Асинхронный электропривод с фазовым регулированием угловой скорости
Одной из эффективных возможностей повышения надежности и экономичности работы электроприводов с асинхронными двигателями является использование тиристорных регуляторов напряжения. Схема силовых цепей нереверсивного тиристорного регулятора напряжения приведена на рис. 5.14.
VSI |
Рис. 5.14. Схема силовых цепей нереверсивного тиристорного регулятора напряжения |
Схема состоит из трех пар встречно-параллельно включенных тиристоров VS1-VS6, управляемых от системы импульсно-фазового управления (СИФУ) входным сигналом Uy. Изменяя напряжение
управления, можно плавно менять действующее значение напряжения на обмотках статора двигателя.
Добавление в схему рис. 5.14 еще двух пар тиристоров позволяет получить реверсивную схему рис 5.15, обеспечивающую возможность вращения двигателя в двух направлениях. В тиристорных регуляторах напряжения небольшой мощности вместо пары тиристоров используются симметричные тиристоры - симисторы, а также тиристорные модули различного типа, в том числе оптронные.
При снижении фазного напряжения U|у- синхронная скорость со0 и критическое скольжение, vK двигателя остаются постоянными, а критический момент двигателя Мк уменьшается пропорционально квадрату фазного напряжения. Соответственно снижается жесткость рабочей части механической характеристики. При постоянной нагрузке Мс регулирование скорости возможно в диапазоне от со0 до со0 (1 — ^Ke). Механические характеристики асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором при изменении напряжения обмотки статора приведены на рис. 5.16. При снижении питающего напряжения на 30 % критический момент асинхронного двигателя уменьшается примерно в два раза, и при значительном статическом моменте двигатель может остановиться и оказаться под пусковым током. Указанные случаи имеют место в слабых электрических сетях (северные районы, сельские местности). Следовательно, в системе управления электроприводом необходима время - токовая защита, предотвращающая нахождение двигателя под недопустимым током длительное время.
В то же время преднамеренное снижение напряжения, подаваемого на статорные обмотки, часто используется для регулирования скорости асинхронного двигателя и для обеспечения плавности пуска.
Регулирование скорости асинхронного двигателя путем изменения напряжения обмотки статора сопряжено с возможностью перегрева его ротора и может производиться лишь при определенных условиях:
• при малом диапазоне снижения скорости относительно номинальной;
• при снижении относительно номинального момента сопротивления на валу двигателя;
• при использовании двигателя с повышенным скольжением.
Предположим, что момент сопротивления на валу двигателя остается постоянным и равным номинальному (Мс =МЯ). При снижении
напряжения до Ul2 двигатель будет работать со скольжением, sp и скоростью Юр = <jo0 (1 - sp). Мощность АРм2, выделяемая в виде потерь в обмотке ротора двигателя, будет равна
= Мс • со0 • sp = 3 • (/2 j2 • R2
и пропорциональна площади прямоугольника Оаб, чр.
Номинальная мощность скольжения, на рассеяние которой рассчитана конструкция двигателя, пропорциональна площади Оабли, она примерно в два раза меньше потерь в роторе двигателя, работающего в точке «в». Естественно, что при работе в указанном режиме ротор двигателя будет перегреваться. Поэтому регулирование скорости асинхронного двигателя изменением напряжения статора возможно в том случае, когда момент сопротивления Мс при снижении скорости существенно меньше номинального момента. Свойством снижения момента сопротивления с уменьшением скорости обладают вентиляторные нагрузки
Мс =М0 + я • оох, (5.38)
где М0 - момент от сил трения, Н • м; а - коэффициент, Н • м • с/рад; х = 2 - для вентиляторов; х = 3 - для центробежных насо-
Механические характеристики для случая вентиляторной нагрузки приведены на рис. 5.17.
Рис. 5.17. Механические характеристики асинхронного двигателя при регулировании напряжения статора и вентиляторном моменте нагрузки |
Поскольку со снижением скорости от <юн до со0 (1- ) момент со
противления Мс уменьшается примерно в квадрат раз от величины снижения скорости, то мощность потерь в обмотке ротора АРш2 со снижением скорости растет в меньшей степени, чем при постоянной нагрузке.
Скорости, соответствующие установившимся режимам работы электропривода, можно определить графически по точкам пересечения механических характеристик асинхронного двигателя М = /(со) и механической характеристики вентилятора Мс = /(со). Точки, соответствующие установившимся значениям скорости или скольжения sH, ,vр,, sp2, могут соответствовать устойчивому или неустойчивому равновесию.
Возникает вопрос об устойчивости работы электропривода с вентиляторной нагрузкой при скольжении, vр,.
При известных параметрах вентилятора и двигателя значения к^с и
кр достаточно просто определяются путем численного дифференцирования выражений (5.40) и (5.42) в математической системе MathCAD. Результаты расчетов к^с и к^, а также их разность - к^с, найденные
для напряжения статора Un, представлены на рис. 5.18.
? ? Рис. 5.18. Зависимости жесткости асинхронного двигателя и вентилятора крс от скорости |
Анализ графических зависимостей рис. 5.18 показывает, что условие (5.39) выполняется в окрестностях скорости сор1 = со0(1 — л*р1). Поэтому вращение вентилятора при скольжении j j будет устойчивым.
Устойчивое вращение вентиляторов со скольжениями, большими
при регулировании их скорости изменением напряжения подтверждается практическими исследованиями для различных типов вентиляторов.
Пример 5.4. Для короткозамкнутого асинхронного двигателя типа 4А112МВ6УЗ рассчитать и построить механические и электромеханические статические характеристики для следующих напряжений обмотки статора: Un= 0,7 • UlH; Ul2 = 0,8 • UlH; UlH.
