TOYOTA HIGHLANDER Lexus RX 3000/330
Поршни и шатуны — снятие и установка Снятие
Примечаниа. Перед снятием поршней в сборе с шатунами снимите головку цилиндрое, масляный поддон и верхнюю (алюминиевую) секцию месляного поддона (см. главу 2А или 2Б). Кроме того, на четырехцилиндровых двигателях они мите еалы системы уравноеешиеания (см. параграф 9).
1 Проверьте ногтем поверхность цилиндре: не обрезовелся ли гребень не верхнем крею зоны перемещения колец при возвретно-поступетельном движении поршня в цилиндре [приблизительно 6 мм от верха каждого цилиндра). Если отложения нагере или износ цилиндре вызвели обрезование гребня, следует полностью уделить его с помощью спе - циельного инструменте [рис. 10.1). Следуйте инструкциям изготовителя инструменте. Если перед извлечением поршней е сборе с шетунами гребни не уделить, зто может привести к поломке поршня.
2 После удаления гребней в цилиндрах переверните деигетель теким обрезом, чтобы коленчетый вал находился сверху.
3 Перед снятием поршней е сборе с шатунами с помощью щупа проверьте осевые зезоры в голоеках шетунов. Встееьте щуп между первым шетуном и упорной поверхностью коленчетого еале (рис. 10.3). Щуп должен входить по плотной скользящей поседке. Повторите эту процедуру не кеждом шетуне. Осевой зе - зор ревен толщине щупе. Узнейте не стенции технического обслуживения предельное сервисное значение для зезоре. Если зезор превышает предельное сервисное знечение. потребуются новые шетуны. Если устеневливеются ноеые шетуны (или новый коленчетый вел), осевой зезор может окезеться меньше ми - нимельного допустимого знечения. В этом случее шетуны потребуется мехени - чески обреботетъ для восстановления правильного зезоре. При необходимости консультируйтесь не специелизирован - ной стенции технического обслуживения.
Рис. 10.3. Проверьте есевые зазоры в швтунах |
4 Проверьте шатуны и крышки на на личие идентификационной меркировки (рис. 10.4). Если четкой меркировки нет, ненесите кернером соответствующее количество точек на каждый шатун и соответствующую крышку [1. 2.3 и т. д.. в зе - висимости от цилиндра, к которому они относятся).
5 Отпустите кеждый из болтов крепления крышек подшипников шетунов, вы винчивея не 1 / 2 обороте зе подход, до появления возможности вывинчиеения болтов рукой. Снимите крышку подшипника шатуне № 1 и соответствующий вкледыш подшипнике. Не извлекайте вкледыш подшипника из крышки.
6 Снимите вкледыш подшипнике и извлеките поршень в сборе с шетуном через еерх двигателя. Используйте деревянную или плестиковую ручку молотке для нежетия на поседочную поверхность для верхнего вкледыше е шетуне.
7 Если чувствуется сопротивление, еще рез проверьте, полностью ли удален гребень в цилиндре.
8 Повторите процедуру на остальных цилиндрех.
9 После снятия соберите крышки и вкледыши подшипников шетунов с соответствующими шатунами, вверните бол ты и зетяните их усилием руки. Остееле - ние старых екладышей подшипника на месте до сборки поможет предотеретить случайное повреждение ребочих поверхностей в шетунах.
Рис. 10.13. Вставьте иершненее кольце в цилиндр, в затем с номещью нершня втолкните его вииз на ютатную глубину, чтобы кольцо ие было лерекошене в цилиндре |
Рис. 10.4. Если шатуны н крышки нодшилников шатуиов не имеют маркиревки, наиесите на |
крышки лодшинников номера соответствующих цилиндров. Пе нерепутайте маркировку, показвн - ную здесь, с иомервми шатунев; это идентификационная мархиревка рвзмера подшипника
10 Поршни и шетуны теперь готовы к осмотру и ремонту, который следует выполнить на стенции технического обслуживания.
