ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Глоссарий основных терминов
Автором даны определения 24 основных терминов, необходимых для понимания и использования производственной системы Тойоты.
Автономизация (автоматизация с элементом интеллекта)
(autonomation)
Вместо термина «автоматизация» в производственной системе Тойоты используется термин «автономизация», или автоматизация с элементом интеллекта. Он означает передачу машине функций человеческого интеллекта. Источником концепции послужил самоприводной ткацкий станок Тойода Сакити. Его изобретение было оснащено приспособлением, которое автоматически останавливало станок, как только рвалась или заканчивалась нить. Иными словами, станок был способен реагировать на нештатные ситуации.
В компании Toyota эта концепция применяется по отношению не только к оборудованию, но и к производственной линии и рабочим. Если нормальное течение рабочего процесса будет нарушено, работник обязан остановить производственную линию. Автономизация препятствует производству дефектной продукции и перепроизводству и автоматически прекращает анормальное течение производственного процесса, позволяя разобраться с ситуацией.
(andon)
Андон — показатель работы производственной линии, размещенный высоко над линией и представляющий средство визуального управления. Сигнальные лампы работают следующим образом. Во время нормального течения рабочего процесса горит зеленый сигнал. Когда рабочему нужно отрегулировать что-то на линии и вызвать помощь, он включает желтый сигнал. Если для устранения сбоя требуется остановка линии, включается красный сигнал. Рабочие не должны бояться остановить производственную линию, чтобы полностью восстановить нормальный ход процесса.
Бака-ёкэ («защита от дурака»)
(baka-yoke)
Для полного исключения дефектов инструменты и оборудование необходимо модернизировать, снабдив их устройствами предотвращения дефектов. Такие устройства называются «бака-ёкэ»[4]; вот несколько их примеров:
1. При ошибке в рабочем процессе деталь не будет подходить к инструменту.
2. Если на детали обнаружен дефект, станок не включается.
3. При ошибке в рабочем процессе станок не начнет обработку детали.
4. При ошибках в рабочем процессе или пропуске одной из операций автоматически вносятся поправки и обработка продолжается.
5. Наличие нарушений на более ранних этапах проверяется на более поздних, чтобы предотвратить дефекты.
6. При пропуске одной операции следующий этап не начнется.
Визуальное управление[5] (управление по сигналам)
(visual control, management by sight)
Автономизация подразумевает остановку производственной линии или станка в случае сбоя. Это диктует необходимость введения различия между сбоем и нормальным течением рабочего процесса. С точки зрения качества любой дефект должен выявляться, поскольку разница между дневными планами производства и их реальным выполнением всегда очевидна. Эта идея применима как к станкам и производственным линиям, так и к расположению деталей и инструментов, складским запасам, циркуляции канбана, стандартным методам работы и т. д. На производственных линиях заводов компании Toyota применяется визуальное управление, или управление по сигналам.
(production leveling)
Колебания потока продукции на производственной линии увеличивают потери. Это происходит потому, что оборудование, рабочие, складские запасы и другие элементы производства всегда должны быть готовы к увеличению объемов производимой продукции. Если количество деталей, забираемых последующим процессом от предыдущего процесса, и период времени выполнения такого изъятия деталей постоянно меняются, то амплитуда колебаний будет возрастать по мере приближения к наиболее ранним этапам производства.
Чтобы избежать колебаний в объеме продукции даже на предприятиях партнеров компании, мы должны стремиться к нулевому уровню колебаний на конечной сборочной линии. В компании Toyota на конечной сборочной линии никогда не собирают одну и ту же модель автомобиля в крупном объеме. Производство выравнивается следующим образом: сначала собирают одну модель, потом другую, а затем снова первую.
Выявление и устранение потерь
(waste recognition and elimination)
Для выявления потерь нам необходимо понять их природу. Производственные потери можно разделить на следующие категории:
Рассмотрим, например, потери при перепроизводстве. Не будет преувеличением сказать, что в периоды медленного роста эти потери являются в большей степени преступлением перед обществом, чем просто коммерческими потерями. Устранение потерь должно быть первой целью бизнеса.
(moving vs. working)
Рабочий может много двигаться, но это не означает, что при этом он занят полезной работой. Работа означает достижение определенного прогресса, ее выполнение с небольшими потерями и с высокой эффективностью. Руководитель должен приложить усилия к тому, чтобы превратить действия рабочих в работу.
