Асинхронные электроприводы с векторным управлением
Система частотного привода с управлением от ЭВМ по вектору потокосцепления статора двигателя
-м |
Применение микро-ЭВМ для векторного управления частотно-регулируемым приводом позволяет реализовать различные алгоритмы управления.
На рис. 5.6 представлена функциональная схема аналогоцифровой системы управления приводом ТПЧ-АД посредством ЭВМ по вектору потокосцепления статора двигателя. В схеме реализуются следующие алгоритмы управления амплитудой и частотой напряжения питающего двигатель:
[ Usm — ku (s) (Tsm — Wim); (0Уі = km (s) (®° — to) + (0°,
гд0 ku(s), fea(s) —передаточные функции по каналам управления амплитудой и частотой напряжения; ш° — заданная угловая скорость двигателя; — заданное потокосцепление двигателя. В данной схеме предварительная обработка информации координат двигателя возложена на интеграторы Иа, И$ и АЦП. Такая система обрабатывает входные аналоговые сигналы за 16 мкс и выходные за 10 мкс. Это время не входит в период времени выполнения основной программы. Во время ожидания, до конца преобразования, основная программа продолжает выполняться. В словах программа занимает около 250 двухбайтных слов резидентной памяти. После запуска программа начинает циклически опрашивать внешние адреса, которым соответствуют адреса преобразователей, датчика угловой скорости и значения заданных величин. Первыми вводятся данные о потоке и его производные через мультиплексор и интерфейс параллельного обмена. Вычисляются и co^s. Далее вводятся опять через мультиплексор и интерфейс параллельного обмена заданные величины и со0 и величина и в цифровой форме от датчика угловой скорости ДС. Вычисляются значения Usm и coc/s и через интерфейс параллельного обмена поступают в цифро-аналоговые преобразователи, которые воздействуют на тиристорный преобразователь частоты ТПЧ. Цикл повторяется с периодом 2,5 мс.
5.6. Аналого-цифровая система управления приводом ТПЧ-АД посредством ЭВМ по вектору магнитного потокосцепления статора двигателя |
В схеме рис. 5.6 использована микро-ЭВМ типа «Электрони - ка-бОМ», имеющая интерфейс «Общая шина»; преобразователи АЦП и ЦАП характеризуются временем преобразования: для ЦАП — 8 мкс и для АЦП — 10 мкс. Точность измерения угловой скорости двигателя не хуже 0,2 % во всем диапазоне регулирования скорости.
Сигналы с измерительных проводников ИКа и ИК$ пропорциональны производным потокосцеплений по осям (а, Р) и их необходимо проинтегрировать. Эта операция выполняется аналоговыми интеграторами Иа, И$ с компенсацией дрейфа нуля. Вычисляется модуль вектора потокосцепления статора Ч^т = = (Ч'іа + Ч'Ір)0,5, где Wsa и Ч^р — значения составляющих потокосцепления, находящиеся в регистрах АЦП. Вычисляется также частота вращения вектора потокосцепления статора %s —
= ('Р As ~ ?Л)Гр2«- г«е 'С и ^ ~ производные составляющих вектора потокосцепления, находящиеся в регистрах АЦП. Далее вычисляется рассогласование 4% — Ч^т, где Чг3 — заданное значение модуля потокосцепления статора, находящееся в одной из ячеек памяти и соответствующее номинальному потокосцеплению двигателя. Алгоритм управления напряжением реализуется по уравнению
где Us — управляющее воздействие по каналу напряжения ТПЧ; D(z)—цифровая корректирующая функция, которая представляет собой набор коэффициентов, рассчитанных заранее и помещенных в постоянную память ЭВМ, которые умножаются на соответствующие значения, вычисленные на текущем шаге и на предыдущих.
Так как система нелинейная, то каждой области значений угловой скорости ротора соответствует свой набор коэффициентов. Значение угловой скорости ротора снимается с цифрового датчика скорости ДС, который включает в себя фотоимпульсный датчик, представляющий собой диск с прорезями, с одной стороны которого установлены светоизлучающие диоды, а с другой — фотодиоды. Период следования импульсов заполняется генератором, который стабилизирован кварцевым резонатором. Так как измеряется период, то программно определяется угловая скорость ротора со = klT„, где k — масштабный коэффициент; Т„ — число импульсов, пропорциональное периоду. По вычисленной скорости определяется адрес первого и всех остальных коэффициентов для данной области. Вычисленное значение Us записывается в регистр ЦАП и в виде аналогового сигнала поступает на вход ТПЧ.
