Асинхронные электроприводы с векторным управлением
Характеристики частотно-регулируемого привода с управлением по вектору главного потокосцепления двигателя
На рис. 2.17 приведена функциональная схема привода ТПЧ-АД. Система управления выполнена на микросхемах и собрана на двух типовых элементах: операционном усилителе и умножительном элементе.
Использовано два типа плат — одна с четырьмя операционными усилителями, а вторая с двумя умножительными элементами и с двумя операционными усилителями.
2.17, Функциональная схема привода ТПЧ-АД |
Привод содержит асинхронный двигатель АД, в расточке статора которого установлены датчики Холла типа ДХК-7, один — на магнитной оси фазы А (ось а) и второй — сдвинут на угол я/2 по направлению положительного вращения ротора машины.
Тиристорный преобразователь частоты ТПЧ У В имеет систему управления тиристорами инвертора, замененную на новую, подобную описанной выше. Датчик потока ДП включает в себя схему питания опорными токами датчиков Холла и выходные усилители датчиков Холла. Датчики тока статора используют встроенные в ТПЧ трансформаторы тока на низких частотах. Датчик напряжения выпрямителя выполнен по схеме модуляции— демодуляции. Тригонометрический анализатор ТАі фильтрует сигналы датчиков Холла и нормирует их по амплитуде, тем самым вычисляя направляющие косинусы вектора главнога потокосцепления машины. Вычислитель модуля главного потокосцепления ВМ выполнен на двух квадраторах (двухквадрант« ных умножителях) и суммирующем усилителе, который одновременно является и фильтром. Канал управления модулем главного потокосцепления одноконтурный и использует ПЙ-ре - гулятор РП с апериодическим фильтром ФП, компенсация пе* рекрестной связи производится приближенно по значений Lsp(i>ls2 при помощи одного умножителя в блоке компенсации э. д.с. КЕ.
Канал управления частотой вращения выполнен двухконтурным. Контур тока содержит ПИ-регулятор РТ и блок компенсации э. д.с. вращения pcol'P’ol—КЕ. Контур угловой скорости выполнен с пропорциональным регулятором PC. Выходные сигналы сумматоров Usi и Us2 поступают на входы преобразо* вателя координат ПК2, где преобразуются в сигналы перемен» ного тока:
й, = (Щ1 4- }U's2) exp j"/■ ^ (ОфО (т) dx
Выходные сигналы ПК2 поступают на входы контура управления напряжением управляемого выпрямителя УВ с регулятором напряжения PH и на входы тригонометрического анализатора ТА2, где фильтруются и нормируются по амплитуде. Затем сигналы двухфазной системы напряжений преобразуются в эквивалентные сигналы трехфазной системы при помощи преобразователя фаз ПФ2, которые поступают на распределитель импульсов РИ, где. выделяются зоны 2я/3 и стробы заполняются высокочастотной несущей.
Определяющим эту систему свойством является стабилизированное значение модуля главного потокосцепления двигателя | | = const. Система уравнений, описывающих установившиеся режимы привода, имеет вид:
&sRr I lTf I I krOsRr ks&rRs T I Gs&r T Г I ks&r TT Л.
rr~ I I H-------------------------------------- I si ------ ‘ Lmpms 2 T UsX = U,
Of СF С
jLr? sRr. r:_ksOrRs u __ фо і + ^_pa] ^ і _ -^LmpmIsi + -^-Us2= 0;
_ ^ +,,krRr /,! + 7#- 1 ^0 1 + — <V*2 + (2.64
Ls Lsm a
+ — (a>^o ~ po>) /s2 + JJfi - = 0;
0
- A±Mr /j2 _ ^o/si _ Ko _ p£0) /sl _
p - I ^Po I + - JT1 = 0-
Ls Ls
Неизвестными в системе являются /sl, со^о, UsX и Us2, переменные І Ф01, pet и Is2 заданы; pot — управляемая переменная;
Is2 задается моментом сопротивления:
/й = 2Мс/(Зр['Р0|).
Решение ЭТОЙ системы уравнений относительно UЛ, Us2
и In дает:
I _ |Фо1 I 1»о1 л/гіф°іу ~^-
Lm ^ 2Lar У 2Lar )
TJ Os ij n |tfl| 1 / n kr<Ss nj.
u«—s;i£Hr Ln + v*s ksorHr)lsl> v* = (*. - *r) /„■+ - fa K. - (*>) 1Ф. I-+
+ p®|Y0| + - g-LJBpffl/.r, (2.65)
Система имеет ограниченную перегрузочную способность, причем максимальный момент
Мтах = | р-ЩІ (2.66)
и он достигается при абсолютном скольжении рКр = Rr/Lar. При фиксированном модуле главного потокосцепления модуль тока статора оказывается меньше, чем при работе той же машины
61
hi тш |
J-s2 12ї /Цчт^и. |
№
ш=0 |
№0 мс
ИІІН
от сети. Квадрат модуля тока статора
О I т |
Из этого выражения видно, что квадрат модуля тока ста* тора | /j f растет медленнее, чем Is2, от | / jx. х = | ¥01JLm до
(2.68)
Представляет интерес значение модуля | | при | | = const
и /s2 = var:
|^|2=Щ1Г1 +л/і(2.69)
отсюда видно, что с ростом нагрузки модуль потокосцепления ротора уменьшается.
На рис. 2.18 приведены осциллограммы пусков привода и работы при набросе нагрузки.
Диапазон устойчивого управления угловой скоростью двигателя составляет 15—20 при регулировании частоты от 4 до 50 Гц и 80—100 в диапазоне частоты 4—200 Гц.
Применение преобразователей частоты с непосредственной связью позволяет расширить диапазон регулирования угловой скорости в сторону низких скоростей и несколько упростить схему управления. На рис. 2.19 приведена функциональная схе
ма привода на основе ТНПЧ. В качестве датчика потокосцепления ДЛ использованы измерительные обмотки ИО, сигналы с которых интегрируются при помощи операционных усилителей в режиме интегрирования. Система управления содержит только два койтура — контур управления модулем главного потокосцепления и контур управления угловой скоростью,
В контурах применены ПД-регуляторы с передаточными функциями вида H7p(s) = (7'is + l)/(f2s + 1), компенсирующее устройство КЕ осуществляет компенсацию только э. д. с. вращения ри|Ф0|. Преобразователь координат ПКі осуществляет пересчет управляющих сигналов напряжения статора в систему координат, связанную с ротором. Преобразователь фаз ПФ преобразует сигналы двухфазной системы напряжений в эквивалентные сигналы трехфазной системы, которые подаются на устройство формирования стробов УФС. В данной схеме ТНПЧ работает с общим углом отпирания, определяемым модулем напряжения статора. При использовании циклоконвертора динамические свойства привода можно существенно повысить. На рис. 2.20 приведены осциллограммы пусков, реверсов и работы на пониженной угловой скорости.