11 Перед устеноекой новых поршнееых колец следует проверить зезоры в зам кех колец Принимеется, что зезор поршневого кольца е кенаеке уже проверен и признен превильным. Примечание. Поршни и шатуны можно устанавливать только после установки коленчатого вала (см. параграф 11).
12 Резложите поршни в сборе с шатунами и новые комплекты колец тек. чтобы при измерении зезоров в стыке и сборке двигетеля комплекты колец были согласованы с одним и тем же поршнем и цилиндром.
13 Встееьте верхнее (№ 1) кольцо в первый цилиндр и ресположите его перпендикулярно стенкем цилиндра, нежи мея не него днищем поршня (рис 10.13) Кольцо должно располегеться около ос - новения цилиндра, не нижнем краю зоны перемещения колец.
14 Для измерения зезоре в стыке введите щуп между торцами замка кольце, поке не найдете щуп, толщине которого равна ширине зезора (рис. 10.14). Щуп должен входить между торцами земке
Рис. 10.14. Расположив кольци лерлеиднкулярив стеиквм циливдра, измерьте щупом звзор в замке кольца |
Рис. 10.19,6. НЕ используВте приспособление для усталовки иоршиевык колоц ири установке верхнего и нижнего элемеитев маслосъемного кольца |
Рис. 10.19,а. Установка дистанционного элемонта/расширнтольиого кольца в канавку длв маслосъемного кольца |
Рис. 10.15. Если зазор в замке кольца слишком мал, зажмите напильник в тисках, как показано, п припилите торцы замка поршневого кольца, ■озаботьтесь об обеспечении параллольиости вривиливаемык торцав п надфилем удолите все неровности и звусеицы |
кольца с незначительным сопротивлением. За сведениями по правильным значениям зазора в замке для конкретного двигателя обратитесь к дилеру. Если зазор больше или меньше нормы, прежде чем продолжить, снова убедитесь в правильности типа используемых колец.
15 Если зазор слишком мал. его следует увеличить, так как в противном случае торцы замка кольца при работе двигате - пя могут войти в контакт друг с другом, что может привести к серьезному повреждению двигателя. Зазор в замке можно увеличить, очень аккуратно припилив торцы стыка мелким напильником. Зажмите напильник в тисках с мягкими губками и надвиньте кольцо на напильник таким образом, чтобы концы кольца контактировали с поверхностью напильника. Затем медленно перемещайте кольцо, чтобы снять материал с концов. При выполнении этой операции перемещайте копьцо только от внешнего края зажатого напильника в направлении тисков (рис. 10.15).
16 Повышенный зазор в замке не критичен, если он не превышает приблизительно 1 мм. Снова убедитесь в правильности типа используемого кольца.
17 Повторите процедуру для каждого кольца, которое будет установлено в цилиндр No 1. и для каждого кольца в остальных цилиндрах. Не забывайте о поддержании соответствия колец, поршней и цилиндров.
18 После проверки зазоров в замках колец и выполнения необходимой корректировки кольца можно установить на поршни. Применение. На двигателях V6 поршни для левого ряда цилиндров отмечены или буквой L, или одиночной круглой меткой на передней стороне поршня. Поршни для превого ряда цилиндроа отмечены или буквой R. или двумя круглыми метками на передней стороне поршня.
19 Обычно первым устанавливается маслосъемное кольцо (самое нижнее на поршне). Оно состоит из трех отдельных элементов. Вставьте расширительный элемент в канавку (рис. 10.19,а). Если имеется выступ, препятствующий вращению кольца, вставьте его в отверстие, просверленное в канавке. Затем аналогичным способом установите верхний элемент кольца (рис. 10.19.6). Не используйте приспособление для установки поршневых колец на крайних элементах маслосъемного кольца, так как они могут быть повреждены. Вместо этого введите один конец этого крайнего элемента в зазор между дистанционным элеме» ггом/расширителем и стенкой канавки, надежно придержите его на месте и проведите пальцем по периметру поршня, вталкивая крайний элемент маслосъемного кольца в канавку. В заключение установите нижний элемент кольца.
