Асинхронные электроприводы с векторным управлением
Особенности управления потокосцеплением асинхронного двигателя
(4.1) |
Асинхронный двигатель в системе регулирования может реализовать постоянство модуля потокосцепления статора. Рассмотрим уравнения статики для сопоставления некоторых характеристик двигателя:
S S ”1” г ^rtn S1H (0Е9 Ctr) Usm S1П Ctsy 1 s |
-~Г Чгт + ф - Vsm cos (as - ar) = 0;
I r If.
k
((0£/s Z(o) ~r sin (as ar) = 0.
* r
Из системы уравнений (4.1) следуют соотношения угловых величин для установившегося режима:
(4.2) |
*8 К - ar) = К К* - г®) = T>Uss’
Tr®Uss
Соотношение между потокосцеплениями
k
[l + (r>yss)2]
Электромагнитный момент
Mm =-jr Vr» sin (as - ar)
2 Ls
Мэм= «/- (4.5) |
Учитывая выражения (4.3) и (4.4), находим mzkskr T'r<j>!jss 2LS 1 + (rr®uss)
Обозначим yJ - = kM и as — ar — ys, тогда с учетом соот-
ношения (4.2) уравнение (4.5) примет вид
М т^гі—WL. (4.6)
эм м 1 + tg2 Уз sm
Уравнение (4.6) определяет угловую характеристику асинхронного двигателя (см. рис. 4.1). Следует подчеркнуть, что соотношения (4.5) и (4.6) справедливы только для режима стабилизации модуля потокосцепления статора: fm = const.
Пользуясь соотношениями (4.1), можно установить зависимость между напряжением и потокосцеплением статора:
П2 (1 - Mr + tg2 V,)2 + [ K*Us (1 + tg2 Vs) + Mr tg Vs]
sm~ [7l(l+tg2vs)r ' '
Для машин средней и большой мощности уравнение (4.7) может быть представлено выражением
Usm =
Если учесть уравнение (4.4), найдем уравнение электромагнитного момента для режима = const, т. е. режима стабилизации потокосцепления ротора:
М = — - fy - tg V W2 . (4.8)
эм 2 L ks
Очевидно, что максимальное значение электромагнитного момента будет иметь место при условии дМ ЭМ! d{igys) = о, т. е.
Мвм — Мам шах ПрИ tg — 1.
4.1. Угловые характеристики асинхронного двигателя |
T t ЧПГ f 'r |
4.2. Векторная диаграмма потокосцепления статора и ротора асинхронного двигателя |
;-^м(V,) "Р" ^Vm-const; 2-*WYs) "Ри ^m“const
Максимум электромагнитного момента в режиме 4<-sm = const имеет место при Vs = я/4, в то время как при = const с ростом угла момент увеличивается, теоретически, неограниченно.
Для оценки магнитного состояния машины в режимах 4fSm= = const и 4%m = const запишем два последних уравнения системы (4.1) в следующей форме:
[-р - + / (®tft — z®) j Wrm = - у - ^sm exp [/ (о*, — О*,)]. (4.9)
Пользуясь этим выражением, построим векторную диаграмму — рис. 4.2. Линия Ф, т = const — прямая, перпендикулярная оси абсцисс; линия 'Fsm = const — окружность с центром в начале координат. Из диаграммы видно, что с ростом скольжения в режиме Tsm = const потокосцєплєниє ротора уменьшается. Соотношение напряжений статора будет
=т-(1 + Ys)I/2-
usm*sm — соп. i; ks
Приведенная векторная диаграмма позволяет сделать количественные оценки потокосцеплений для конкретной машины. Очевидно, что для реализации режима Vrm = const точка, соответствующая номинальному режиму, должна лежать на ненасыщенном участке кривой намагничивания машины.
Для наилучшего использования габаритов машины более целесообразен режим 'Fsm = const.
будет при T'rG>u s= 1, т. е« |
Рассмотрим особенности характеристик машины в режиме
■■ const. Момент М9м = Мэмгаах
4.3. Векторная диаграмма э. д. с.
скольжение, соответствующее максимальному моменту в режиме Wsm = const зависит не только от параметров машины, но и от частоты питающего напряжения.
Формирование электромагнитного момента при задании вектора напряжения в форме (Usm, to us) можно оценить следующим образом:
Usm exp (jat) = j^psy¥sm + —gf— + IsmRs exp [/' (a/s — a*,)];
Ism ЄХР [/ (ctis Оф5)] = Isі - f - jlsi-
Система координат (/, 2) связана с вектором В установившемся режиме dWsm/dt = 0; /si — намагничивающая составляющая тока статора, определяет величину Ysm; Is2 — составляющая, определяющая величину электромагнитного момента.
Очевидно, с ростом нагрузки увеличивается составляющая тока hi, т. е. вычисленное для режима холостого хода значение as является наименьшим и с ростом нагрузки угол будет увеличиваться.
