Пуск и синхронизация синхронных двигателей
Пуск и синхронизация синхронных двигателей различается в зависимости от особенностей технологического процесса, в котором участвует электропривод. Различают легкий и тяжелый пуск синхронного двигателя. Легкий пуск синхронного двигателя происходит при малых моментах инерции электропривода и малых моментах сопротивления Мс на валу электродвигателя. Тяжелый пуск осуществляется при относительно больших моментах инерции электропривода и моментах сопротивления Мс. Тяжелый пуск осуществляется за значительное время и вхождение двигателя в синхронизм осложняется.
Для мощных двигателей схемы силовых цепей практически сведены с незначительными вариациями к одной, принципиальная схема которой приведена на рис. 5.52.
Пуск синхронного двигателя осуществляется в асинхронном режиме. В большинстве случаев синхронный двигатель мощностью до нескольких сотен киловатт пускают прямым включением в сеть. Кратность пускового тока при прямом пуске kt = = 4^-5.
(
индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора; Rj, X2о - ак_ тивное сопротивление и индуктивное сопротивление рассеяния обмотки ротора, приведенные к обмотке статора.
Рис. 5.52. Схема силовых цепей синхронного двигателя |
Из анализа выражения для тока короткого замыкания (5.75) вытекают три возможных способа токоограничения при асинхронном пуске синхронного двигателя:
• введение на время пуска добавочного активного сопротивления /^iд05 в цепи обмоток статора;
• введение на время пуска добавочного реактивного сопротивления Х1доб в цепи обмоток статора;
• кратковременное уменьшение на время пуска фазного напряжения обмоток статора.
Наиболее часто токоограничение при пуске синхронных двигателей осуществляется использованием реакторов L, включаемых в цепи обмоток статора. В некоторых случаях вместо реакторов L применяются активные резисторы. Кратковременное понижение напряжения обмоток статора достигается включением в схему трансформаторов или автотрансформаторов. Вариант схемы ограничения тока статора при пуске
синхронного двигателя с применением автотрансформатора приведен на рис. 5.53.
Рис. 5.53. Схема силовых цепей синхронного двигателя с автотрансформаторным ограничением пускового тока |
Статические электромеханические характеристики, поясняющие процесс пуска синхронного двигателя с токоограничением, приведены на рис. 5.54.
Рис. 5.54. Статические электромеханические характеристики, поясняющие процесс пуска синхронного двигателя |
Пуск двигателя начинается по характеристике 1, с добавочной индуктивностью L в цепи обмотки статора или пониженном напряжении Uj обмотки статора. По истечении некоторого времени, когда пусковой ток уменьшится до тока переключения /іпер, добавочные индуктивности (см. рис. 5.52) из цепи обмотки статора выводятся, и процесс пуска продолжается по характеристике 2.
При пуске в асинхронном режиме импульсы управления на тиристоры VS3...VSS не подаются и напряжение управляемого выпрямителя равно нулю. В обмотке возбуждения синхронного двигателя индуцируется переменная ЭДС скольжения, под действием которой через стабилитроны VD1, 17)2 и 17)3, 17)4 открываются вспомогательные тиристоры VSI и VS2. В процессе асинхронного пуска обмотка возбуждения синхронного двигателя закорачивается на разрядное сопротивление R. Когда двигатель достигает скорости близкой к подсинхрон - ной, ЭДС скольжения уменьшается, уменьшается и напряжение на управляющих электродах тиристоров VSI, VS2 и они перестают включаться. Разрядное сопротивление отключается от обмотки возбуждения. После чего в обмотку возбуждения подается постоянный ток от управляемого выпрямителя VS3 ... VS8.
Пусковая беличья клетка синхронного двигателя рассчитана на кратковременный режим работы, как правило, 20 + 50 с., длительная работа в асинхронном режиме недопустима. Кроме обеспечения режима пуска, беличья клетка играет роль демпфирующей обмотки, стабилизируя переходные процессы при работе двигателя в синхронном режиме.
Для синхронных двигателей мощностью до нескольких сотен киловатт возможен пуск прямым включением в сеть без промежуточных пусковых характеристик. Примерный вид переходных процессов момента М и скорости со при прямом пуске синхронного двигателя с учетом электромагнитных переходных процессов приведен на рис. 5.55. Синхронный двигатель разгоняется в асинхронном режиме до подсин - хронной скорости оопс, после чего в момент времени tBKJl на его обмотку возбуждения подается напряжение возбуждения U0B и двигатель втягивается в синхронизм. Принципиально на процесс вхождения в синхронизм влияет момент подключения напряжения к обмотке возбуждения. Наиболее благоприятным моментом включения напряжения возбуждения является такое, при котором мгновенное значение наведенной ЭДС в обмотке возбуждения будет равно нулю. Однако, как показали специальные исследования [11], относительное положение ротора относительно магнитного поля, созданного обмотками статора, не
имеет большого практического значения ни с точки зрения качества переходного процесса, ни времени его окончания. Поэтому в большинстве практических случаев схема управления не усложняется путем введения устройств, обеспечивающих включение возбуждения в наиболее благоприятный момент времени.
0е Л/и.,Сйи. хЗ 3 |
со |
2- |
1 - |
О |
-1 |
2 |
3 |
А |
Рис. 5.55. Кривые переходных процессов момента М и скорости & при пуске синхронного двигателя |
Проверку условия вхождения в синхронизм можно производить, пользуясь выражением |
(5.76) |
где Мтах - максимальный момент синхронной машины; ./^ - приведенный к валу двигателя суммарный момент инерции электроприво-
да.
Процесс втягивания в синхронизм зависит в основном от двух параметров: значения подсинхронной скорости сопс и приведенного к валу двигателя суммарного момента инерции электропривода J^ .