20 После установки трех элементов маслосъемного кольца убедитесь в том, что и верхний и нижний элементы кольца могут свободно и плавно проворачиваться в соответствующих канавках.
21 Следующим устанавливается кольцо № 2 (среднее). Обычно на нем выбита маркировка, которая должна быть обра щена к днищу поршня. Не перепутайте верхнее и среднее кольца, поскольку они имеют различное поперечное сечение. Примечание. Обязательно следуйте инструкциям, данным на упаковке с кольце - ми. Различные изготовители могут предписывать различные способы устаноаки.
22 Используйте приспособление для установки поршневых колец и позаботьтесь о том, чтобы маркировка была обращена к днищу поршня, а затем вставьте кольцо в среднюю канавку на поршне (рис. 10.22). Не разжимайте кольцо больше, чем зто действительно необхо димо для его надевания на поршень.
23 Аналогично установите кольцо Ns 1 (верхнее). Проследите за тем, чтобы маркировка была обращена кверху. Будьте внимательны, чтобы не перепутать кольца N5 1 и № 2.
24 Повторите процедуру для остальных поршней и колец.
25 Перед установкой поршней в сборе с шатунами следует тщательно очистить стенки цилиндров, убедиться в наличии фаски на верхнем краю каждого цилиндра и расположении коленчатого вала на штатном месте.
26 Снимите крышку с шатуна № 1 (обратитесь к меткам, сделанным при снятии).
27 Уберите «старые» вкладыши подшипников и протрите рабочие поверхности под подшипники в шатунах и крышках чистой безворсовой тканью. Они должны быть безупречно чистыми.
Проверка радиальных зазоров в подшипниках шатунов
28 Очистите тыльные стороны новых верхних вкладышей подшипников и уста новите их в шатуны. Проследите за тем, чтобы выступ на вкладыше входил в вы емку в шатуне. Не используйте молоток при установке вкладыша на место и будьте очень осторожны, чтобы тем или иным образом не повредить поверхность подшипника. Не смазывайте подшипник на этой стадии.
29 Очистите тыльную сторону другого вкладыша подшипника и установите его в крышку шатуна. И на этот раз позаботьтесь о том. чтобы выступ на вкладыше входил в выемку в крышке. Не наносите смазку. Очень важно, чтобы при сборке сопрягаемые поверхности подшипника и шатуна были абсолютно чистыми и на них не было смазки.
Рис. 10.22. Используйте специальное приспособление для установки иоршиевык колец № 2 и № 1 (воркиего). Проследите за том, чтобы устаиовочиап метка иа иоршиевом кольца(ая) былв обращоиа к диищу поршня |
Рис. 10.30,а. На четырехцилиидровых двигателях иеред уствиввквп поршня в сборе с шатунвм рвсположите замки поршилвых колпц, как виказаио здесь А — Замок верхнего компрессионного кольце и звмок дистанционного элемента/ ре сширителя мвслосъвмного кольце В — Звмок второго компрессионного кольца С — Звмок верхнего элемента маслосъвмного кольца D Замок нижнего элементе маслосъемного кольца |
, НИЖНИЙ ЭЛЕМЕНТ МАСЛОСЪЕМНОГО Г КОЛЬЦА |
ВТОРОЕ КОМПРЕССИОННОЕ КОЛЬЦО |
ВЕРХНЕЕ КОМПРЕССИОННОЕ КОЛЬЦО |
РАСШИРИТЕЛЬ МАСЛОСЪЕМНОГО КОЛЬЦА |
^ ВЕРХНИЙ ЭЛЕМЕНТ МАСЛОСЪЕМНОГО КОЛЬЦА |
f9209S-2C-10.30b HAYNESl |
Рис. 10.30,6. На двигателях V6 лвред устаиввкий пвршип в сбвре с шатуном расположите замки поршневых колпц, кок показало здесь |
30 Расположите земки поршневых колец по окружности поршня, как поквзано (рис. 10.30,8,6).
