ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Функция организации управления направлена на создание необходимых условий для достижения целей. Особенность функции организации состоит в том, что она обеспечивает взаимосвязь и эффективность взаимодействия всех остальных функций.
Функции планирования и организации тесно связаны между собой. Планирование готовит базу для реализации целей фирмы, а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди.
Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования, т.е. в формировании управленческих отношений.
Цели функции организации:
- обеспечение перехода из имеющегося состояния объекта в желаемое;
- определение способов, с помощью которых можно перевести с наименьшими затратами и в минимальные сроки имеющиеся в действительности показатели в планируемое состояние.
Совместная работа отдельных сотрудников, осознающих необходимость объединения усилий, может быть наиболее эффективна только при четком понимании каждым из них своей роли в коллективных усилиях и того, как их роли взаимосвязаны.
Основные принципы рациональной организации как управленческой функции — это принцип единства цели и принцип эффективности.
Принцип единства цели заключается в том, что организация деятельности сотрудников в рамках того или иного предприятия или учреждения должна способствовать сотрудничеству индивидуумов в достижении целей данного предприятия или учреждения.
Применение принципа единства цели предполагает, разумеется, наличие ясно сформулированных целей предприятия. Какими бы ни были основные или производные цели, структура организации и ее деятельность должны оцениваться по степени достижения этих целей.
Принцип эффективности состоит в обеспечении высокой эффективности деятельности сотрудников организации, т.е. в достижении целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках.
Различаются три вида организационной эффективности. Индивидуальная эффективность отражает уровень выполнения задач конкретными служащими или членами организации. Подлежащие выполнению задачи являются частью рабочего процесса или должностных обязанностей в организации. Групповая эффективность отражает уровень эффективности группы как единого целого. Эффективность работы всего предприятия или учреждения в целом определяется организационной эффективностью, которая является общим результатом деятельности всех работников и характеризуется синергетическим эффектом. Фактически основой существования организаций является их свойство выполнять больший объем работ, чем это возможно за счет разрозненных индивидуальных усилий.
Хотя финансовые или материальные показатели важны для определения эффективности организационной деятельности, в оценке эффективности принимают участие и нематериальные показатели, в частности, показатели, отражающие индивидуальное и групповое удовлетворение. Для сотрудника эффективная организация деятельности — это такая, которая не допускает потерь или ошибок и обеспечивает удовлетворение от работы, имеет четкие линии подчиненности и распределения ответственности, позволяет принимать участие в решении проблем, придает уверенность в будущем и предоставляет определенный статус и возможности для служебного роста, обеспечивает престижный уровень заработной платы.
Важно соотносить эффективность работы всей организации в целом и эффективность управления этой организацией. Рационализация работы управленческих подразделений не должна негативно воздействовать на конечные результаты работы организации в целом.