ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА ТОЙОТЫ
Внедрение концепции производственного потока
Ломать устоявшуюся систему организации труда в механическом цехе, где операторы осуществляют только один вид деятельности (скажем, токари — токарную обработку, а сварщики — сварочные работы), нелегко. Такая система использовалась в Японии потому, что мы не представляли себе, как работать по-другому. Я бросил вызов старой системе — так началась разработка производственной системы Тойоты.
Когда в июне 1950 г. началась война с Кореей, у японской промышленности открылось второе дыхание. На волне этого роста поднялась и автомобильная промышленность. Для компании Toyota этот год был особенно трудным и напряженным. Еще в апреле из-за сокращений персонала начался конфликт между рабочими и руководством компании, вылившийся в забастовку и завершившийся через три месяца тем, что президент Тойода Кийтиро принял на себя ответственность за забастовку и подал в отставку. Вскоре после этого разразилась война с Кореей.
Несмотря на особые условия военного времени, мы не перешли на массовое производство, а продолжали производить широкую номенклатуру моделей автомобилей небольшими партиями.
Как я уже говорил, в то время я был менеджером механического цеха на заводе Коромо. В качестве эксперимента я объединил различные станки в единую технологическую цепочку в пределах одного участка. Это кардинально отличалось от традиционной системы, в рамках которой крупная партия одинаковых деталей изготавливалась на одном производственном участке, а затем переправлялась на другой.
В 1947 г. мы располагали станки параллельными линиями или под прямым углом (L-образно), чтобы один рабочий обслуживал три-четыре станка. Однако, даже несмотря на то, что их рабочий день не увеличился, мы столкнулись с сильным сопротивлением рабочих. Им не нравилось, что новая система организации труда требует от них владения несколькими квалификациями: лучше схема «один оператор — один станок», чем «один оператор — несколько станков с разными функциями».
Наша деятельность вскрыла массу различных проблем. Например, когда механическая обработка детали заканчивается, станок надо переналадить. Зачастую нужно было произвести так много подобных переналадок за смену, что неопытные операторы не справлялись с работой.
По мере выявления таких проблем я начинал понимать, в каком направлении двигаться дальше. Я был молод и полон энтузиазма, но все же решил не торопиться с радикальными реформами и набраться терпения.