Асинхронные электроприводы с векторным управлением
Контур регулирования модулем вектора главного потокосцепления асинхронного двигателя
Структурная схема канала управления модулем главного потокосцепления представлена на рис. 2.2. Влияние составляющей тока статора вводится в виде сигналов:
<?i = — рш/,2 + 0„,o/s2;
e2 = ^LmpmIs2. (2.10)
Оценим долю этих сигналов в сигнале составляющей напряжения статора Us в установившемся режиме:
I gg I________________________ LgsPdy I I,
ЯціцІ Us, I I Us, I ’
I ei 1 _ (I'm k I na1 (2.11)
aui I Usl I ~ * Air/*®) T^sTT'
Из выражений (2.11) видно, что эти составляющие пропорциональны рассеяниям на обмотке статора и ротора и составляют 2—4 % модуля напряжения статора.
Линейная часть канала управления модулем главного потокосцепления Определяет динамику модуля главного потокосцеїЬ ления и составляющей тока статора /«і. Передаточные функций относительно составляющей напряжения Us имеют вид
rn +
a2s2 + a, s + 1 ’
I'l’olW— a2s2 + a, s + 1
где T{F =3“ Lr/Rr‘, Ttyp = LaslRr) й-і== {LsLr)l{aRsRrY, Qi= (Lr/Rr ~b ~~LS/R3)/<J‘, L, gs = osL, s L>ar = orLr.
Корни характеристического полинома вещественные —
оЩЩ- l'l' |
1 / Rs. Rr . /1 ( Rs, Rr V
-*s г |
»'■*—I (тг+тг)±л/т (.<■ + ?)
Один из корней весьма мал — а второй близок к — (Rs/L's + Rr/L'r):
4 |
/ |
||
K. |
r — |
7iS+1 |
Us1 |
% |
|||
1 |
|||
J |
T^S+1 |
Цф |
Tst |
2.2. Структурная схема канала управления модулем главного потокосцепления
двигателя
Постоянная времени, соответствующая минимальному корню, существенно больше 7V:
2 or |
Г, Rr (L'r/Rr + L's/Rs) Lr + Ls(Rr/Rs)
o. Lq s s |
(2.13)
Поэтому простейшим решением при выборе структуры регулятора является применение пропорционального регулятора, так как практически в контуре имеется одна постоянная времени 7V Заметим, что второй корень определяет постоянную времени, близкую к значению 7V:
Т 2 oRr
1. |
(2.14)
V asLs(Rs/Ls+ Rr/Lr)
Сравнение постоянной времени форсирующего звена состав - ляющей тока /si дает
TJTn ~ 2; T2/TiF ~ ст/2.
Отсюда видим, что полоса пропускания для составляющей fst определяется малой постоянной времени Т2 и не менее чем на порядок больше полосы пропускания для модуля главного потокосцепления.
Для оценки влияния перекрестных связей с каналом управления угловой скоростью ротора приведем входные сигналы е и е2 в соответствие с выходными сигналами эквивалентных авеньев и получим
a2s2 + ats + 1
(2.15a) |
bV0(s)- |
■(Lmpa>Is2) (s)- 0^2) (s)- |
(2.156) |
a2s2 + ats + 1 (LgrlRr) [(Lqs/Rs) s + 1] a2s2 + a, s + 1 (LorIRr) [1 - (krosRr)/(ksorRs)] |
Rs (Lor/Rr) s {LmP®ls2) (s); |
Oi S2 + CliS + 1 |
U+1 |
^т. п |
%(s) |
т&*1 |
(pciils2)(s) |
SL |
ts) |
wyls? |
(%y(s> IVU(s) |
K^S+1) |
-a |
T«is+1 |
'O. Cf — |
2.3. Структурная схема прямой компенсации перекрестных связей двигателя Влияние перекрестных связей в канале управления угловой скоростью на переменные Is и ) 'Ф’о | является существенным на больших угловых скоростях. Влияние мгновенной частоты вращения поля зазора сог|>0 невелико, для составляющей Is это влияние эквивалентно э. д.с. рассеяния статора, а для [Ч^І мало, так как коэффициент (1 — k, asRr) / (ksorRs) близок к нулю. В системе векторного управления имеются сигналы, пропорциональные Is2, рч> и (Офо, и подавить влияние перекрестной связи можно, применив прямую компенсацию, сигнал которой вводится на вход выходного сумматора (рис. 2.3). Составляющая компенсирующего напряжения Usi к определяется передаточной функцией компенсирующей связи TPki(s) и передаточной функцией тиристорного преобразователя: WJ. n(s) = kr. J(T]1s+iy, uslк(s) = - r*;jTwKl(s)(LmPo>is2)(S). {2Л6) Выходной сигнал канала регулирования модуля главного |
потокосцепления e|tfol(s) = [-^ X |
fe* 1 Т. П I + 1 J |
(LJRs)s+ 1 |
Тц* - J- 1 I ^Kl ^ ^ (Lmpa>Is2) (s), (2.17) |
a2s2 - f - a, s -(- 1 (LJRs)(T*s + l) |
a2s2 + a, s + 1 r^e K. n ^ K. ifeo. C. T^O. c. c' Полагая (s) — kK (7Vs + IH^kiS + 1) и выбирая kK = = a TK, = (Ls/Rs)[(aLrRs)/(osLsRr)-], получим a2s2 + a, s + 1 (LmPtalsd (S), (2.18) |
ei^oKs) где b = ( asRrLs ~ 1) RrRs R. |
Таким образом, влияние перекрестной связи может быть доведено до весьма малой величины применением фильтра. Аналогично можно выбрать и параметры фильтра для компенсации ВЛИЯНИЯ Э. Д. с. Lm4>p)Is2-
Для получения астатизма в контуре главного потокосцепления применим ПИ-регулятор с передаточной функцией
Wrp*(s) = (7,„s+l)/(rHs), (2.19)
где Тп = Ті — большая постоянная времени канала модуля потокосцепления; T„ = 2TilkT. nk0.c..n{Lm/Rs). Настройки обеспечивают получение технического оптимума при условии, что вторая постоянная времени Т2 « T$f - Точная передаточная функция имеет вид
117 k°- с - п (^Fs *)____________________ in_ nnv
*U (27-2s2 + 2V)(r2S+l) + (r^S+l) '
при T2 = T$E получается технический оптимум.