31 Смажьте поршень и кольца чистым моторным маслом и уствновите нв поршень приспособление для сжвтия поршневых колец. Чтобы нвпревить поршвнь в цилиндр, оставьте свободный участок юбки поршня длиной приблизительно 6 мм. Кольца следует сжвть настолько, чтобы они были рвсположены звподлицо с поршнем.
32 Провернитв коленчвтый вал нв - столько, чтобы шатуннвя шейка № 1 была расположвнв в положении НМТ (нижней мвртвой точки), и обильно нанесите моторное мвсло нв стенки цилиндре.
33 Расположив поршень таким обрв - зом, чтобы маркировкв на его днище (одна или двв точки, см. примечвние в п. 18) была обращвнв в нвпрввлении переднего крвя двигателя (к ремню/цепи гвзораспределительного механизмв), аккуратно встввьтв поршвнь в сборе с шатуном в цилиндр № 1 и упритесь нижним концом приспособления для сжвтия поршневых колец в блок цилиндров. Примечание. На швтуне твкже имеется отметка, которая должна быть обращена в правильном напревлении. На всех моде лях маркировке на шатунах должна быть обрвщенв к переднему крею двигвтеля (к ремню/цепи гвэореспределительного мехвнизмв).
34 Обстучитв верхний крвй приспособления для сжатия поршневых колец, чтобы ввести вго в контакт с блоком цилиндров по всему периметру.
35 Лвгкими удерами по днищу поршня концом дврввянной или пластиковой ручки молоткв (рис. 10.35) введите поршень в цилиндр, нэпрввляя конвц швтунв на шейку коленчатого вала. Непосредственно первд входом в цилиндр порш - невыв кольца могут пытаться выскочить из приспособления, поэтому продол - жвйтв удерживать приспособление при введении поршня. Рвботайте медленно, и если при входе поршня в цилиндр почувствуете квкое-либо сопротивлвнив, немедленно остановитесь. Выясните причину зведания и, прежде чем продолжить. устраните ае. Ни в коем случав не вставляйте поршень в цилиндр принудительно. со знвчительным усилием. Можно сломать кольцо и/или поврадить поршень.
36 Посла уствновки поршня в сборе с шатуном пвред окончательной установкой крышки швтуна следувт проверить радивльный звзор в подшипнике швтунв.
37 Отрежьтв кусок нити из комплекте PlBStigage (комплекте для измерения зв - зоров в подшипниквх скольжвния) подходящего рвзмера длиной чуть короче, чем ширине подшипника швтунв, и положите нить нв шатунную шейку коленчв того ввлв N2 1, пвраллвльно оси швйки (рис. 10.37).
Ряс. 1В.35. Исвользпваппе олвстмассвввй или деревялппй ручки молотка для устапввки лоршпя в цялпедр |
38 Очистите рабочую поверхность крышки подшипникв швтуна и уствновите крышку. Прослвдитв зв тем, чтобы уствновочнвя меткв на крышке нвходи - лвсь нв той же сторонв, что и меткв на шатуне.
39 Вверните болты шатуна и затяните их в две стадии предписанным усилием, уквзвнным в Спецификациях в начале зтой глввы. Примечание. Во избежание ошибочных покаэвний моменте затяжки, которые могут последовать, если торцевая головка будет зеклинена между крышкой шатуна и болтом, используйте тонкостенную торцевую головку. Если торцевая головка склоняется к заклини - ввнию непосредстаенно между болтом и крышкой, слегка приподнимите ее до ус - тренения контакта с крышкой. НЕ прово - речивайте коленчатый вал при выполнении этой операции.
