Постоянного тока
Переходным режимом работы электропривода называется режим перехода от одного установившегося состояния к другому. Переходные процессы в электроприводе возникают, например, при пуске двигателя, реверсе, торможении, сбросе или набросе нагрузки, изменении параметров двигателя. В переходных процессах взаимозависимо изменяются скорость двигателя, его ток, момент и ЭДС.
От протекающих по обмоткам двигателя токов в них возникают потери, и обмотки якоря и возбуждения нагреваются. Процесс нагрева двигателя обычно весьма продолжителен, поэтому при исследовании переходных процессов тока и скорости тепловыми переходными процессами обычно пренебрегают, считая активные сопротивления двигателя постоянными.
Электромеханические и электромагнитные переходные процессы в современных электроприводах протекают за соизмеримое время и при исследовании переходных режимов их необходимо учитывать. Тем более что все параметры для расчета таких переходных процессов приводятся в справочных данных по электрическим машинам, а современное программное обеспечение позволяет произвести расчеты без существенных временных затрат. Однако имеется целая группа электроприводов с релейно-контакторным управлением, в которых электромагнитные переходные процессы протекают за очень короткое время и ими так же можно пренебречь.
При исследовании процессов пуска двигателя примем следующие допущения:
• щеки двигателя стоят на геометрической нейтрале, поэтому реакция якоря отсутствует и, следовательно, поток возбуждения постоянен и равен номинальному (Ф = Фн);
• индуктивность цепи обмотки якоря мала и ею можно пренебречь (/,яц =0);
• тепловые переходные процессы в электроприводе закончились, и сопротивления якорной цепи не изменяются (Кяц = const);
• двигатель питается от источника напряжения бесконечной мощности и, следовательно, напряжение обмотки якоря постоянно (U = const);
• момент сопротивления на валу двигателя неизменен (М = const).
Принятые допущения позволяют изобразить электромеханическую характеристику электродвигателя при его пуске, (см. рис. 3. 24).
Рис. 3.24. Электромеханическая характеристика двигателя постоянного тока независимого возбуждения |
С учетом принятых допущений, в соответствие со вторым законом Кирхгофа для якорной цепи можно записать уравнение
U = E + I-Rm, (3.39)
где Rm = Ддв + R - полное сопротивление цепи обмотки якоря двигателя, равное сумме сопротивлений обмотки якоря, дополнительных полюсов, компенсационной обмотки и последовательному добавочному сопротивлению.
ЭДС обмотки якоря определяется в соответствие с уравнением (3.2)
Е = к • Фн - о).
Механическую часть электропривода описывает уравнение движения (2.1)
. , . , Td(D
М — М с =J—. с dt
Электромагнитный момент двигателя находится в соответствие с выражением (3.4)
М = к-Фн •/.
Под электромеханической постоянной времени Тм будем понимать время, в течение которого электропривод, обладающий моментом инерции J, разгоняется без нагрузки из неподвижного состояния до скорости идеального холостого хода <jo0 пРи неизменном токе якоря, равном току короткого замыкания. В соответствие с определением электромеханической постоянной времени электропривод должен разгоняться потраектории, отмеченной на статических электромеханических характеристиках пунктиром.
со = ооу + (сонач - соу) • е м. (3.53)
В частном случае, когда пуск двигателя происходит из неподвижного состояния (оонач = 0) без нагрузки, до скорости идеального холостого хода со о переходный процесс определяется уравнением
со = со0 • (1 — є Тм ). (3.54)
График переходного процесса, рассчитанный по (3.53), приведен на рис 3.25.
