Асинхронные электроприводы с векторным управлением
Микропроцессорная система частотного привода с управлением по вектору потокосцепления ротора двигателя
Микропроцессорная схема системы «Трансвектор» описана в работе [25]. В системе применена комбинированная аналоговая система идентификации составляющих потокосцепления, использующая измерительные обмотки или модель статора двигателя,
А. ^0 = 0, - Rjs - Las j - js. (5.6)
Измеряются мгновенные значения модуля вектора напряжения статора Us и вектора тока статора /s. Составляющие главного потокосцепления Ч^оа и получаются на выходе аналогового интегратора. Векторные преобразования, вычисления составляющих потокосцепления ротора (Ч^а и Wrp) и регуляторы каналов управления угловой скоростью и модулем потокосцепления ротора, а также сервисные программы связи с дисплеем возложены на два микропроцессора типа 8085.
Структурная схема системы представлена на рис. 5.3. На схеме штриховыми линиями ограничены функциональные блоки, реализованные на двух процессорах.
Црцвод снабжен двумя выявительными устройствами индикации составляющих вектора основного потокосцепления двигателя I'Foal и ІЧ'оиІ - Одно устройство содержит измерительные обмотки на двигателе wa и дар, а второе вычисляет в блоке статора двигателя БАД э. д. с. по напряжению и току статора двигателя. Электродвижущие силы Ёа, переключателем Ki подаются на интегратор Ина выходе которого получаются сиг-
5.3. Структурная схема микропроцессорной системы векторного управления частотно-регулируемым приводом по вектору потокосцепления ротора двигателя |
налы основного потокосцепления двигателя Та, Фр. Эти сигналы ключом Кі подаются в процессор УП& Кроме того, в этот процессор подаются также сигналы тока двигателя /а, /р.
В процессоре УП2 в ячейке блока БСК выделяются сигналы направляющих косинуса, синуса (cos ф, sin ф) и модуля намагничивающего тока двигателя imR.
В процессоре УП2 производится также пересчет составляющих вектора тока /5 неподвижной системы координат (а, Р) в составляющие вращающейся системы координат (d, q), связанной с ротором:
hat ~* Isdlsq-
Производится также пересчет составляющих вектора управляющего напряжения, поступающего на вход ТПЧ из вращающейся системы координат (d, q) в неподвижную (а, р):
Usdt USq >• Usa, Us^.
В процессоре УП реализуется система векторного управления частотно-регулируемым приводом. Эта система содержит два канала управления — магнитным потокосцеплением и угловой скоростью двигателя. В канале управления магнитного потокосцепления имеется интегратор уровня возбуждения двигателя ИТ3 и далее два контура регулирования — магнитного потокосцепления с регулятором РП и регулирования тока возбуждения о регулятором РТа - В канале управления электромагнитным моментом двигателя имеется контур регулирования скорости двигателя с регулятором PC и контур регулирования момента двигателя с регулятором РМ. Для компенсации э. д. с. двигателя в контуре регулирования введен блок БК.
Все регуляторы реализуют настройки по условиям технического оптимума.
Цикл первого микропроцессора включает в себя вычисления программ регуляторов пяти контуров управления: контура регулирования момента РМ и продольного тока PTd, селектор программ с контурами регулирования скорости двигателя PC, магнитного потокосцепления двигателя РП и интегратор коррекции задаваемого значения тока намагничивания ИТ3.
Цикл второго микропроцессора включает в себя векторный анализ составляющих тока двигателя iSd, isg, а также ввод и преобразование аналоговых сигналов из системы координат (d, q) в систему (а, 3). Кроме того, этот процессор выполняет преобразование цифровых сигналов UA, CJB, Ur. в аналоговые.
Общий цикл процессоров составляет 1 мкс, синхронизация циклов производится внешним синхронизатором. На рис. 5.4 приведена блок-схема вычислительного процесса системы управления с указанием приблизительного времени выполнения операций.
Система использует 5,3 Кбайт памяти, причем 2 Кбайт использованы для хранения таблиц тригонометрических функций
5.4. Блок-схема вычислительного процесса управления приводом |
sin ф и cos ф. Это необходимо для обеспечения удовлетворительного быстродействия системы.
Для реализации ПИ-регуляторов применяется соотношение
Yl = kk[Xk + (t/T)£xt]
—00
или
Yl = Yt 1 + kk Ідх? + (М/Т) X?], (5.7)
где У? — выход k-то ПИ-регулятора; X* — вход ft-го ПИ-регулятора; ДXi —х} — X*-i; Т — константа цикла управления; Д/ — шаг вычислений; kk — общий коэффициент усиления ПИ-регулятора.
Таким образом, на один шаг вычислений необходимо три операции сложения и две — умножения.
В системе предусмотрен контур ослабления поля на базе интегратора ИТ* с ограничением по максимуму. В случае превышения модулем |t? s| значения | t/o | интегратор выходит из состояния насыщения и, соответственно, снижается заданное значение imR. Кроме ТОГО, при Текущем ЗНЗЧЄНИИ imR ЭВТОМЭТИЧеСКИ изменяется значение задаваемого момента.
На рис. 5.5 приведены осциллограммы экспериментального исследования частотно-регулируемого привода мощностью 7,5 кВт с процессорным управлением по схеме рис. 5.3. Как видно, при реверсе привод работает с заданным постоянным уско*
5 5. Осциллограммы переходных процессов в приводе ТПЧ-АД с микропроцессорным управлением по вектору магнитного потокосцепления ротора
(00 мс ьт. к |
■ ~Ъ, |
рением изменения угловой скорости, при перерегулировании не превышающем 5%. Ток намагничивания поддерживается на постоянном уровне.