На рис. 4.3 показана векторная диаграмма, из которой видно, что изменения потокосцепления приводят к отклонениям as от установившегося значения. При fsm = const эти изменения вызываются только изменениями тока нагрузки.
Для машин средней и большей мощности из-за малости величины Rs изменения угла as при = const достаточно малы.
Сделанные оценки угла as позволяют преобразовать уравнение электромагнитного момента.
Положим
= [Usm (1 - Да.) - «Л,] Wsm, (4.10)
где as = я/2 — Ла5; sin as — — (1 — Да*).
В установившемся режиме
в переходном режиме
<v “ ®us + (4.11)
где cos = das/dt — —da, s/dt.
Уравнение (4.10) позволяет представить электромагнитный момент двигателя, работающего при = const, как сумму
СП. - - TJ т,., (4.12)
и зависящей от со«:
(4-13)
Уравнение (4.12) определяет вынужденную составляющую электромагнитного момента, задаваемую системой управления. Угол Даs определяется параметрами и нагрузкой двигателя:
tg Дк5 Д(Хд = IslRs/(®tys^sm А'2^>) •
Уравнение (4.13)І^щіределяет свободную составляющую электромагнитного момента, которая появляется только в переходных режимах. Для того чтобы ограничить влияние переходной составляющей момента, необходимо задавать частоту напряжения таким образом, чтобы &s(t) представляла собой ограниченную функцию высшего порядка малости по сравнению с со,|,$(0
ИЛИ G)us(t) .
Переходный процесс будет сопровождаться изменением угла нагрузки
^2
До, = Aas (0) — ^ cos dt.
t,
В соответствии с этим значением Aas устанавливается составляющая тока статора Is2, определяющая электромагнитный момент. Таким образом, на составляющую момента Мо влияют усредненные значения частоты cos, а на составляющую Мг — мгновенные значения частоты <os.
Из векторых диаграмм (рис. 4.3) следует, что наибольшие возмущения угла Aas вызывает нестабильность потокосцепления статора (величина dWsm/di). Задание угловой скорости ротора двигателя необходимо корректировать по одной из следующих переменных:
углу нагрузки Да5 (или а5);
мгновенному значению частоты вектора относительно Us
электромагнитному моменту Мэм;
составляющей тока статора /52-
Введение коррекции в канал задания частоты обеспечит необходимые ограничения функции соs(t). Для задания требуемого электромагнитного момента в переходном режиме в канал управления частотой необходимо вводить сигнал по одной из этих переменных таким образом, чтобы ее значение в переходном режиме поддерживалось на заданном уровне.
Интерес представляет уравнение электромагнитного момента, использующее доступные ДЛЯ измерения переменные Ті и Is.
При использовании уравнения равновесия э. д. с. статора электромагнитный момент может быть записан в следующей форме:
ttlZ
^эм == 2RS ^*sm “I- Usm «*)•
При Usm sin as = —US2 « —Usm( 1 — Acts) уравнение электромагнитного момента может быть представлено в виде
+V^»)
или
^эм == М0 “I - Ме;
= -^7(- US2 + ®Us¥sm) Чят. (4.14)
Связав систему координат (1, 2) с вектором потокосцепления статора, уравнения машины будут:
dt
Usm (1 — Aas) — <а^¥ат + I&R
S9
<4Л5>
{-& («V - г“) - + і
t
Aas == — J сasdt. о
С целью оценки составляющих момента в переходном режиме были рассчитаны на ЭВМ переходные процессы в асинхронном двигателе, при пуске и набросе нагрузки. Изменение частоты и амплитуды подводимого к двигателю напряжения осуществлялось по уравнениям:
Vsm = Vo + bu<»Us(V0sm-X¥sny>
<%s = Ю° + М®° — “)•
Начальные условия: t — 0; 4?Sm = ¥®n, = 1; a> = 0; ku — 200; kw — 1,5. Расчетные характеристики приведены на рис. 4.4. На характеристиках можно выделить следующие периоды в процессе формирования электромагнитного момента:
первый период — нарастает угол нагрузки as до значения, близкого к я/2, момент Мо равен нулю, переходная составляющая Ме носит колебательный характер; ротор двигателя неподвижен;
второй период начинается с t = 0,05 с и характеризуется нарастанием основного электромагнитного момента Мо. Двигатель
-• ■— |
4.4. Составляющие электромагнитного момента при разгоне двигателя в системе ТПЧ-АД |
начинает разгоняться. Среднее значение переходного электромагнитного момента близко к нулю, а затем Ме-*-0 и со« 0. Потокосцепление статора поддерживается на заданном уровне. Из этого анализа следует, что для более точного формирования
электромагнитного момента асинхронного двигателя при управлении по каналам задания напряжения и частоты необходимо учитывать мгновенные значения частоты вектора потокосцепления — или относительной частоты этого вектора — ш«.