Рис. 3.25. График переходного процесса со = /(/) пуска двигателя постоянного тока независимого возбуждения |
Теоретически переходный процесс, рассчитанный по (3.54), заканчивается за бесконечно большое время, однако в электроприводе переходный процесс считается законченным, когда график переходного процесса входит в 5%-ю зону. В данном случае это происходит при t = 3-ТМ. Если бы пуск двигателя происходил при неизменном токе якоря, равном току короткого замыкания /кз, то скорость двигателя изменялась бы в соответствие с ломаной линией 2. Начальный участок ломанной линии 2 является касательной к экспоненциальной кривой 1. Этим свойством пользуются при экспериментальном определении электромеханической постоянной времени Тм, при снятии осциллограмм
переходных процессов пуска двигателя.
Построенные по (3.62) зависимости приведены на рис. 3.26.
Рис. 3.26. График переходного процесса I = /(/) при пуске двигателя постоянного тока независимого возбуждения |
Переходный процесс тока при принятых допущениях определяется экспоненциальной зависимостью и заканчивается в то же время, что и переходный процесс скорости.
Полученные аналитические уравнения (3.53) и (3.61) позволяют произвести анализ влияния на вид и характер переходных процессов различных параметров электропривода. Так, например, увеличение момента инерции J электропривода приводит к возрастанию электромеханической постоянной времени Тм и, следовательно, к затягиванию переходного процесса - он закончится за большее время. Можно показать, что увеличение нагрузки на валу двигателя не влияет на время переходного процесса, однако установившиеся значения скорости и тока будут другими, в соответствие со статическими электромеханическими характеристиками.
Уравнения (3.53) и (3.61) могут использоваться для расчета и анализа переходных процессов пуска, реверса, торможения двигателя, а также при изменении нагрузки на его валу. При расчете по ним необходимо в каждом конкретном случае определить начальные и установившиеся значения координат электропривода сонач, о)у, /нач, /у, а также
постоянную времени Тм.
Пример 3.3. Для двигателя постоянного тока независимого возбуждения построить статические электромеханические характеристики реостатного пуска в две ступени пусковых сопротивлений, записать уравнения для расчета переходных процессов скорости и тока для каждого из участков пуска, а также изобразить графики переходных процессов. Основные параметры двигателя приведены в примере 3.1.
Переходные процессы построить при нагрузке на валу двигателя, не равной нулю.
Решение. В соответствие с условиями задачи схема силовых цепей двигателя должна иметь вид, приведенный на рис. 3.27.
Рис. 3.27. Силовые цепи реостатного пуска двигателя постоянного тока независимого возбуждения |
В рассматриваемом электроприводе обмотка возбуждения LM двигателя включена независимо от его обмотки якоря М. В процессе пуска двигателя вначале запитывается обмотка возбуждения LM, затем, когда переходный процесс нарастания тока в обмотке возбуждения закончится и поток двигателя Ф станет равным номинальному, замыкается контактор КМ. Обмотка якоря двигателя подключается к источнику ПОСТОЯННОГО напряжения U через пусковые сопротивления Л’д! И і? д2 .
По мере разгона двигателя пусковые сопротивления і? д1 и і? д2 последовательно выводятся из цепи обмотки якоря путем закорачивания их замыкающими контактами КМ и КМ2 .
Электромеханические характеристики электропривода при пуске двигателя в две ступени пусковых сопротивлений приведены на рис. 3.28.
Порядок построения характеристик следующий:
• строится естественная характеристика 3 (порядок расчета естественной электромеханической характеристики рассмотрен в примере 3.1;
I с ^пер ^ДОП / Рис. 3.28. Электромеханические характеристики реостатного пуска двигателя в две ступени |
• строится первая пусковая электромеханическая характеристика 1. Характеристика 1 проходит через две точки: скорости идеального холостого хода при токе якоря, равном нулю (со0, / = 0), и допустимого тока /доп при скорости, равной нулю (со = 0). Значение допустимого то - ка /доп обычно определяется из условия удовлетворительной коммутации
где Xj - перегрузочная способность двигателя по току;
• определяется ток переключения /пер, который принимается равным
• в точке с координатами (/пер, соп1) происходит закорачивание первого пускового сопротивления Л’ді (замыкается контакт КМ 1) и двигатель переходит на пусковую характеристику 2. Таким образом, характеристика 2 проходит через две точки: скорости идеального холостого хода со0 при токе якоря, равном нулю (1 = 0), и допустимого тока
/доп при скорости, равной соп1.