(baton passing zone)
В эстафете пловцов и самый быстрый, и самый медленный спортсмены должны проплыть определенную дистанцию. У бегунов более быстрый спортсмен может наверстать отставание товарища, передающего ему эстафету. В производственном цикле предпочитают использовать метод эстафеты бегунов. Чтобы повысить эффективность работы производственной линии, руководитель должен установить зону передачи эстафеты, где рабочие получат возможность скомпенсировать отставание.
(kanban)
Канбан («карточка») — это средство организации производства по принципу «точно вовремя», первого из принципов производственной системы Тойоты. По существу, канбан — это простая форма непосредственной коммуникации, всегда находящаяся там, где необходимо. В большинстве случаев канбан представляет собой листок бумаги, запаянный в прозрачный пластиковый пакет. На этом листке обозначено, какие детали доставить или какие узлы собирать.
В рамках принципа «точно вовремя» последующий производственный процесс обращается к предыдущему процессу с заказом поставить строго необходимые детали в необходимом количестве и в нужное время. Затем предыдущий процесс производит точно заказанное количество деталей. В данном случае обмен информацией о получении или поставке деталей между процессами осуществляется с помощью «канбана отбора» и «канбана поставки» соответственно. Это одна из важных функций канбана.
При помощи «канбана производства» или «канбана заказа» рабочий получает распоряжение обработать полученные с предыдущего процесса детали. Эти две функции канбана работают вместе, циркулируя между процессами на предприятиях компании Toyota, между компанией и ее филиалами, а также внутри каждого филиала.
Кроме того, существует «сигнальный канбан», применяемый в штамповочных цехах, когда, например, все же необходимо произвести большее количество деталей, чем требуется в рамках принципа «точно вовремя».
Многопроцессная система организации труда
(multi-process operation system)
Предположим, что в производственный процесс включены пять токарных, пять фрезерных и пять сверлильных станков, выстроенных в два параллельных ряда. Если один оператор обслуживает пять токарных станков, мы называем это многостаночной системой организации труда. То же относится к обслуживанию пяти фрезерных или сверлильных станков.
Однако, если оператор работает на одном токарном, одном фрезерном и одном сверлильном станках (т. е. участвует в нескольких процессах), мы называем это многопроцессной системой организации труда. В системе Тойоты организация производственного потока имеет первостепенное значение. Таким образом, мы стремимся внедрить многопроцессную систему организации труда, что позволяет уменьшить непосредственное количество рабочих. Для рабочего на производственной линии это означает приобретение нескольких квалификаций вместо одной.
Не создавайте отдельных островков
(do not make isolated islands)
Если рабочие изолированы друг от друга, они не смогут друг другу помогать. Но если изучить комплексные работы и распределить рабочие места таким образом, чтобы рабочие имели возможность помогать друг другу, можно уменьшить число работников. Когда производственный поток организован правильно, отдельных изолированных островков не возникает.
Небольшие поставки и быстрая наладка
(small lot sizes and quick setups)
При выравнивании производства (см. с. 175) продукция производится как можно более мелкими партиями, в отличие от традиционного массового производства, где считается, что чем больше — тем лучше. В компании Toyota мы стараемся не выпускать крупные партии одной и той же модели автомобиля. Конечно, когда главная сборочная линия работает таким образом, вспомогательные производственные процессы должны функционировать аналогично. Это означает, что замены штампов должны производиться часто. До сих пор традиционный здравый смысл диктовал необходимость штамповать как можно больше деталей каждого вида без замены штампа. Однако в рамках производственной системы Тойоты это неверно. Смена штампов производится быстро, причем по мере накопления опыта все быстрее и быстрее. В 40-е гг. на это требовалось от 2 до 3 часов. В 50-е гг. время, затрачиваемое на эту операцию, сократилось до 1 часа и даже до 15 минут. В настоящее время переналадка производится всего за 3 минуты.