40 Отвврните гайки и снимите крышку швтунв. работвя очень осторожно, чтобы нв сместить нить PlBStigBge.
41 Чтобы определить величину рвдиаль - ного звзора, срввнитв ширину раздавленной нити PlBstigBgB со шквлой. нвпвчв - твнной на кромке упвковки комплекте
Рис. 10.37. Лпложите пить PlBStigege (из комплекта длв измереппя звзоров в подшплликех скольжеппя) лв каждую шатунную шейку лараллольио всевой линии колпочитега вол в |
Рис. 10.41. Оцепите радиальный зазор в подшипнике с пемещыо кжалы иа упакевке кемллекта для лзмерепил звзерев в лодшппииках скольжепля. Измерелле выполняйте пе семей шлрекой члсти лити Plastigage л используйте лравольиую шкалу (предусметрелы бритвлскал и метрпческал ■калы) |
для измерения зезоров в подшипниках скольжения (рис. 10.41). Радиальный зезор обычно находится в диапазоне 0.025-0.050 мм. Зе сведениями по точному значению зазора в подшипниках шатунов не конкретном двигателе обратитесь к дилеру.
42 Если звзор не соответствует норме, зто может быть вызеэно неправильным резмером вкладышей подшипника (зне - чиг. потребуются другие аклэдыши). Прежде чем принять решение о необходимости использования других вкладышей. убедитесь в отсутствии грязи или масла между вкладышами и шатуном или крышкой не момент измерения зазора. Еще раз проверьте диаметр шеек. Если один конец нити Plestigage шире другого, шейка может быть сведенв на конус. Если зазор все равно превышает предписанное предельное значение, следует заменить вкладыши еклэдышеми уменьшенного ремонтного размере. Предостережение. Приустеноакеноао - го коленчатого аала обязательно используйте акладыши стандартного размера.
Рлс. 11.1. Преверка есевего звзера коленчатого ввлв с лемещьш стрелочного лпдлкятера |
43 Тщательно удалите все следы нити Plastigage с шатунной шейки и/или опорной поверхности. Будьте очень осторожны, чтобы не поцарапать подшипник, воспользуйтесь ногтем или краем пластиковой карточки.
44 Убедитесь в ебсолютной чистоте поверхностей вкладышей, а затем нанесите равномерный слой чистой смазки на молибденовой основе или моторного масле на оба вкладышв. Вем потребуется втолкнуть поршень е цилиндр, чтобы открыть поверхность вкледыше в шетуне.
45 Надвиньте шатун назад на шейку, установите крышку шетуне и затяните болты в дее стадии предписанным усилием. указанным в Спецификациях в начале этой главы.
46 Повторите всю процедуру для ос - твльных поршней в сборе с швтунеми.
47 Помните о следующем:
а) при сборке поддерживайте тыльные стороны акладышей и анутренниа стороны шатуноа и крышек а абсолютной частоте;
б) тщательно следите за соответствием поршней а сборе с шатунами и цилиндрами:
е) маркировка на поршне должна быть обращена к переднему краю двигателя (к ремню/цепи газораспределительного механизма);
г) обильно смажьте стенки цилиндроа чистым маслом;
д) после проверки радиального зазора при установке крышек шатунов смажьте рабочие поверхности подшипников.
48 После правильной установки поршней в сборе с шатунами несколько раз проверните коленчатый вал вручную, чтобы проверить его на наличие очевид - ного заедания.
49 И в звключение снова проверьте осевой звзор в шатунвх. Если перед разборкой он был правильным и были воз врэщены на место исходный коленчатый вал и «старые» шатуны, он должен быть првеильным. Если были установлены новые шатуны или новый коленчатый вел. осевой зазор может оказаться неправильным. В этом случае следует снять швтуны и обратиться на станцию технического обслуживания для их дорвботки.