Схема включения и статические характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения
Обозначения, принятые на рис. 3.14, те же, что и на рис. 3.1 для двигателя постоянного тока независимого возбуждения.
При изменении нагрузки на валу двигателя угловая скорость будет изменяться как за счет падения напряжения на сопротивлениях якорной цепи, так и за счет увеличения потока возбуждения Ф. У двигателя постоянного тока последовательного возбуждения обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря, поэтому ток обмотки якоря является одновременно и током обмотки возбуждения. Зависимость потока возбуждения от тока возбуждения двигателя представлена универсальной кривой намагничивания на рис. 3.12, зависимость 1. Кривая намагничивания не имеет точного аналитического выражения и в расчетах обычно аппроксимируется отрезками прямых. Как вариант, на рис. 3.12 кривая намагничивания аппроксимирована двумя прямыми отрезками 2:
Ф = кн-1 при 0</</н; (3.31)
0 = 0j при />/н, (3.32)
где кп - коэффициент пропорциональности между током и потоком кривой намагничивания; Ф| - поток насыщения кривой намагничивания двигателя. Подставим (3.31) в (3.3), получим уравнение электромеханической характеристики двигателя последовательного возбуждения при линейной зависимости потока возбуждения от тока якоря
Зависимость (3.33) носит гиперболический характер.
При токах якоря двигателя, больших номинального тока и принятом законе аппроксимации, поток двигателя стабилизируется и становится равным Ф^. На этом участке работы электродвигателя его электромеханическая характеристика описывается уравнением
Выражение (3.34) - уравнение прямой линии. Таким образом, при больших нагрузках зависимость между угловой скоростью двигателя и током обмотки якоря линейная.
При принятой аппроксимации график электромеханической характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения приведен на рис. 3.15, а.
Электромагнитный момент двигателя постоянного тока определяется зависимостью (3.4)
М=к-Ф-1.
Подставив в (3.4) выражение для потока (3.31) и решив полученное уравнение относительно тока якоря I, будем иметь
1= к-кн
При принятой аппроксимации график механической характеристики двигателя постоянного тока последовательного возбуждения приведен на рис. 3.15, б.
Рис. 3.15. Электромеханическая (а) и механическая (б) характеристики двигателя последовательного возбуждения
Анализ уравнений (3.33) и (3.36) показывает, что электромеханические и механические характеристики, хотя и носят гиперболический характер при малых нагрузках, но не совпадают даже построенные в относительных единицах.
Особенность электромеханической и механической характеристик двигателя последовательного возбуждения является то, что
• они нелинейны при малых нагрузках и становятся практически линейными при нагрузках больших, чем номинальная;
• теоретически они не имеют скорости идеального холостого хода. На практике за счет остаточного потока намагничивания Фост
скорость идеального холостого хода существует и определяется уравнением
U |
со = |
к-Ф |
ост |
(3.38) |
однако она достаточно велика, поэтому двигатели последовательного возбуждения нельзя включать без нагрузки во избежание их разрушения от центробежных сил.
Уравнения (3.33), (3.34) и (3.36), (3.37) не позволяют произвести расчет статических электромеханических и механических характеристик двигателя постоянного тока последовательного возбуждения, так как отсутствует информация для определения конструктивного коэффициента к двигателя и коэффициента пропорциональности кн между током и потоком кривой намагничивания двигателя.
В большинстве практических случаев для расчета реальных естественных электромеханических и механических характеристик используют универсальные характеристики. Универсальные характеристики двигателей последовательного возбуждения типов МП, ДП и Д мощностью до 10 кВт приведены на рис. 3.16. Они представляют собой зависимость относительных значений скорости со* = (у и момента
/ ®н
М* = от относительного тока обмотки якоря /* = ^ , где
шн, МК, /н - номинальные значения скорости, момента и тока якоря. Рис. 3.16. Универсальные характеристики двигателей последовательного возбуждения типов МП, ДП и Д |
В каталожных данных двигателей последовательного возбуждения обычно приводятся следующие параметры:
• Рн - номинальная мощность двигателя, кВт;
• пн - номинальная частота вращения, об/мин;
• UH - номинальное напряжение обмотки якоря, В;
• /н - номинальный ток якоря, А;
• г|н - номинальный КПД, о. е.
Порядок расчета естественных электромеханической и механической характеристик двигателя последовательного возбуждения следующий:
• определяется номинальная угловая скорость
• определяется номинальный момент на валу двигателя
• задается произвольное относительное значение тока и откладывается на графике универсальной характеристики двигателя последовательного возбуждения;
• определяются соответствующие току Tj* относительные значения угловой скорости оо^* и момента Mj*;
• пересчитываются относительные значения тока, скорости и момента на абсолютные значения
^1 _ ^1* ' ’
<х>1 = <х>1* • оон;
Мх =М^ - Мн;
• строится правая декартовая система координат для электромеханических и механических характеристик в абсолютных единицах;
• абсолютные значения тока скорости и момента откладываются в соответствующей системе координат со = /(/) и со = /(М);
• аналогичные вычисления производятся и для других значений тока /2*, /у*;
• по отложенным точкам строятся естественные электромеханические и механические характеристики двигателя последовательного возбуждения.