Сигнал задания по каналу скорости в соответствии с алгоритмом вычисляется по уравнению
®U. fc = al + kl (S) К “ ®*) + К (S) Ks, А-I - ®£/s, fc-l).
где fti(s)—передаточная функция цифрового ПИ-регулятора отработки рассогласования скорости; k2(s)—передаточная функция цифрового ПИ-регулятора фазового угла вектора напряжения относительно вектора потокосцепления; <в^ — заданное значение угловой скорости ротора на /z-м интервале; ю* — мгновенное значение скорости ротора на k-м интервале; *-і — значение частоты вращения вектора потокосцепления статора на (k— 1)-м интервале; a>us, k-1 — значение частоты вращения вектора напряжения на (k — 1)-м интервале.
Вычисленное значение соus записывается в регистр ЦАП и в виде аналогового сигнала поступает в ТПЧ. Дискретный характер работы преобразователя приводит к разрывному характеру функции co^s (t), и для формирования заданных значений по каналу значения и частоты напряжения вводится цифровая фильтрация, которая основана на ограничении приращения a^s между текущим значением и предыдущим, причем это ограничение является функцией ОТ CDus.
Особенностью микро-ЭВМ «Электроника-бОМ» является то, что в ней нет специальных команд ввода и вывода. Адресация к внешним устройствам такая же, как к ячейкам памяти. Таким образом, благодаря предложенному соединению АЦП и ЦАП с микро-ЭВМ, все операнды, находящиеся в регистрах внешних устройств, непосредственно участвуют в вычислениях.
С Начало'') |
VH-J& |
1-3—3—7 |
ТХ£_ |
17- |
w=k/T |
г-9 І---------------------- І <і>ф(п)=0іф(п-1)+Ш$ |
21 - t.-.-ZT Вычисление WUs |
С Конец ~) |
X |
Г5 у№чц-у5П
-б -*
Ъиг^%у%
... О і //..______ ♦ —
-ftf*»;-»», +w
[Запуск Всех АЦП [*~3апуск ЩП
г-19 —*—д—- Д0)=0) - ш
-20-
Выбор Aj, 7г+,7г5 по коду скорости
Г~А^яп |
г-» |
Выбор к] и к2 по коду скорости со |
5.7. Блок-схема программы ЭВМ для управления приводом ТПЧ-АД по вектору магнитного потокосцепления статора двигателя
Блок-схема вычислений в системе управления с микро-ЭВМ типа «Электроника-бОМ» приведена на рис. 5.7.
Сигналы магнитного потокосцепления двигателя Ч^а, Wsp, снимаемые с измерительных витков, и Ч*^, 'Fsp, вычисленные в интеграторах Иа, Ир, через блоки аналого-цифровых преобразователей (АЦП) поступают в ЭВМ и на первых операциях 1—6
используются для вычисления модуля магнитного потокосцепления статора двигателя |т? т|. Значение в ячейке «если» (операция 7) сравнивается с номинальным значением, с тем чтобы управление двигателем выполнялось при модуле потокосцепления, не превышающем его номинального значения.
Выдача из ЭВМ команд на запуск АЦП производится на операции 17. На операциях 8—9 вычисляется значение частоты вращения вектора магнитного потокосцепления двигателя co^,s. Затем на операции 14 выбираются коэффициенты регулятора модуля напряжения PH — ku k2; ПИ-регулятор здесь представляется следующей передаточной функцией:
На операции 11 воспроизводится задатчик интенсивности измерения скорости двигателя при отработке заданного уровня скорости. Для вычисления управляющего сигнала изменения скорости двигателя на операции 11 в ЭВМ вводится значение скорости со0 от блока задания скорости.
Далее на операции 17 от импульсного датчика скорости двигателя ДС вводится величина периода измерения скорости Т№ и вычисляется скорость двигателя к». Последующая операция 20 определяет выбор коэффициентов &з, &4 ПИ-регулятора скорости двигателя PC и къ П-регулятора фазы напряжения преобразования РФ.