Закорачивание второго пускового сопротивления /?д2 также необходимо производить при токе переключения /пер. Бросок тока при переходе двигателя на естественную характеристику должен быть равен допустимому току /доп. Если это не происходит, то ток переключения
/пер необходимо поменять, соответственно несколько увеличив или уменьшив его, однако если ток переключения становиться меньше
1,1 • /н, то необходимо увеличить число пусковых сопротивлений. Конечный график пусковых статических характеристик должен выглядеть так, как показано на рис. 3.28, в этом случае при заданном числе пусковых ступеней переходный процесс будет протекать за меньшее время по сравнению с другими вариантами построения электромеханических характеристик.
Переходные процессы скорости и тока при пуске двигателя по первой пусковой характеристике стремятся попасть в точку установившейся работы с координатами соу1 , /с, однако при достижении скорости
со п | происходит закорачивание первого пускового сопротивления и двигатель переходит на вторую пусковую характеристику - 2.
Переходные процессы скорости и тока при пуске двигателя по второй пусковой характеристике стремятся попасть в точку установившейся работы с координатами <joy2 , /с, однако при достижении скорости
юп2 происходит закорачивание второго пускового сопротивления Rn2 и двигатель переходит на естественную характеристику - 3.
По уравнениям (3.67) - (3.72) для численных значений параметров скорости сонач, о)у и тока /нач, /устроятся графики переходных процессов со = f(t) и / = f(t) (рис. 3.29).
со,/ со = f(t) h <2 Рис. 3.29. Графики переходных процессов скорости и тока при пуске двигателя постоянного тока в две ступени |
Анализ графиков рис. 3.29 показывает, что по мере разгона двигателя при переходе с одной ступени на другую электромеханическая постоянная времени Тм электропривода уменьшается, а переходные процессы протекают быстрее.
Автоматизация процесса пуска двигателя значительно облегчает управление электроприводами, предотвращает возможные ошибки при пуске двигателя и ведет к повышению производительности механизмов.
На рис. 3.29 приведены графики переходных процессов скорости и тока при пуске двигателя постоянного тока независимого возбуждения в две ступени пусковых сопротивлений.
Анализ этих графиков показывает, что автоматическое выключение пусковых сопротивлений должно производиться в определенные моменты времени (ti и t2), при определенных скоростях (ооп1 и ооп2) и определенном токе /пер. Очевидно, что управление пуском двигателя может осуществляться по принципам времени, скорости и тока.
Принцип времени предполагает, что в электрической схеме имеются контролирующие время аппараты, которые в заданные моменты времени ^ и /2 формируют сигналы на закорачивание пусковых сопротивлений Д j и Яд2 .
Принципы скорости и тока предполагают, что электрическая схема электропривода автоматически контролирует соответственно скорость двигателя и его ток и при заданных значениях переменных формирует сигналы на закорачивание пусковых сопротивлений.
Кроме этих трех принципов на практике получили распространение управления по принципу пути, мощности, счета операций и т. д.
В релейно-контакторных электроприводах наиболее распространенными датчиками времени, скорости и тока являются соответствующие реле или контакторы. Так, наиболее распространенным датчиком времени является реле времени, в качестве датчика тока чаще всего используют реле тока, обмотка которого непосредственно включается в якорную цепь двигателя. Датчиком скорости в релейно-контакторных схемах управления электроприводами служит непосредственно сама обмотка якоря двигателя, ЭДС которой при постоянном потоке двигателя пропорциональна скорости вращения (Е = с • со). Контролирующими же ЭДС двигателя аппаратами являются силовые контакторы.