Организация производства, основанная на получении прибыли
(profit-making industrial engineering)
Метод управления производством, который мы называем организацией производства (ОП), пришел к нам из США. Оставляя в стороне традиционные определения, в рамках производственной системы Тойоты мы рассматриваем ОП как производственную технологию, направленную на снижение издержек путем гармонизации количества, качества и затрат времени на производстве. Это не строгая теория ОП. Главная особенность ОП в стиле Тойоты заключается в том, что ОД основанная на зарабатывании прибыли, непосредственно связана со снижением затрат.
Остановка производственной линии
(stopping the line)
Если производственная линия не останавливается, это означает: либо она работает идеально, либо на ней имеются серьезные проблемы. Если линию обслуживают множество работников и при этом она не останавливается, значит, проблемы не видны с первого взгляда. Это плохо.
Линия должна быть организована таким образом, чтобы ее можно было остановить при необходимости для того, чтобы:
• предотвратить производство дефектной продукции;
• выполнить улучшения при использовании недостаточной рабочей силы;
• и, наконец, создать надежную линию, которую не нужно будет часто останавливать.
Бояться остановки линии нет причин.
От «экономии труда» к «экономии рабочей силы» и уменьшению числа рабочих
(labor saving to worker saving to reducing number of workers)
Если мы покупаем большие высокопроизводительные станки, то экономим энергию рабочих. Иными словами, происходит экономия труда. Однако более важно уменьшить число рабочих с помощью использования этих станков и направить рабочих в те цеха, где они необходимы. Если в результате экономии труда сэкономлен труд 0,9 рабочего, это ничего не значит. Чтобы добиться снижения затрат, нужно сэкономить труд как минимум одного работника. Таким образом, мы должны стремиться к экономии рабочей силы.
В компании Toyota ставят перед собой новую цель — умень шить число рабочих. Для экономии рабочей силы мы внедрили
автономизацию. Однако, когда объемы производства сократились, мы не смогли пропорционально уменьшить число рабочих, поскольку в автономизированных процессах было занято определенное число работников. В периоды медленного роста мы должны, во-первых, отказаться от концепции фиксированного числа рабочих, а во-вторых, организовать новые, гибкие производственные линии, где требуется меньшее количество работников вне зависимости от объемов производства. В этом заключается цель уменьшения числа рабочих.
(real cause)
Под «причиной» проблемы скрывается ее первопричина (глубинная причина). В каждом случае мы должны докопаться до настоящей причины, пять раз задавая вопрос: «Почему?» В противном случае нельзя принять контрмеры и по-настоящему решить проблему.
Производить ровно столько продукции, сколько требуется
(required numbers equal production quantity)
Объем производства компании Toyota равен рыночному спросу или полученным заказам. Другими словами, требуется ровно столько продукции, сколько будет продано. Следовательно, поскольку рыночный спрос связан с производством, производитель не может произвольно менять объемы выпуска. Чтобы снизить перепроизводство, необходимо добиваться повышения эффективности на основе необходимого количества продукции. Значит, объем производства определяется в зависимости от спроса.
Производственная система Тойоты
(Toyota production system)
Первым аспектом производственной системы Тойоты является производственный метод в стиле Тойоты, что означает организацию потока для процесса изготовления. В прошлом токарные станки стояли на токарном участке, а фрезерные — на фрезерном участке. Сейчас мы размещаем один токарный, один фрезерный и один сверлильный станок в последовательности, соответствующей производственным операциям.
Таким образом, вместо того чтобы закреплять за одним станком одного рабочего, каждому рабочему поручают присматривать за несколькими станками. Если быть более точным, каждый рабочий обслуживает несколько процессов. Это повышает производительность.
Следующим аспектом является система «канбан» — механизм, который обеспечивает функционирование производства по принципу «точно вовремя». При помощи канбана необходимые детали гарантированно оказываются там, где нужно, в необходимом количестве и в нужный срок. Канбан выполняет информационную функцию, передавая заказы на получение или транспортировку деталей, а также функцию заказа на производство внутри производственных процессов.
Производственный поток и принудительная поточная работа
(work flow and work forced flow)
Понятие «производственный поток» означает, что на каждом этапе производственного процесса у продукции появляется добавленная ценность. Если продукция просто движется по конвейеру, это не производственный поток, а принудительная поточная работа. Основным достижением производственной системы Тойоты является организация потока работ, что, естественно, означает организацию производственного потока.