Основные параметры асинхронного двигателя и его схемы замещения:
•номинальная мощность двигателя Ря = 4 кВт;
• номинальное фазное напряжение U= 220 В;
•номинальное скольжение £н =0,051 о. е.;
•номинальный ток обмотки статора /1н = 9,125 А;
• активное сопротивление фазы обмотки статора R =1,878 Ом;
• индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки
статора Х1ст= 2,248 Ом;
• активное сопротивление ротора, приведенное к обмотке
статора R2 =1,393 Ом;
• индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки ротора,
і
Решение. Расчет механических характеристик асинхронного двигателя произведем в соответствии с выражением (5.7): |
Рис. 5.19. Статические механические характеристики асинхронного двигателя типа 4А112МВ6УЗ для различных напряжений обмотки статора |
Электромеханические характеристики /2 = /(л) для различных напряжений обмотки статора приведены на рис. 5.20.
Графики электромеханических характеристик /2 = / (v) и /1 = / (л) для различных напряжений обмотки статора приведены на рис. 5.20.
Рис. 5.20. Электромеханические характеристики короткозамкнутого асинхронного двигателя для различных напряжений обмотки статора |
Вывод. При изменении напряжения статора критический и пусковой момент асинхронного двигателя уменьшаются пропорционально квадрату фазного напряжения. Одновременно пропорционально напряжению уменьшается ток короткого замыкания. Этим свойством пользуются для ограничения бросков тока при пусках асинхронных двигателей. Регулирование скорости происходит за счет изменения жесткости характеристик. На практике для некоторых типов вентиляторов удается получить диапазон регулирования скорости D = 1:10 за счет работы двигателя на участках механической характеристики со скольжениями, большими s„.
к
Тиристорные пусковые устройства в электроприводах с асинхронными двигателями
Одна из эффективных возможностей повышения надежности и экономичности работы электроприводов с асинхронными двигателями связана с использованием в их структурах тиристорных пусковых устройств, называемых также мягкими пускателями [12]. Тиристорное пусковое устройство (ТПУ) представляет собой специализированный регулятор напряжения переменного тока с фазовым управлением (см. рис. 5.14 или рис. 5.15), предназначенный для регулирования напряжения на статоре асинхронного двигателя при неизменной его частоте. Отличаясь простотой схемы, незначительными массой и габаритами, эти устройства позволяют:
• ограничить ток и момент на валу двигателя при пусках, реверсах и торможениях;
• уменьшить электрические, механические и тепловые нагрузки на элементы самого электропривода, кинематических схем технологического оборудования и систем электроснабжения и тем самым увеличить их срок службы;
• существенно снизить падения напряжения в питающей сети при пусках мощных двигателей.
Функциональная схема асинхронного электропривода с тиристорным пусковым устройством и задатчиком интенсивности на входе приведена нарис. 5. 21.
Рис. 5.21. Функциональная схема асинхронного электропривода с тиристорным пусковым устройством |
Тиристорные пусковые устройства в настоящее время широко применяют практически во всех отраслях промышленности, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Задатчик интенсивности (ЗИ), установленный на вход тиристорного пускового устройства, формирует темп роста напряжения на обмотках статора асинхронного двигателя М. Как правило, выходное напряжение задатчика интенсивности - линейно-нарастающее, но может быть сформирован и более сложный закон изменения напряжения управле
ния (рис. 5.22), определяющий не только ускорение электропривода, но и его рывок.
Рис. 5.22. Выходное напряжение задатчика интенсивности с S - образной характеристикой |
Ускорение d(£>/dt при пуске и торможении двигателя определяется темпом изменения сигнала Uy задатчика интенсивности, причем они связаны между собой зависимостью
dU |
d(D v dt j зад |
у |
(5.47) |
dt |
Значение ускорения {dto/dt) обычно выбирается таким образом, чтобы при известном характере нагрузки от скорости Мс = /(со) и заданном моменте инерции Jv электропривода момент двигателя Мдв, определяемый из уравнения ґ <ІООЛ |
(5.48) |
М |
Л |
+м <м С — ДВ. ДОП 5 |
ДВ |
dt |
/зад |
не превысил допустимого значения Мдв доп. Тиристорное пусковое устройство является дискретным элементом. После включения очередного тиристора изменить напряжение на обмотках двигателя возможно только по истечении некоторого времени, когда система импульсно-фазового управления сформирует импульс на открытие следующего тиристора. Таким образом, тиристорное пусковое устройство представляет собой нелинейное динамическое звено с запаздыванием. Исследования на имитационной модели показали, что представление тиристорного пускового устройства звеном с запаздыванием или апериодическим звеном первого порядка дает один и тот же результат. Графики переходных процессов скорости и момента, полученные в ре- |
зультате моделирования, приведены на рис. 5.23, а динамическая механическая характеристика - на рис. 5.24.
Рис. 5.23. Графики переходных процессов скорости и момента при пуске асинхронного двигателя через тиристорное пусковое устройство |
Рис. 5.24. Динамическая механическая характеристика пуска асинхронного двигателя через тиристорное пусковое устройство |
Сравнительный анализ графиков переходных процессов скорости и момента, а также динамических механических характеристик при пуске двигателя прямым включением в сеть (см. рис. 5.9. - 5.11) и через тиристорное пусковое устройство показывает, что в результате формирования соответствующего закона изменения напряжения управления Uу можно:
•устранить броски динамического момента двигателя на начальном участке пуска;
•уменьшить максимальное перерегулирование скорости и момента в конце пуска, на рабочем участке механической характеристики.