/іф, т. е. ф = 0 и cos ф = 1. Дальнейшее увеличение силы тока возбуждения (Е0) приводит к тому, что угол между £/1ф и /хфХ5 становится больше 90° и, следовательно, вектор тока /1ф будет опережать вектор £У1ф и угол ф будет отрицательным, т. е. двигатель будет отдавать реактивную энергию в сеть.
При данной полезной мощности двигателя Рх = 3£/1ф/1ф X X cos фЮ-3 ток /1ф, определяющий количество меди в двигателе, увеличивается с уменьшением cos ф, что приводит к увеличению размеров двигателя и его стоимости. Одновременно растет количество меди, размеры и стоимость генераторов, трансформаторов, аппа
ратуры и сети Поэтому электрические станции для потребителей устанавливают тариф на электроэнергию в зависимости от значения cos ф. Чем выше cos ф, тем ниже стоимость электроэнергии по тарифу.
Синхронные двигатели в качестве прокатных более надежны по сравнению с асинхронными Это обусловливается значительно большим (в 3—4 раза) воздушным зазором между статором и ротором, а также низким напряжением в роторе двигателя Малый зазор у асинхронного двигателя необходим для уменьшения намагничивающего тока и улучшения cos ф Кпд синхронного двигателя на 0,5—3% выше, чем у асинхронных двигателей той же мощности К достоинству синхронного двигателя следует также отнести простоту конструкции и надежность в эксплуатации
К числу недостатков электропривода с синхронным двигателем относится необходимость в постоянном токе для возбуждения двигателя и необходимость специальных пусковых обмоток для получения приемлемых пусковых характеристик
Синхронный двигатель развивает вращающий момент лишь при условии, когда ротор вращается синхронно с вращающимся магнитным полем статора. При неподвижном роторе вращающий момент отсутствует. Поэтому для разгона синхронного двигателя ротор последнего снабжается короткозамкнутой обмоткой, стержни которой закладываются в полюсные наконечники. Двигатель пускается в ход как асинхронный короткозамкнутый При достижении 95—98% синхронной скорости в обмотку возбуждения подается постоянный ток и ротор в результате взаимодействия магнитных потоков статора и ротора втягивается в синхронизм и продолжает работать, как синхронный. Так как при синхронной скорости пусковая короткозамкнутая обмотка не пересекает магнитных линий, то в ней не наводится э д с и по ней не протекает ток.
Пусковые механические характеристики асинхронного режима синхронного двигателя подобны х-арактеристикам короткозамкнутых двигателей. Подбором материала пусковой обмотки и формы стержней можно получить приемлемую пусковую характеристику. При пуске синхронного двигателя обмотка возбуждения отсоединяется от сети постоянного тока, однако оставлять ее разомкнутой нельзя, так э. д. с., наводимая в обмотке ротора, может достигнуть большой величины и может быть нарушена изоляция машины Поэтому на время пуска обмотку возбуждения замыкают на разрядное сопротивление, которое в 5—10 раз больше сопротивления обмотки возбуждения. Разрядное сопротивление включается в цепь обмотки до начала пуска и отключается после подачи возбуждения. В последнее время на металлургических заводах для упрощения операции пуска синхронных двигателей все шире внедряется пуск методом самосинхронизации с подключенным возбудителем (так называемый «глухой пуск») В этом случае обмотка возбуждения подключается наглухо к якорю возбудителя, который в процессе пуска сэмовозбуждается и обеспечивает втягивание двига - теля в синхронизм. Опыт показывает, что при статическом моменте сопротивления на валу двигателя Мс = (0,25-і-0,35) Мн обеспечивается нормальный пуск двигателя.
Процесс пуска синхронного двигателя автоматизирован и сводится к нажатию кнопки «Пуск» или к повороту рукоятки универсального переключателя.