(five whys)
Основа научного подхода компании Toyota заключается в том, чтобы при обнаружении проблемы пять раз задать вопрос «no4eMy?»(why), что обозначается как 5W. Если пять раз получить ответы на вопрос «Почему?», то причина проблемы и метод ее решения станут очевидны. Решение (или «Как?» — how-to) обозначается как 1Н. Таким образом, пять «Почему?» равны одному «Как?» (5W = 1Н).
Расчетная загрузка и фактическая загрузка
(operating rate and operable rate)
Расчетная загрузка — это существующая загруженность станка относительно полного производственного цикла в определенный период времени. Если объем продаж снижается, естественно, падает и расчетная загрузка. С другой стороны, если объем заказов растет, расчетная загрузка может достичь 120 % (за счет посменной работы или сверхурочных работ). Соответствие расчетной загрузки нуждам производства определяется по тому, как используется оборудование относительно объема требуемой продукции.
Фактическая загрузка означает количество времени, когда станок находится в рабочем состоянии и может быть при необходимости задействован. Чтобы добиться идеальной 100-про - центной фактической загрузки, необходимо постоянно поддерживать оборудование в хорошем состоянии и максимально сокращать время на переналадку.
Стандартные методы работы
(standard work procedures)
Для того чтобы производство функционировало по принципу «точно вовремя», необходимо четко и кратко заполнить листок стандартных операций. В нем четко отражаются три элемента стандартной операции:
1. Время цикла — период времени (в минутах или секундах), которое затрачивается на производство одной детали.
2. Последовательность действий — порядок действий рабочего в процессе производства.
3. Стандартные запасы — минимальное количество материалов, необходимых для хода производственного процесса.
«Точно вовремя»
(just-in-time)
Доставка продукции вовремя и в необходимых количествах позволяет избежать потерь, непоследовательности и нецелесообразности и повысить эффективность процессов. Эта идея впервые была высказана Тойода Кийтиро, отцом японской автомобильной промышленности, а его преемники разработали на ее основе производственную систему. Следует помнить, что в соответствии с этим принципом все должно происходить не только в срок, но и точно в назначенный срок. Принципы «точно вовремя» и «автономизация» — два основных принципа, на которых основывается производственная система Тойоты.
Улучшение работы против улучшения оборудования
(work improvement vs. equipment improvement)
Планы по улучшению производства можно разделить на две части:
1) улучшение работы, например установление стандартов работы, реорганизация работы, четкое указание места для каждого предмета;
2) улучшение оборудования, например покупка оборудования и автономизация станков. Улучшение оборудования требует денежных затрат и является необратимым процессом.
В рамках производственной системы Тойоты первым делом разрабатываются последовательность работ и их стандартизация. Таким образом, можно полностью или до определенной степени устранить большинство проблемных зон. Если же сначала проводится улучшение оборудования, улучшить производственный процесс так и не удастся.
[1] Супервайзер (supervisor) — должность низшего управленческого уровня, американское изобретение начала 1970-х гг. Основная задача — организация и координация работ по эффективному надзору за выполнением персоналом требований рабочих стандартов и инструкций. На российских предприятиях аналогом супервайзера можно считать технолога цеха. — Прим ред.
[2] Деканшо (decansho) — тип фольклорных песен, которые были очень популярны в период правления в Японии династии Мейдзи (1868-1912 гг.), особенно среди студентов. — Прим. ред.
[3] В 1945 году по решению стран-союзниц, одержавших победу во Второй мировой войне, Корея была разделена на две части по 38-й параллели. - Прим. ред.
[4] Первоначально такие устройства назывались «бака-ёкэ», но один из создателей их, Сигео Синго (Shigeo Shingo) как-то услышал от рабочих недовольство: «Кого же называют дураками?» Поэтому впоследствии термин был заменен на «пока-ёкэ» (poka-yoke) — «защита от ошибок». В такой замене есть логика, поскольку ошибки могут вызываться не только людьми-«дурака - ми». — Прим. ред.
В практике работ в СССР, а теперь и России под «визуальным контролем» часто понимали контроль внешнего вида изделия. В данном случае речь идет о совершенно другом — а именно, о визуализации, наглядности методов управления посредством соответствующих табло, экранов, карточек, сигналов на линиях, станках и оборудовании. — Прим. ред.