Применение ПИ-регулятора приводит к дополнительному подавлению помехи.
Значение помехи, соотнесенное с сигналом на выходе контура регулирования, при наличии прямой компенсации и ПИ - регулятора
2Т Ь (Т s + П s3
61 ^1 <s)- (s)- <2-21>
Отношение передаточных функций (2.12) и (2.9)
в |*о |(«) 2у(у + 1)
|*0|(s) 2Г*52 +27^+1
показывает, что совместное применение прямой компенсации и ПИ-регулятора в канале управления модулем главного потокосцепления позволяет сделать этот канал независимым от нагрузки и значения угловой скорости ротора. Заметим, что перекрестное влияние рассматривалось как возмущение, поэтому применение линейной теории дает совершенно точные результаты.
Чрезвычайно важным, имеющим решающее значение требованием является точное фазирование сигналов, пропорциональных направляющим косинусам вектора главного потокосцепления, с истинным положением волны магнитного поля в зазоре. Ошибка в определении истинного положения волны магнитного
поля, равная 5—10°, приводит, как показывают экспериментальные исследования, к резкому ухудшению качества регулирования и появлению автоколебаний.
Существо вопроса состоит в том, что при наличии рассогласования системы координат, используемой в системе управления, и истинной, появляется сильная связь между каналами управления и дополнительные связи внутри каналов.
На рис. 2.4, а приведена векторная диаграмма, поясняющая влияние неточности определения опорной системы координат (/', 2'). Угол ошибки в определении истинной системы координат (1, 2) обозначен 6л, тогда векторы Os и 7S в этих системах координат будут представимы в виде
Usu, ?) = | I exp (ІЦц^У, v's(t,2} = °s exp [/Кф + бт])]; (222)
^u.2) = |4|ex
^(/.г) = К5|ехР[ДЧм> + бті)]
(символом со штрихом обозначен сигнал, поступающий в систему управления).
Сигналы обратной связи по истинный значениям вектора определяются равенствами:
hu, 2) = /.(/, 2) еХР б1!)’
Kl = 7*1 C0S бТ1 ~ [S2 Sin 6т1 ~ hi ~ h?. бТ1‘* (2>23)
4 = hi Sin 6Т1 + !s2 C0S бТ1 ~ hi 6Т1 + hr
Из формул видно, что сигналы обратных связей контуров содержат линейные комбинации истинных значений составляющих вектора тока статора.
Выходные сигналы системы управления U'sl и U's2 в истинной системе координат определяют составляющие вектора напряжения статора:
(2.24) |
ил = илcos бті + u's2sin бті~ ил + ил бп; U* = ~ Usi sin + U* cos бі1 ~ ~ и'.х бт1 + U'sr
Таким образом, выходные сигналы системы управления воздействуют перекрестным образом. Структурная схема системы при наличии ошибки по углу в определении опорной системы координат приведена на рис. 2.4,6. В канале регулирования модуля главного потокосцепления в цепи компенсации возникает сигнал обратной связи по составляющей тока/sl, зависящий
от угловой скорости ротора, проходящий через корректирующий фильтр 1^ki(s) с коэффициентом усиления, пропорциональным ошибке по фазе бт]. Составляющая напряжения статора Usi содержит сигнал, пропорциональный управляющему напряжению —US2, с коэффициентом усиления 6т). Так как для машины нормального исполнения i/si/t/s2 = 0,060,1, то при 6г] « 0,1 сигналы С/,1 и t/s2 бг] практически равны по значению
и система управления полностью расстраивает» ся. Ниже будут рассмотрены средства борьбы с подобного рода возмущениями, однако радикальным решением является использование датчиков Холла, обеспечивающих прямое измерение составляющих вектора главного потокосцепления, и тригонометрических анализаторов, нормирующих эти сигналы по амплитуде и обеспечивающих синусоидальность сигналов направляющих косинусов с ошибками по фазе, не превышающими 1°.
2.4. Векторная диаграмма (а) и структурная схема привода ТПЧ-АД при учете ошибки угла опорной системы координат |