АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД В ПРОКАТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ
по формуле рп N' |
60 |
Рис 11 Схема включения дои гателя независимого возбуж ден ия |
В двигателе независимого возбуждения питание якоря двигателя и обмотки возбуждения производится от независимых источников энергии U и (/в (рис 14) Якорь двигателя вращается в магнитном поле, создаваемом обмоткой возбуждения При этом в обмотке якоря наводится электродви - +
определяется и |
||
(И 1) |
■■ “щ Я )|- -------------- |
Ф = кЕФп В, |
где
р — число пар главных полюсов, п — скорость вращения якоря, об/мин,
N — число активных проводников обмотки якоря, а — число пар параллельных ветвей обмотки якоря,
двигателя, kE = |
Ф — полезный магнитный поток одного полюса, Вб, кЕ — конструктивная постоянная э д с
= рыта.
Если поток двигателя — величина постоянная, то Е = сЕп (сЕ — кЕФ — коэффициент э. д. с. двигателя, В/об/мин.).
Если Е выразить через функцию угловой скорости вращения, т, е. Е — кФсо, то конструктивная постоянная двигателя
2л а
Уравнение электрического равновесия якорной цепи двигателя
и = Е + ІяЯя + Ія^ = Е + Кя(ія+Т3*Ь-), (И.2)
где ' U — напряжение, приложенное к якорю двига
теля;
Е — э. д. с. двигателя;
/я — ток якоря;
Яя — сопротивление цепи якоря (включает сопротивления добавочных полюсов и компенсационной обмотки);
Ья — индуктивность якоря двигателя;
Тэ = LjRa — электромагнитная постоянная времени якоря. Индуктивность якоря электродвигателя можно приближенно определить по формуле [8]:
<"'3>
где ■ с — постоянная. Для компенсированных двигателей
с = 0,1 0,25 (меньшее значение для тихоход
ных двигателей); для некомпенсированных двигателей с — 0,6; ин, /н, пн — соответственно номинальные значения напряже - жения, тока и скорости вращения электродви: гателя.
В операторном виде уравнение электрического равновесия U^E + IMl + Tj*). (П-4)
При установившемся режиме работы двигателя
Мощность, потребляемая якорем электродвигателя из сети, кВт
РС = ШЯ 10'3. , (II.6)
Часть этой мощности расходуется на покрытие мощности потерь в сопротивлении обмотки якоря (ры) и сопротивлении щеточного контакта (рщ):
Р„ + РЩ = ЖЮ-3. (II.7)
Остальная часть потребляемой из сети мощности преобразовывается в электромагнитную мощность Р& двигателя
= Рс—(рн + рщ) = ([/-/я£я) /я 10—3 = £7Я10_3. (П.8)
Электромагнитную мощность можно гаже выразить через электромагнитный момент двигателя Ма (полный вращающий момент, развиваемый двигателем) и скорость вращения якоря:
Р. = М,«>10-= If. (119)
Отсюда электромагнитный момент двигателя, Н м
Подставляя в это уравнение значение Рл по формуле (II.8), получим
Ма = 1000^10-3 ф/я = кмф1я, (II И)
60
где км — конструктивная постоянная момента двигателя.
Если поток двигателя — величина потоянная, го
Ма — См1я Н-м, (11.13)
где см — кмФ — коэффициент момента двигателя, Н м/А. Разделив значение см на сЕ, получим
, -£— n
= -2ла..- =4р - = 9,55. (11.14)
СЕ kE pN 2я ’ v '
60 a
В случае, если э. д. с. двигателя выражается в функции угловой скорости вращения Е = &Фсо = сФ, то kE = k'M = k, Се = см = с-
Полезная механическая мощность Р, отдаваемая валом двигателя, меньше электромагнитной мощности Ра на величину мощности механичеоких потерь рмех (потери в подшипниках, вентиляторные, на трение щеток о коллектор) и мощности потерь в стали рст (потери на гистерезис и вихревые токи в сердечнике якоря и зубцах):
—(Риех + Рст)- (П.15)
Обычно потери в двигателе оценивают коэффициентом полезного действия, под которым понимают отношение полезной механической мощности Р к мощности, подводимой к двигателю:
П = -£-Ю0о/о. (11.16)
Полезный момент на валу двигателя М меньше электромагнитного Ма на величину момента потерь в подшипниках, венти-
37
ляционного и трения щеток о коллектор, т. е. потерь холостого хода Мх х
М = М, — Мхх. (II 17)
С некоторым приближением Мх х принимают величиной постоянной и легко определяют по паспортным данным Мх х = = Мад — Мн. Обычно считают, что Мх х ^ (0,03-ъ 0,05) Мн.
Условимся под моментом двигателя в'Дальнейшем понимать электромагнитный момент. При этом потери в двигателе будем относить к статическому моменту или пренебрегать этими потерями, т. е. будем считать, что М — Ма.
Значения постоянных коэффициентов сЕ и см для практических расчетов можно определять по каталожным данным двигателя, где даются номинальные значения Рн, UH, /н, ян, і]н. Тогда для номинального потока двигателя:
. Uh—/нЛя
Се н —
(11.18) |
Пн
смн = 9,55сЕ н.
В каталогах сопротивление /?я, как правило, не указывается и его приближенно определяют, считая для двигателя независимого возбуждения, что при /н половина всех потерь в двигателе приходится на потери в сопротивлении цепи якоря [91, т. е.
/S/?» ^ 0,5 (1 — Т|Н) £/„/*. (II 19)
откуда
#я ^ 0,5 (1 —г|н) ~~ = 0,5 (1 — г)н) RH Ом, (11.20)
Н
где = UJIH ~ номинальное сопротивление двигателя.