На операции 23 кодовые сигналы управления Usm и частотой to us напряжения преобразователя через блоки цифро-аналоговых преобразователей (ЦАП) поступают в систему управления преобразователя ТПЧ. Таким образом, управление приводом осуществляется по командам из блока задания скорости. Выключение ЭВМ после остановки привода осуществляется командой «Конец».
Порядок вычислений в соответствии с указанным алгоритмом представлен блок-схемой на рис. 5.7 и выполняется последовательно:
съем кодов с АЦП составляющих потокосцепления и э. д. с. статора и вычисление ЧгікЛг*р, fsa, 'Pjp'Fja, ТадЧ^р — Ч^рЧ^а, TL = т? а + где W sa, — сигналы измерительных проводников; Ч'щ, Ч*^ — сигналы с интеграторов;
вычисление 4fsm=(4r? a + Ч'ір)0,5 осуществляется итеративным методом по алгоритму 4rsm/4f sm, п— Пр» (Т^пр + Т
sm, п— 0/2=
= ^sm. п> гДе п-1 ~ значение модуля потокосцепления ста - тора на предыдущем шаге вычислений; Ysm пр — первое приближение; так как частота прерываний много больше частоты изменения потока, то вполне достаточно одного приближения;
вычисление <йф5 производится ПО формуле С0^ = (^sa^sp *“ — >Psp4rsa)/^sm’ где “V ~ частота вращения вектора потокосцепления статора. Здесь осуществляется фильтрация (о^,, основанная
5.8. Переходные процессы пуска привода 1ПЧ-АД с управлением от ЭВМ по вектору магнитного потокосцепления статора двигателя |
на ограничении приращения Лю^: (o^n — re_i = Дм, ®ф„== = + Дю, где + Дм, если Дм < є; — Дсо, если — Дю > — е;
+ е, если Доз > е и — е, если — Дсо < — е;
код задания угловой скорости снимается с АЦП и организуется задатчик интенсивности моя = со0, п- + Дм, где -(-Дсо, если (®ол — ®о, я-і) > 0; — Д<о, если (©0„ — м0, n-i) < 0 и 0, если (щп — — ®о, n-i) = 0; Дсо — фиксированное число, определяющее темп нарастания (спадания) скорости; со0 — задание угловой скорости;
рассогласование по потоку ДЧ^т = Ч^т — Ч^т, где Ч^т ~ заданное потокосцепление статора (фиксированное число);
вычисляется co„,s (Ч^ — Ч^) = Хп; возможность пуска обеспечивается начальным заданием oa^s, занесенным в ячейку, отведенную ДЛЯ (Офз (постоянное число);
организация ПИ-регулятора производится по уравнениям: (Хп - Хп-.) = ЛУП = Yn_, + ДУ„; лYa - ku АХп + kvXa, где ki/ — сменный коэффициент пропорциональной части (/ — адрес, связанный с м); k2! — сменный коэффициент интегральной части;
вычисленное значение Yn подается через ЦАП в канал задания напряжения ТПЧ;
для управления каналом частоты вычисляется k/п — м, где k — масштабный коэффициент (постоянное число, зависящее от разрядности преобразователя скорость— код); п — код с преобразователя скорость — код; © — угловая скорость двигателя;
вычисляется Дсол = со о — о)п, где coo — заданное значение угловой скорости; после вычисления Дсоя выдается команда на запуск всех АЦП;
ПИ-регулятор по каналу частоты организуется по алгоритму, аналогичному алгоритму регулятора канала напряжения: ю№п= = къ (Дм„ — Д©„_!) 4" +A0J/2 + &5(M(j>s, n-l —%s. n-l) + WQ»
Полученный на ЭВМ результат вводится через ЦАП в канал управления частотой ТПЧ. Далее цикл повторяется.
Время выполнения одного цикла программы составляет две миллисекунды.
Электропривод по схеме рис. 5.6 был испытан на установке с двигателем мощностью 4,5 кВт. Привод показал хорошую стабильность и высокие динамические качества. На рис. 5.8 для примера приведена осциллограмма пуска. На осциллограммах видно, что угловая скорость нарастает с постоянным ускорением, а потокосцепление двигателя удерживается на постоянном заданном уровне.