Асинхронные электроприводы с регулированием напряжения обмоток статора
Как было показано в разделе 5, регулировать скорость вращения асинхронного двигателя можно, изменяя напряжение обмоток статора. Однако в разомкнутом электроприводе такое регулирование происходит в ограниченном диапазоне скоростей. Для электроприводов с постоянной нагрузкой на валу двигателя изменение скорости может происходить в диапазоне от синхронной со0 до скорости со0 (1 - ,vK). Для электроприводов с вентиляторной нагрузкой диапазон регулирования значительно расширяется и на практике может достигать значений D = l:10. Однако указанное регулирование возможно только в хорошо отбалансированных вентиляторах с малым пусковым моментом М0. Увеличить диапазон регулирования скорости в асинхронных электроприводах с регулированием напряжения обмоток статора удается введением отрицательной обратной связи по скорости двигателя [13]. В таком электроприводе (см. рис. 6.24) асинхронный двигатель М питается по цепи обмоток статора от регулятора напряжения, собранного из трех пар встречно-параллельно включенных тиристоров VS1..VS6, управляемых от системы импульсно-фазового управления.
Рис. 6.24. Функциональная схема асинхронного электропривода с фазовым регулированием напряжения и отрицательной обратной связью по скорости |
Напряжение управления Uy СИФУ образуется путем суммирования сигналов смещения UCM и регулятора скорости 1/рс. Скорость вращения двигателя задается напряжением U3, которое сравнивается на входе регулятора скорости PC с напряжением отрицательной обратной связи по скорости Uoc, формируемым датчиком скорости BR.
Для схемы рис. 6.24, с учетом линеаризации характеристик, можно записать
Uj =^Трн 'h'Uy, (6.43)
где Ulj - фазное напряжение обмоток статора асинхронного двигателя^ ^трн - коэффициент передачи тиристорного регулятора напряжения; кх - коэффициент передачи системы импульсно-фазового управления; Uy - напряжение управления СИФУ.
В свою очередь, напряжение управления
Uу = (U3 - кс ■ ю)крс + UCM, (6.44)
где кс - коэффициент обратной связи по скорости; крс - коэффициент усиления регулятора скорости; UCM - напряжение смещения, необходимое для получения характеристики с минимальным моментом двигателя, равным моменту холостого хода.
Подставив (6.44) в (6.43), получим
ZJj — ктрН • к [(С/3 — кс • ю)^рС + UCM J. (6.45)
Механические характеристики в замкнутой системе образуются из множества характеристик разомкнутой системы. Принцип действия электропривода в замкнутой системе заключается в следующем. Предположим, что двигатель работал на характеристике с фазным напряжением ип (рис. 6.25) С моментом Мс1, ЧТО соответствует скорости COj электропривода. Предположим, что нагрузка на валу двигателя возросла и стала равной Мс2 .
Рис. 6.25. Механические характеристики асинхронного электропривода |
Так как момент двигателя М стал меньше момента сопротивления Мс на его валу, то в соответствии с уравнением движения скорость электропривода начинает падать. Это приводит к тому, что сигнал отрицательной обратной связи по скорости Uoc = kc ■ со уменьшается. Анализ уравнения (6.45) показывает, что в этом случае фазное напряжение Uij возрастает и, следовательно, электропривод переходит на механическую характеристику, соответствующую фазному напряжению U12 ■ Новая точка установившейся работы электропривода соответствует скорости (о2. Результирующая характеристика замкнутой системы электропривода для задающего напряжения U32 более жесткая, а ее жесткость определяется общим коэффициентом усиления контура регулирования скорости. При снижении задающего напряжения до уровня £Уз1
электропривод работает в режиме стабилизации скорости и на неустойчивом участке механической характеристики. Механические характеристики замкнутой системы ограничены слева характеристикой с минимальным моментом, определяемой напряжением смещения UCM, справа - естественной механической характеристикой двигателя, формируемой полностью открытыми тиристорами регулятора напряжения.