Обмотки якоря
Схема силовых цепей двигателя постоянного тока независимого возбуждения при регулировании скорости изменением сопротивления в цепи обмотки якоря приведена на рис. 3.7. Схема содержит обмотку якоря двигателя М, два последовательно включенных добавочных сопротивления R і и і? д2, которые шунтированы замыкающими контактами КМ 1 и КМ 2. Обмотка возбуждения двигателя LM питается от отдельного источника напряжения U0B.
Регулирование скорости двигателя осуществляется при номинальном потоке возбуждения Фн и номинальном напряжении обмотки якоря (1Н. Следовательно, электромагнитный момент двигателя пропорционален току якоря и механические и электромеханические характеристики будут совпадать в относительных единицах, поэтому анализ искусственных характеристик будем производить на примере электромеханических характеристик.
+ и |
КМ 1 КМ 2 |
Рис. 3.7. Схема силовых цепей двигателя при регулировании скорости изменением сопротивления в цепи обмотки якоря |
Анализ искусственных электромеханических характеристик будем производить относительно базовой естественной характеристики рис. 3.8. Так как уравнение электромеханической характеристики - уравнение прямой, то для ее анализа достаточно знать поведение двух точек. Эти точки могут быть любыми, принадлежащим уравнению (3.3)
однако наиболее просто анализ проводится, если эти две точки лежат на осях координат.
При токе обмотки якоря 1 = 0 двигатель вращается со скоростью
U н
н |
со0 ®уе Юу2 COyl |
Естественная |
СО ' |
^2г° йд1 |
ЛД1 + ^д2 |
Рис. 3.8. Реостатные характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения |
идеального холостого хода <jl>0 = ^Гф
Скорость идеального холостого хода не зависит от добавочного сопротивления якорной цепи и для данного способа регулирования скорости остается постоянной. Следовательно, все искусственные электромеханические характеристики двигателя независимого возбуждения выходят на оси ординат из одной точки с координатами I = 0; со = Юд •
При скорости со = 0 по обмотке якоря двигателя протекает ток короткого замыкания короткого замыкания обратно
Ядв + Яд
пропорционален сопротивлению цепи обмотки якоря и уменьшается с увеличением этого сопротивления. Этим свойством пользуются для ограничения бросков тока якоря при пусках двигателя независимого возбуждения в релейно-контакторных схемах управления.
Семейство реостатных электромеханических характеристик приведено на рис. 3.8.
Реостатное регулирование скорости, как правило, ступенчатое и только с двигателями малой мощности возможно плавное регулирование скорости при включении в цепь якоря двигателя переменного реостата.
Регулирование скорости производится под нагрузкой. Направление регулирования скорости - вниз от естественной характеристики. Установившиеся значения скорости ооуг под нагрузкой /с уменьшаются с
увеличением добавочного сопротивления в цепи обмотки якоря.
Диапазон регулирования скорости при номинальной нагрузке/) =1:(3 ч-4).
Погрешность регулирования скорости возрастает с увеличением добавочного сопротивления в цепи обмотки якоря.
Регулирование скорости сопровождается потерями мощности в добавочных сопротивлениях цепи обмотки якоря.
Регулирование скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения изменением напряжения обмотки якоря возможно в том случае, когда обмотка якоря питается от отдельного преобразователя П (рис. 3.9). Преобразователь может иметь любую физическую природу, то есть может быть электромашинным, электромагнитным, полупроводниковым.
Рис. 3.9. Схема силовых цепей двигателя при регулировании скорости изменением напряжения в цепи обмотки якоря
Обмотка возбуждения LM двигателя питается от отдельного источника постоянного напряжения U0B и создает номинальный поток Ф
Напряжение на выходе преобразователя определяется уравнением
(3.26)
где ЕП - ЭДС преобразователя, В; Rn - внутреннее сопротивление преобразователя, Ом.
Так как обмотка якоря двигателя включена непосредственно на выход преобразователя, то напряжение на обмотке якоря равно напряжению на выходе преобразователя:
(3.27)
На основании равенства (3.27) приравняем правые части уравнений
(3.26) и (3.1), с учетом (3.2) и того, что добавочное сопротивление в цепи обмотки якоря двигателя отсутствует (R =0), получим
Еп-1 - Rn=k-0 н-ю + /-Ддв. (3.28)
Ретттив (3.28) относительно со, получим уравнение электромеханической характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения, работающего в системе преобразователь-двигатель (П-Д), управляемого по цепи обмотки якоря изменением напряжения:
(3.29)
Ретттив (3.4) относительно тока якоря двигателя I и подставив его в
(3.29) , получим уравнение механической характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения, работающего в системе П-Д, управляемого по цепи обмотки якоря изменением напряжения:
к - Фн (к - Фн)
Анализ уравнений (3.29) и (3.30) показывает, что скорость идеаль-
Е
ного холостого хода <jl>0 =------- 5— изменяется пропорционально ЭДС
Н
преобразователя Еп, а жесткость характеристик уменьшается по отношению к естественной характеристике, так как коэффициент ----------------------------------------------- —
при аргументе I увеличивается из-за добавочного сопротивления преобразователя Rn.
Электромеханические характеристики параллельны друг другу, большему ЭДС преобразователя соответствует большая скорость идеального холостого хода со0/ •
Регулирование скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения изменением напряжения обмотки якоря плавное, коэффициент плавности фпл —»1.
Диапазон регулирования скорости в замкнутых системах регулирования D = 1:10000 и более.
Направление регулирования скорости - вниз от естественной характеристики. У становившиеся значения скорости <юуг снижаются с
уменьшением напряжения обмотки якоря.
Погрешность регулирования скорости возрастает с уменьшением напряжения обмотки якоря и на нижних регулировочных характеристиках может достигать 0,3 - т - 0,4 относительных единиц.
Регулирование скорости производится с высоким КПД, достигающим значений 0,9 - т - 0,95 в электроприводах с транзисторными и тиристорными силовыми преобразователями.